Мамаша Дезирэ и мудрая Пелагея: в Севастополе создали «Портрет Истории»
Фотопроект парка «Федюхины высоты» и фотографа Елены Воробьёвой — это 11 вымышленных историй на основе фактов. В подготовке экспозиции принимали участие 12 профессиональных реконструкторов. Выставка позволяет перелистнуть страницы крымской истории, одну за другой, перемещаясь во времени и пространстве. В центре событий — простые люди легендарных эпох. Всё, что вы увидите — настоящий портрет Истории.
«Проект показывает расцвет греческого города, могущество генуэзских колоний, отвагу римских легионеров, трудные годы Великой Отечественной войны. Достаточно ёмко представлена эпоха Крымской войны. Гости выставки увидят много ярких персонажей, — рассказала руководитель общественной организации «Севпарки» Ольга Глухова, которая к слову, стала одной из героинь проекта.
Ольга не только оказалась в объективе фотографа, но и написала историю своего персонажа и связала её с хорой Херсонеса, расположенной недалеко от проведения выставки.
В 15 лет Пелагею выдали замуж за прославленного военачальника. За особые заслуги ему выделили надел в 26 га. В хоре построили усадьбу, создали сады и пшеничные поля, и, конечно, посадили виноградники. Никак не ожидала Пелагея, что её уделом станет сельское хозяйство вдали от шумного богатого полиса.
К тому же муж любил цитировать Ксенофонта, что женщине нужно «как можно меньше видеть, как можно меньше слышать и задавать как можно меньше вопросов». Ему она вопросов и не задавала. Просто гуляла целыми днями вдоль виноградников, беседовала с соседом-учёным Эвклидом. От него Пелагея узнала о пользе плантажных стен для виноградников и в строительном деле. Все знания аккуратно передавала мужу, а он с удовольствием воплощал «свои идеи» в жизнь.
О судьбе Пелагии в истории — ни следа. В отличие от хоры Херсонеса. Усадьба надела №9 была сооружена в конце IV в. до н.э. Центром постройки был большой двор, по периметру располагались хозяйственные помещения с пифосами для хранения вина и сельхозпродукции, работала винодельня. В западном углу находилась трёхэтажная башня.
В наши дни здесь долгое время находился замусоренный пустырь, но недавно на месте усадьбы был создан сквер — на средства президентского гранта, который выиграла общественная организация «Севпарки».
Многие истории смогли бы стать прекрасной экранизацией, где нашлось бы место и любви, и приключениям, и победам. К примеру, история о кантинье 3-го полка зуавов.
Дезирэ родилась в 1829 году в Северной Африке в большой семье французских колонистов. Как и Пелагея, в 15 лет она вышла замуж, и её судьба коренным образом изменилась. Только вместо спокойной и мирной действительности её ожидали военные реалии. Как только она вышла замуж за сержанта 3-го зуавского полка Роже, вся её жизнь оказалась связана с этим полком.
Однажды, когда французы попали в засаду бедуинов из племени кабилов, молодая девушка впервые получила возможность проявить свой неукротимый характер. Собрав мечущихся в панике зуавов, она с ружьём в руках возглавила отчаянную штыковую атаку и заколола одного из нападавших. Среди погибших при столкновении с неприятелем был её муж Роже.
За проявленное мужество Дезирэ смогла вступить в ряды 2-го батальона 3-го зуавского полка в качестве «кантинье» («маркитантки»). Стоит отметить, что кантинье могли быть только женщины.
В обязанности входило обустройство походного быта солдат и офицеров, продажа им различной мелочёвки, а также напитков и съестных припасов. Маркитантки следовали за своими полками в бой, находились под огнём противника, ободряя солдат своим присутствием и чарками алкоголя из бочонка. Кроме того, оказывали помощь раненым и нередко сами принимали участие в бою. Бочонок с водкой на ремне через плечо — главный символ должности кантинье.
В 1854 году «Мамаша Дезирэ», как прозвали её солдаты, вместе со своим полком отправилась в Крым. Два года она переносила все тяготы войны, не забывала и о личной жизни. За это время она скопила порядочный капитал на торговле и даже вышла замуж за 19-летнео капрала Перье, а в 1856 году вернулась в Алжир, купила виноградники и вышла в отставку.
Словно книга, «Портрет Истории» собрал в себе 11 рассказов, которые объединяют особое внимание к деталям и поражающие воображение повороты судьбы героев.
«Меня поразила и вдохновила одежда, которая была привычна несколько веков назад. Ведь она настолько разнообразна и иногда даже сложно понять, почему люди носили те или иные вещи. И начинаешь задумываться о том, насколько интересно эволюционировала одежда. Детали наталкивают на определённые исторические факты, а они, в свою очередь, начинают удивлять и появляется желание углубиться в прошлое. Надеюсь, что этот проект разбудит у людей интерес к истории», — рассказала в интервью ForPost-Афише фотограф проекта Елена Воробьёва.
Окунуться в гущу событий разных эпох можно уже сейчас. Выставка открылась 23 сентября и продлится в Динопарке до конца года.
Татьяна Руснак
Фото: Павел Кульков, Татьяна Руснак