Маленький человек во тьме: о чём предупреждает «Нос» Яны Туминой

27-04-2021 22:23

24 и 25 апреля на сцене Севастопольского ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Нос» в постановке питерского режиссёра Яны Туминой, лауреата множества престижных театральных премий. На первый взгляд, эта крохотная повесть Николая Гоголя никак не создана для сценической обработки. Мало в этих дебрях абсурда найти росток идеи, надо ещё доходчиво донести её до зрителя на языке театра. Пожалуй, чтобы это сделать максимально убедительно, нужно родиться в городе, где жил и творил Николай Васильевич. И тогда – цвет настроения: питерский андеграунд. И речь даже не о самом действе. Это диагноз нашему обществу и оттенок целой эпохи.

Хотя, надо признать, что «Нос» Яны Туминой – это больше «крик» не о сегодняшнем времени, а об обществе, как жестокой и бескомпромиссной реальности. В этой реальности у маленького человека в любую эпоху крайне мало шансов остаться человеком. А то, как Тумина тонко и горько-комично обыгрывает гоголевских персонажей, лишний раз свидетельствует о том, что во все века человек слаб, он хочет соответствовать, он печётся о социальном статусе, превращая свою жизнь ни во что иное, как в «трагическую буффонаду».

Именно так определила жанр постановки Яна Тумина. На симбиоз трагичного и комичного безусловно работают символы, которые в этом спектакле являются особой движущей силой. Не так страшны носы, живущие своей жизнью, как руки служителей закона, живущие отдельно от головы – явно читается в одном из режиссёрских решений. А вообще, существующие сами по себе части тела – это довольно жуткий образ разрозненного общества и отдельно взятого человека, утратившего свою целостность.

Рассказав историю коллежского ассесора Ковалёва, потерявшего свой нос (куда раньше – самого себя), Гоголь словно одним взмахом лезвия вскрыл пороки петербургского (читай – нашего) общества, показал его малодушие и безнравственность.

Инсценировка Яны Туминой эту мысль продолжила, развила и придала ей откровенно пугающий масштаб. Сценография, решённая в истинно питерских тонах, словно окунает зрителя в мир времён постапокалипсиса, когда духовный кризис из разряда проблемы перешёл в социальную катастрофу. Артисты фактически являются продолжением монументальных декораций, доносящих идею, от которой в тёмном зале становится совсем не по себе – мы не просто несём своё бремя, мы с ним окончательно срослись.

Света в спектакле именно столько, сколько нужно для того, чтобы передать дух и атмосферу города, где разворачиваются события. Едва ли можно представить иной стиль повествования, когда речь идёт о вселенной гоголевских смыслов и образов. Ощущение, что Яна Тумина словно ведёт зрителя по тёмным закоулкам сознания Николая Васильевича. Да и в самом названии как будто зашифрована суть происходящего – стоит лишь прочитать его – «Нос» – справа налево.

Световой рисунок всего действа и запредельно живая, информативная, местами даже ювелирная сценография напоминают атмосферные постановки Руслана Кудашова в Большом театре кукол (г. Санкт-Петербург). Кстати, на этой сцене Яна Тумина поставила такие спектакли, как «POLVERONE.Солнечная пыль» (16 миниатюр по произведениям Тонино Гуэрра), «Шекспир-лаборатория» (цитаты и образы из великих трагедий драматурга), «Оловянный солдатик», «Снежинка, которая не таяла» (по мотивам сказки Витуате Жилинскайте), «Тетрадь Тома Кенти».

Севастопольцы, конечно, помнят «Комнату Герды», которую режиссёр привозила на фестиваль «Сказочное королевство» в 2019 году и абсолютно заслуженно получила Гран-при. И как всё-таки приятно, что Яна Тумина не изменяет своему почерку и создаёт на сцене какой-то завораживающе-тревожный потусторонний мир. В случае с «Носом» этот эффект в разы усиливает гоголевская эстетика, являющаяся для театрального пространства настоящим кладезем смыслов и идей.

«Нос» Яны Туминой это, пожалуй, тот самый случай, когда отсутствие внятного сюжета больше радует, чем напрягает. Зная первоисточник (и даже нестрашно, если не знаешь) ты просто рефлексируешь на тонко выверенный визуально-музыкальный ряд, на отточенные актёрские работы и ловишь себя на мысли: «Пусть этот дивный аттракцион продлится как можно дольше».

Но вот только всё когда-нибудь заканчивается. Вначале этой полуторачасовой экспедиции в мир Гоголя «сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде». Но Яна Тумина закольцовывает действие с явным призывом очнуться и оглянуться вокруг. «Кто дал бы мне крылья как у голубя», — гласит 54 псалом Давида. А заслужили ли мы эти крылья? Настоящее искусство не обязано давать ответы. Но счастье, что оно хотя бы задаёт такие вопросы.

Арсений Веденин

Фото Анны Корниловой

 1,525 Всего просмотров



«Нос», Николай Гоголь, СевТЮЗ, Яна Тумина,

Поделиться:

Похожие посты

Выиграть в ящик: выбираем бюджетные адвент-календари

До Нового Года осталось чуть больше месяца, а значит — самое время позаботиться о подарках. С презентами близким разобраться не так сложно, а что подарить себе любимому? На помощь приходит главный тренд сезона — адвент-календари. ForPost-Афиша подобр

Сезон скидок: откуда взялась «Черная пятница»

25 ноября стартовала самая масштабная распродажа года. Сложно найти витрину, которую бы не украшала надпись: «Скидки!». А на первой странице маркетплейсов и онлайн-магазинов нас повсеместно встречает «Черная пятница». Но почему в этот день продавцы п

«Уэнсдэй»: хороший ремейк от Netflix?

Беспощадный конвейер ремейков добрался до классики моего детства. Так появился сериал «Уэнсдэй», посвящённый дочери семейства Аддамс. Удалось ли создателям не упасть в грязь лицом, или очередное продолжение заклеймят низкими рейтингами? Расскажу в эт

Познавая Пелевина: каким вышел новый фильм про писателя?

22 ноября свой день рождения отмечает самый популярный и загадочный писатель современной России — Виктор Пелевин. По случаю юбилея, режиссёр Родион Чепель попытался узнать больше о писателе, и создал одноимённый документальный фильм. Удалось ли ему р

Как футболисты играют на поле высокой моды?

Некоторые звёзды футбола любят чередовать газон стадиона с подиумом модного показа. Тем временем, эстетика спортивной формы всё активнее проникает в коллекции брендов. Вот и перед ЧМ-2022 Роналду и Месси сделали вирусный проект с Louis Vuitton. В это

Новости ForPost

Метки

Севастополь Конкурс "Живая классика" коронавирус опера Федюхины высоты Достоевский Клим Шипенко танцы Таврида-АРТ Виталий Либа живопись Мариинский театр кинофестиваль Святой Владимир Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Михаил Булгаков музыка праздник кино Дворец культуры рыбаков арт-отель "Украина" спектакль Музеи онлайн искусство Фонд «Живая классика» Сергей Безруков Море изоляция Григорий Лифанов самоизоляция Афиша Севастополя фильмы Санкт-Петербург выставка «Оперные вечера в Севастополе» Балаклава фестиваль художник Ольга Панкратова 9 мая Эрмитаж Новый год театр Александр Петров День Победы карантин Лев Толстой театр драмы "Психо Дель Арт" дети Большой севастопольский офицерский бал театр Луначарского История День ВМФ поэзия Андрей Маслов ЦГБ им. Л.Н.Толстого Севастопольский ТЮЗ Золотая балка книги Херсонес Театральная улица Театр им. Кукол Фёдор Достоевский балет Великая Отечественная война Опера в Херсонесе мастер-классы СевТЮЗ Театр имени Луначарского художники Живая классика Театр Лавренёва Фестиваль «Таврида — АРТ» Конкурс красоты Валерий Либа Анна Каренина Крым Музей обороны Севастополя Мастер и Маргарита фестиваль «Природа Искусства» концерт Херсонес Таврический ДКР выставки Мода Психо Дель Арт Крымский военно-исторический фестиваль Сергей Шнуров СЦКиИ творчество Бесы Театр танца им. В.А.Елизарова Динопарк рецензия Молодёжь Музей-заповедник "Херсонес Таврический" 75 лет Победы спектакли Севастопольский театр оперы и балета Картины Россия