Маленький человек во тьме: о чём предупреждает «Нос» Яны Туминой

27-04-2021 22:23

24 и 25 апреля на сцене Севастопольского ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Нос» в постановке питерского режиссёра Яны Туминой, лауреата множества престижных театральных премий. На первый взгляд, эта крохотная повесть Николая Гоголя никак не создана для сценической обработки. Мало в этих дебрях абсурда найти росток идеи, надо ещё доходчиво донести её до зрителя на языке театра. Пожалуй, чтобы это сделать максимально убедительно, нужно родиться в городе, где жил и творил Николай Васильевич. И тогда – цвет настроения: питерский андеграунд. И речь даже не о самом действе. Это диагноз нашему обществу и оттенок целой эпохи.

Хотя, надо признать, что «Нос» Яны Туминой – это больше «крик» не о сегодняшнем времени, а об обществе, как жестокой и бескомпромиссной реальности. В этой реальности у маленького человека в любую эпоху крайне мало шансов остаться человеком. А то, как Тумина тонко и горько-комично обыгрывает гоголевских персонажей, лишний раз свидетельствует о том, что во все века человек слаб, он хочет соответствовать, он печётся о социальном статусе, превращая свою жизнь ни во что иное, как в «трагическую буффонаду».

Именно так определила жанр постановки Яна Тумина. На симбиоз трагичного и комичного безусловно работают символы, которые в этом спектакле являются особой движущей силой. Не так страшны носы, живущие своей жизнью, как руки служителей закона, живущие отдельно от головы – явно читается в одном из режиссёрских решений. А вообще, существующие сами по себе части тела – это довольно жуткий образ разрозненного общества и отдельно взятого человека, утратившего свою целостность.

Рассказав историю коллежского ассесора Ковалёва, потерявшего свой нос (куда раньше – самого себя), Гоголь словно одним взмахом лезвия вскрыл пороки петербургского (читай – нашего) общества, показал его малодушие и безнравственность.

Инсценировка Яны Туминой эту мысль продолжила, развила и придала ей откровенно пугающий масштаб. Сценография, решённая в истинно питерских тонах, словно окунает зрителя в мир времён постапокалипсиса, когда духовный кризис из разряда проблемы перешёл в социальную катастрофу. Артисты фактически являются продолжением монументальных декораций, доносящих идею, от которой в тёмном зале становится совсем не по себе – мы не просто несём своё бремя, мы с ним окончательно срослись.

Света в спектакле именно столько, сколько нужно для того, чтобы передать дух и атмосферу города, где разворачиваются события. Едва ли можно представить иной стиль повествования, когда речь идёт о вселенной гоголевских смыслов и образов. Ощущение, что Яна Тумина словно ведёт зрителя по тёмным закоулкам сознания Николая Васильевича. Да и в самом названии как будто зашифрована суть происходящего – стоит лишь прочитать его – «Нос» – справа налево.

Световой рисунок всего действа и запредельно живая, информативная, местами даже ювелирная сценография напоминают атмосферные постановки Руслана Кудашова в Большом театре кукол (г. Санкт-Петербург). Кстати, на этой сцене Яна Тумина поставила такие спектакли, как «POLVERONE.Солнечная пыль» (16 миниатюр по произведениям Тонино Гуэрра), «Шекспир-лаборатория» (цитаты и образы из великих трагедий драматурга), «Оловянный солдатик», «Снежинка, которая не таяла» (по мотивам сказки Витуате Жилинскайте), «Тетрадь Тома Кенти».

Севастопольцы, конечно, помнят «Комнату Герды», которую режиссёр привозила на фестиваль «Сказочное королевство» в 2019 году и абсолютно заслуженно получила Гран-при. И как всё-таки приятно, что Яна Тумина не изменяет своему почерку и создаёт на сцене какой-то завораживающе-тревожный потусторонний мир. В случае с «Носом» этот эффект в разы усиливает гоголевская эстетика, являющаяся для театрального пространства настоящим кладезем смыслов и идей.

«Нос» Яны Туминой это, пожалуй, тот самый случай, когда отсутствие внятного сюжета больше радует, чем напрягает. Зная первоисточник (и даже нестрашно, если не знаешь) ты просто рефлексируешь на тонко выверенный визуально-музыкальный ряд, на отточенные актёрские работы и ловишь себя на мысли: «Пусть этот дивный аттракцион продлится как можно дольше».

Но вот только всё когда-нибудь заканчивается. Вначале этой полуторачасовой экспедиции в мир Гоголя «сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде». Но Яна Тумина закольцовывает действие с явным призывом очнуться и оглянуться вокруг. «Кто дал бы мне крылья как у голубя», — гласит 54 псалом Давида. А заслужили ли мы эти крылья? Настоящее искусство не обязано давать ответы. Но счастье, что оно хотя бы задаёт такие вопросы.

Арсений Веденин

Фото Анны Корниловой

 1,689 Всего просмотров



«Нос», Николай Гоголь, СевТЮЗ, Яна Тумина,

Поделиться:

Похожие посты

«Не мамонт», или что нужно знать о курсах блогеров

Почти месяц сообщество российских блогеров «штормит» от всевозможных проверок. Новостная лента пестрит фотографиями малоизвестных женщин, а в заголовках — ну очень неприличные суммы денег. Но кто все эти люди? Они кого-то обокрали? И да, и нет. В это

Главные музыкальные новинки: Лана Дель Рей и Depeche Mode

Март выдался богатым на интересные релизы. Одни слушают новый альбом Майли Сайрус в надежде найти там ещё один хит уровня «Flowers». Другие балуют себя экспериментальным хип-хопом от Дэнни Брауна и JPEGMAFIA. Мы же расскажем о самых впечатляющих нови

«Джон Уик 4»: три часа отборного мордобоя

Спустя четыре года на экраны выходит четвёртая глава захватывающей истории пенсионера-наёмника. Киллер по прозвищу «Баба-Яга» готов дальше мстить и противостоять сети могущественной мафии. «Джон Уик» с каждым новым фильмом собирал в прокате всё больш

Поворот не туда: как нейросети выходят из-под контроля

С каждым днём нейросети всё больше удивляют нас своими способностями. Вместе с тем в Интернете нарастает страх — неужели роботы вот-вот повсеместно заменят челов

Телепузики и тамагочи: как мода наживается на нашем детстве

Мир моды всё чаще обращает свой взор в прошлое. Гранж девяностых и джинсы с низкой талией — начало тысячелетия вновь вдохновляет дизайнеров на создание одежды. «Лекало

Новости ForPost

Метки

День Победы СЦКиИ коронавирус художник Клим Шипенко кинофестиваль Святой Владимир Херсонес Таврический Григорий Лифанов Санкт-Петербург Эрмитаж Молодёжь ЦГБ им. Л.Н.Толстого СевТЮЗ Федюхины высоты кино музыка Балаклава Сергей Безруков опера Музей обороны Севастополя Афиша Севастополя Лев Толстой концерт поэзия Театр имени Луначарского Крымский военно-исторический фестиваль Виталий Либа Золотая балка спектакль праздник Фонд «Живая классика» Психо Дель Арт Достоевский Картины живопись День ВМФ Мода Конкурс красоты сериалы 2023 арт-отель "Украина" Аниме фестиваль 9 мая спектакли Музеи онлайн изоляция книги дети Ольга Панкратова фестиваль «Природа Искусства» балет «Оперные вечера в Севастополе» фильмы 2023 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Новый год История Севастополь выставки Бесы Россия Таврида-АРТ Конкурс "Живая классика" Опера в Херсонесе театр драмы "Психо Дель Арт" выставка Фёдор Достоевский Севастопольский ТЮЗ творчество театр Сергей Шнуров мастер-классы Мастер и Маргарита Живая классика Мариинский театр Александр Петров игры 2023 танцы Дворец культуры рыбаков Валерий Либа 75 лет Победы Анна Каренина Херсонес Большой севастопольский офицерский бал Фестиваль «Таврида — АРТ» Театральная улица Севастопольский театр оперы и балета Театр Лавренёва Михаил Булгаков Театр им. Кукол Море искусство Андрей Маслов карантин Динопарк фильмы художники Крым театр Луначарского рецензия ДКР