Маленький человек во тьме: о чём предупреждает «Нос» Яны Туминой

27-04-2021 22:23

24 и 25 апреля на сцене Севастопольского ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Нос» в постановке питерского режиссёра Яны Туминой, лауреата множества престижных театральных премий. На первый взгляд, эта крохотная повесть Николая Гоголя никак не создана для сценической обработки. Мало в этих дебрях абсурда найти росток идеи, надо ещё доходчиво донести её до зрителя на языке театра. Пожалуй, чтобы это сделать максимально убедительно, нужно родиться в городе, где жил и творил Николай Васильевич. И тогда – цвет настроения: питерский андеграунд. И речь даже не о самом действе. Это диагноз нашему обществу и оттенок целой эпохи.

Хотя, надо признать, что «Нос» Яны Туминой – это больше «крик» не о сегодняшнем времени, а об обществе, как жестокой и бескомпромиссной реальности. В этой реальности у маленького человека в любую эпоху крайне мало шансов остаться человеком. А то, как Тумина тонко и горько-комично обыгрывает гоголевских персонажей, лишний раз свидетельствует о том, что во все века человек слаб, он хочет соответствовать, он печётся о социальном статусе, превращая свою жизнь ни во что иное, как в «трагическую буффонаду».

Именно так определила жанр постановки Яна Тумина. На симбиоз трагичного и комичного безусловно работают символы, которые в этом спектакле являются особой движущей силой. Не так страшны носы, живущие своей жизнью, как руки служителей закона, живущие отдельно от головы – явно читается в одном из режиссёрских решений. А вообще, существующие сами по себе части тела – это довольно жуткий образ разрозненного общества и отдельно взятого человека, утратившего свою целостность.

Рассказав историю коллежского ассесора Ковалёва, потерявшего свой нос (куда раньше – самого себя), Гоголь словно одним взмахом лезвия вскрыл пороки петербургского (читай – нашего) общества, показал его малодушие и безнравственность.

Инсценировка Яны Туминой эту мысль продолжила, развила и придала ей откровенно пугающий масштаб. Сценография, решённая в истинно питерских тонах, словно окунает зрителя в мир времён постапокалипсиса, когда духовный кризис из разряда проблемы перешёл в социальную катастрофу. Артисты фактически являются продолжением монументальных декораций, доносящих идею, от которой в тёмном зале становится совсем не по себе – мы не просто несём своё бремя, мы с ним окончательно срослись.

Света в спектакле именно столько, сколько нужно для того, чтобы передать дух и атмосферу города, где разворачиваются события. Едва ли можно представить иной стиль повествования, когда речь идёт о вселенной гоголевских смыслов и образов. Ощущение, что Яна Тумина словно ведёт зрителя по тёмным закоулкам сознания Николая Васильевича. Да и в самом названии как будто зашифрована суть происходящего – стоит лишь прочитать его – «Нос» – справа налево.

Световой рисунок всего действа и запредельно живая, информативная, местами даже ювелирная сценография напоминают атмосферные постановки Руслана Кудашова в Большом театре кукол (г. Санкт-Петербург). Кстати, на этой сцене Яна Тумина поставила такие спектакли, как «POLVERONE.Солнечная пыль» (16 миниатюр по произведениям Тонино Гуэрра), «Шекспир-лаборатория» (цитаты и образы из великих трагедий драматурга), «Оловянный солдатик», «Снежинка, которая не таяла» (по мотивам сказки Витуате Жилинскайте), «Тетрадь Тома Кенти».

Севастопольцы, конечно, помнят «Комнату Герды», которую режиссёр привозила на фестиваль «Сказочное королевство» в 2019 году и абсолютно заслуженно получила Гран-при. И как всё-таки приятно, что Яна Тумина не изменяет своему почерку и создаёт на сцене какой-то завораживающе-тревожный потусторонний мир. В случае с «Носом» этот эффект в разы усиливает гоголевская эстетика, являющаяся для театрального пространства настоящим кладезем смыслов и идей.

«Нос» Яны Туминой это, пожалуй, тот самый случай, когда отсутствие внятного сюжета больше радует, чем напрягает. Зная первоисточник (и даже нестрашно, если не знаешь) ты просто рефлексируешь на тонко выверенный визуально-музыкальный ряд, на отточенные актёрские работы и ловишь себя на мысли: «Пусть этот дивный аттракцион продлится как можно дольше».

Но вот только всё когда-нибудь заканчивается. Вначале этой полуторачасовой экспедиции в мир Гоголя «сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде». Но Яна Тумина закольцовывает действие с явным призывом очнуться и оглянуться вокруг. «Кто дал бы мне крылья как у голубя», — гласит 54 псалом Давида. А заслужили ли мы эти крылья? Настоящее искусство не обязано давать ответы. Но счастье, что оно хотя бы задаёт такие вопросы.

Арсений Веденин

Фото Анны Корниловой

Loading



«Нос», Николай Гоголь, СевТЮЗ, Яна Тумина,

Поделиться:

Похожие посты

Неделя моды в Париже 2024: полуголые модели и мода на виноград

Неделя моды в Париже 2024 цепляет с первых показов. Модели Saint Laurent прошлись по подиуму с обнаженной грудью. Balmain удивил своим «виноградным» показом. И только Dior стабильно не вызывает никаких эмоций. Подробнее про показы — в нашем обзоре.

МЧС и котята: как мемы спасают людей

МЧС Белоруссии с креативом подошло к работе и запустило серию смешных видео с полезными советами. Теперь их обсуждают в соцсетях, а другие ведомства включаются в «гонку». Как Ольга Бузова, коты, собаки и мемы ТикТока спасают жизни — выясняли в нашем

Elden Ring получит первое и крупнейшее дополнение

Успешные гейм-проекты продолжают пополняться дополнительным контентом. Недавно стало известно, что DLC получит лучшая игра 2022 года — ­­­­

Какими получились «Ходячие мертвецы: Выжившие»?

25 февраля на американском канале AMC вышла первая серия «Ходячие мертвецы: Выжившие». Спин-офф знаменитой зомби-драмы посвящен главному герою Рику Грайму и его возлюбленной Мишонн. Как стартовал мини-сериал, узнаем сегодня. Осторожно! В стать

Неделя моды в Милане 2024: главные показы

Подошла к концу Неделя моды в Милане 2024. Лучшие итальянские (и не только) модные бренды представили новые коллекции. А мы выбрали из них четыре наиболее интересных. Юморной сюрреализм Moschino, гранж Versace, кокетство Prada и вариации смокинга от

Новости ForPost

Метки

мода и стиль Фонд «Живая классика» Неделя моды в Париже Фестиваль «Таврида — АРТ» Неделя моды музыка 2023 Виталий Либа театр Луначарского фильмы 2023 Александр Петров кино поэзия Аниме игры 2023 Достоевский Эрмитаж Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фильмы 2024 опера День ВМФ фестиваль «Природа Искусства» 75 лет Победы искусство изоляция Валерий Либа Клим Шипенко Мариинский театр Тейлор Свифт Музеи онлайн фестиваль карантин Музей обороны Севастополя театр драмы "Психо Дель Арт" мастер-классы 9 мая Дворец культуры рыбаков кинофестиваль Святой Владимир Григорий Лифанов коронавирус Севастопольский театр оперы и балета Театр Лавренёва Российские сериалы Море музыка ДКР концерт спектакли Михаил Булгаков Картины Санкт-Петербург Андрей Маслов Психо Дель Арт ЦГБ им. Л.Н.Толстого праздник Театр им. Кукол мультфильмы 2023 «Оперные вечера в Севастополе» художники Херсонес Конкурс "Живая классика" Мода Dior Ольга Панкратова Молодёжь рецензия Балаклава Афиша Севастополя Конкурс красоты Фёдор Достоевский книги Сергей Безруков фильмы СЦКиИ Федюхины высоты спектакль День Победы выставка "Кинопоиск" Театральная улица творчество театр Севастопольский ТЮЗ Динопарк куда сходить Крым выставки Netflix Новый год хоррор мультфильмы Золотая балка живопись СевТЮЗ балет Большой севастопольский офицерский бал Херсонес Таврический сериалы 2023 арт-отель "Украина" Севастополь Театр имени Луначарского