Маленький человек во тьме: о чём предупреждает «Нос» Яны Туминой

27-04-2021 22:23

24 и 25 апреля на сцене Севастопольского ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Нос» в постановке питерского режиссёра Яны Туминой, лауреата множества престижных театральных премий. На первый взгляд, эта крохотная повесть Николая Гоголя никак не создана для сценической обработки. Мало в этих дебрях абсурда найти росток идеи, надо ещё доходчиво донести её до зрителя на языке театра. Пожалуй, чтобы это сделать максимально убедительно, нужно родиться в городе, где жил и творил Николай Васильевич. И тогда – цвет настроения: питерский андеграунд. И речь даже не о самом действе. Это диагноз нашему обществу и оттенок целой эпохи.

Хотя, надо признать, что «Нос» Яны Туминой – это больше «крик» не о сегодняшнем времени, а об обществе, как жестокой и бескомпромиссной реальности. В этой реальности у маленького человека в любую эпоху крайне мало шансов остаться человеком. А то, как Тумина тонко и горько-комично обыгрывает гоголевских персонажей, лишний раз свидетельствует о том, что во все века человек слаб, он хочет соответствовать, он печётся о социальном статусе, превращая свою жизнь ни во что иное, как в «трагическую буффонаду».

Именно так определила жанр постановки Яна Тумина. На симбиоз трагичного и комичного безусловно работают символы, которые в этом спектакле являются особой движущей силой. Не так страшны носы, живущие своей жизнью, как руки служителей закона, живущие отдельно от головы – явно читается в одном из режиссёрских решений. А вообще, существующие сами по себе части тела – это довольно жуткий образ разрозненного общества и отдельно взятого человека, утратившего свою целостность.

Рассказав историю коллежского ассесора Ковалёва, потерявшего свой нос (куда раньше – самого себя), Гоголь словно одним взмахом лезвия вскрыл пороки петербургского (читай – нашего) общества, показал его малодушие и безнравственность.

Инсценировка Яны Туминой эту мысль продолжила, развила и придала ей откровенно пугающий масштаб. Сценография, решённая в истинно питерских тонах, словно окунает зрителя в мир времён постапокалипсиса, когда духовный кризис из разряда проблемы перешёл в социальную катастрофу. Артисты фактически являются продолжением монументальных декораций, доносящих идею, от которой в тёмном зале становится совсем не по себе – мы не просто несём своё бремя, мы с ним окончательно срослись.

Света в спектакле именно столько, сколько нужно для того, чтобы передать дух и атмосферу города, где разворачиваются события. Едва ли можно представить иной стиль повествования, когда речь идёт о вселенной гоголевских смыслов и образов. Ощущение, что Яна Тумина словно ведёт зрителя по тёмным закоулкам сознания Николая Васильевича. Да и в самом названии как будто зашифрована суть происходящего – стоит лишь прочитать его – «Нос» – справа налево.

Световой рисунок всего действа и запредельно живая, информативная, местами даже ювелирная сценография напоминают атмосферные постановки Руслана Кудашова в Большом театре кукол (г. Санкт-Петербург). Кстати, на этой сцене Яна Тумина поставила такие спектакли, как «POLVERONE.Солнечная пыль» (16 миниатюр по произведениям Тонино Гуэрра), «Шекспир-лаборатория» (цитаты и образы из великих трагедий драматурга), «Оловянный солдатик», «Снежинка, которая не таяла» (по мотивам сказки Витуате Жилинскайте), «Тетрадь Тома Кенти».

Севастопольцы, конечно, помнят «Комнату Герды», которую режиссёр привозила на фестиваль «Сказочное королевство» в 2019 году и абсолютно заслуженно получила Гран-при. И как всё-таки приятно, что Яна Тумина не изменяет своему почерку и создаёт на сцене какой-то завораживающе-тревожный потусторонний мир. В случае с «Носом» этот эффект в разы усиливает гоголевская эстетика, являющаяся для театрального пространства настоящим кладезем смыслов и идей.

«Нос» Яны Туминой это, пожалуй, тот самый случай, когда отсутствие внятного сюжета больше радует, чем напрягает. Зная первоисточник (и даже нестрашно, если не знаешь) ты просто рефлексируешь на тонко выверенный визуально-музыкальный ряд, на отточенные актёрские работы и ловишь себя на мысли: «Пусть этот дивный аттракцион продлится как можно дольше».

Но вот только всё когда-нибудь заканчивается. Вначале этой полуторачасовой экспедиции в мир Гоголя «сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде». Но Яна Тумина закольцовывает действие с явным призывом очнуться и оглянуться вокруг. «Кто дал бы мне крылья как у голубя», — гласит 54 псалом Давида. А заслужили ли мы эти крылья? Настоящее искусство не обязано давать ответы. Но счастье, что оно хотя бы задаёт такие вопросы.

Арсений Веденин

Фото Анны Корниловой

Loading



«Нос», Николай Гоголь, СевТЮЗ, Яна Тумина,

Поделиться:

Похожие посты

Зомби и семейные драмы: каким получился 2 сезон «Одни из нас»

Вышел финальный седьмой эпизод 2 сезона «Одни из нас», снятого по мотивам популярной игры The Last of Us. Это драматичная история о выживании в постапокалиптическом мире, где мутировавший гриб кордицепс превратил большинство людей в зомби. Ожидания п

«Мода народов Крыма 2025»: как дизайнеры сочетают тренды и традиции

Этника всегда в моде, и 24 мая на Бельбекской ярмарке в этом можно было убедиться лично. Там, у подножия Крымских гор, презентовали этнический проект «Мода народов Крыма 2025», где крымские дизайнеры интерпретировали богатую эстетику традиционных кос

Смерть — дело семейное. Чем радует «Пункт назначения: Узы крови»

24 мая в прокат вышел «Пункт назначения: Узы крови». Это самый длинный фильм и успешный фильм в серии: критики на Rotten Tomatoes оценили его на 92% «свежест

Каннский кинофестиваль 2025: победители и самые интересные фильмы

Вчера Каннский кинофестиваль 2025 подошёл к концу. Рассказываем о победителях в ключевых номинациях, лауреате «Золотой пальмовой ветви» и самых ярких картинах.
Обложка: American Empirical Pictures, Indian Paintbrush, Focus Features

Золушка-киборг: почему в литературе всё чаще переосмысляют сказки

Эпоха ностальгии заставляет людей думать, что «раньше было лучше» и охотнее откликаться на знакомые сюжеты. Литературные авторы копают ещё глубже и переосмысляют то, что знакомо каждому с детства — сказки. Как герои известных произведений попадают в

Новости ForPost

Метки

Модный показ Афиша Севастополя мастер-классы "Кинопоиск" Золотая балка аниме 2024 Херсонес Григорий Лифанов сериалы 2024 Санкт-Петербург Конкурс "Живая классика" сериалы 2023 музыка 2025 скандал ДКР театр Луначарского Тейлор Свифт Федюхины высоты Клим Шипенко СЦКиИ Обзор обзор аниме музыка 2023 музыка живопись 9 мая театр балет Андрей Маслов куда сходить Обзор фильма Marvel Бейонсе кино Balenciaga комедия Louis Vuitton искусство изоляция фильмы 2024 спектакли Александр Петров выставки Российские сериалы концерт российские фильмы афиша Севастополь музыка 2024 игры 2023 Dior фестиваль День Победы выставка арт-отель "Украина" Театр имени Луначарского спектакль фильмы театр драмы "Психо Дель Арт" Фильмы 2025 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" карантин BLACKPINK хоррор Новый год Севастопольский ТЮЗ аниме 2025 Крым мультфильмы 2023 СевТЮЗ День ВМФ мультфильмы сериалы 2025 Мода игры 2024 фильмы 2023 опера художники Charli XCX Психо Дель Арт Театральная улица коронавирус ЦГБ им. Л.Н.Толстого Севастополь мода и стиль праздник книги Гарри Поттер Театр Лавренёва Netflix Дворец культуры рыбаков Севастопольский театр оперы и балета Театр им. Кукол Неделя моды рецензия Большой севастопольский офицерский бал Херсонес Таврический мультфильмы 2024 Аниме Сергей Безруков K-pop