Маленький человек во тьме: о чём предупреждает «Нос» Яны Туминой
24 и 25 апреля на сцене Севастопольского ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Нос» в постановке питерского режиссёра Яны Туминой, лауреата множества престижных театральных премий. На первый взгляд, эта крохотная повесть Николая Гоголя никак не создана для сценической обработки. Мало в этих дебрях абсурда найти росток идеи, надо ещё доходчиво донести её до зрителя на языке театра. Пожалуй, чтобы это сделать максимально убедительно, нужно родиться в городе, где жил и творил Николай Васильевич. И тогда – цвет настроения: питерский андеграунд. И речь даже не о самом действе. Это диагноз нашему обществу и оттенок целой эпохи.
Хотя, надо признать, что «Нос» Яны Туминой – это больше «крик» не о сегодняшнем времени, а об обществе, как жестокой и бескомпромиссной реальности. В этой реальности у маленького человека в любую эпоху крайне мало шансов остаться человеком. А то, как Тумина тонко и горько-комично обыгрывает гоголевских персонажей, лишний раз свидетельствует о том, что во все века человек слаб, он хочет соответствовать, он печётся о социальном статусе, превращая свою жизнь ни во что иное, как в «трагическую буффонаду».
Именно так определила жанр постановки Яна Тумина. На симбиоз трагичного и комичного безусловно работают символы, которые в этом спектакле являются особой движущей силой. Не так страшны носы, живущие своей жизнью, как руки служителей закона, живущие отдельно от головы – явно читается в одном из режиссёрских решений. А вообще, существующие сами по себе части тела – это довольно жуткий образ разрозненного общества и отдельно взятого человека, утратившего свою целостность.
Рассказав историю коллежского ассесора Ковалёва, потерявшего свой нос (куда раньше – самого себя), Гоголь словно одним взмахом лезвия вскрыл пороки петербургского (читай – нашего) общества, показал его малодушие и безнравственность.
Инсценировка Яны Туминой эту мысль продолжила, развила и придала ей откровенно пугающий масштаб. Сценография, решённая в истинно питерских тонах, словно окунает зрителя в мир времён постапокалипсиса, когда духовный кризис из разряда проблемы перешёл в социальную катастрофу. Артисты фактически являются продолжением монументальных декораций, доносящих идею, от которой в тёмном зале становится совсем не по себе – мы не просто несём своё бремя, мы с ним окончательно срослись.
Света в спектакле именно столько, сколько нужно для того, чтобы передать дух и атмосферу города, где разворачиваются события. Едва ли можно представить иной стиль повествования, когда речь идёт о вселенной гоголевских смыслов и образов. Ощущение, что Яна Тумина словно ведёт зрителя по тёмным закоулкам сознания Николая Васильевича. Да и в самом названии как будто зашифрована суть происходящего – стоит лишь прочитать его – «Нос» – справа налево.
Световой рисунок всего действа и запредельно живая, информативная, местами даже ювелирная сценография напоминают атмосферные постановки Руслана Кудашова в Большом театре кукол (г. Санкт-Петербург). Кстати, на этой сцене Яна Тумина поставила такие спектакли, как «POLVERONE.Солнечная пыль» (16 миниатюр по произведениям Тонино Гуэрра), «Шекспир-лаборатория» (цитаты и образы из великих трагедий драматурга), «Оловянный солдатик», «Снежинка, которая не таяла» (по мотивам сказки Витуате Жилинскайте), «Тетрадь Тома Кенти».
Севастопольцы, конечно, помнят «Комнату Герды», которую режиссёр привозила на фестиваль «Сказочное королевство» в 2019 году и абсолютно заслуженно получила Гран-при. И как всё-таки приятно, что Яна Тумина не изменяет своему почерку и создаёт на сцене какой-то завораживающе-тревожный потусторонний мир. В случае с «Носом» этот эффект в разы усиливает гоголевская эстетика, являющаяся для театрального пространства настоящим кладезем смыслов и идей.
«Нос» Яны Туминой это, пожалуй, тот самый случай, когда отсутствие внятного сюжета больше радует, чем напрягает. Зная первоисточник (и даже нестрашно, если не знаешь) ты просто рефлексируешь на тонко выверенный визуально-музыкальный ряд, на отточенные актёрские работы и ловишь себя на мысли: «Пусть этот дивный аттракцион продлится как можно дольше».
Но вот только всё когда-нибудь заканчивается. Вначале этой полуторачасовой экспедиции в мир Гоголя «сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде». Но Яна Тумина закольцовывает действие с явным призывом очнуться и оглянуться вокруг. «Кто дал бы мне крылья как у голубя», — гласит 54 псалом Давида. А заслужили ли мы эти крылья? Настоящее искусство не обязано давать ответы. Но счастье, что оно хотя бы задаёт такие вопросы.
Арсений Веденин
Фото Анны Корниловой