Маленький человек во тьме: о чём предупреждает «Нос» Яны Туминой

27-04-2021 22:23

24 и 25 апреля на сцене Севастопольского ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Нос» в постановке питерского режиссёра Яны Туминой, лауреата множества престижных театральных премий. На первый взгляд, эта крохотная повесть Николая Гоголя никак не создана для сценической обработки. Мало в этих дебрях абсурда найти росток идеи, надо ещё доходчиво донести её до зрителя на языке театра. Пожалуй, чтобы это сделать максимально убедительно, нужно родиться в городе, где жил и творил Николай Васильевич. И тогда – цвет настроения: питерский андеграунд. И речь даже не о самом действе. Это диагноз нашему обществу и оттенок целой эпохи.

Хотя, надо признать, что «Нос» Яны Туминой – это больше «крик» не о сегодняшнем времени, а об обществе, как жестокой и бескомпромиссной реальности. В этой реальности у маленького человека в любую эпоху крайне мало шансов остаться человеком. А то, как Тумина тонко и горько-комично обыгрывает гоголевских персонажей, лишний раз свидетельствует о том, что во все века человек слаб, он хочет соответствовать, он печётся о социальном статусе, превращая свою жизнь ни во что иное, как в «трагическую буффонаду».

Именно так определила жанр постановки Яна Тумина. На симбиоз трагичного и комичного безусловно работают символы, которые в этом спектакле являются особой движущей силой. Не так страшны носы, живущие своей жизнью, как руки служителей закона, живущие отдельно от головы – явно читается в одном из режиссёрских решений. А вообще, существующие сами по себе части тела – это довольно жуткий образ разрозненного общества и отдельно взятого человека, утратившего свою целостность.

Рассказав историю коллежского ассесора Ковалёва, потерявшего свой нос (куда раньше – самого себя), Гоголь словно одним взмахом лезвия вскрыл пороки петербургского (читай – нашего) общества, показал его малодушие и безнравственность.

Инсценировка Яны Туминой эту мысль продолжила, развила и придала ей откровенно пугающий масштаб. Сценография, решённая в истинно питерских тонах, словно окунает зрителя в мир времён постапокалипсиса, когда духовный кризис из разряда проблемы перешёл в социальную катастрофу. Артисты фактически являются продолжением монументальных декораций, доносящих идею, от которой в тёмном зале становится совсем не по себе – мы не просто несём своё бремя, мы с ним окончательно срослись.

Света в спектакле именно столько, сколько нужно для того, чтобы передать дух и атмосферу города, где разворачиваются события. Едва ли можно представить иной стиль повествования, когда речь идёт о вселенной гоголевских смыслов и образов. Ощущение, что Яна Тумина словно ведёт зрителя по тёмным закоулкам сознания Николая Васильевича. Да и в самом названии как будто зашифрована суть происходящего – стоит лишь прочитать его – «Нос» – справа налево.

Световой рисунок всего действа и запредельно живая, информативная, местами даже ювелирная сценография напоминают атмосферные постановки Руслана Кудашова в Большом театре кукол (г. Санкт-Петербург). Кстати, на этой сцене Яна Тумина поставила такие спектакли, как «POLVERONE.Солнечная пыль» (16 миниатюр по произведениям Тонино Гуэрра), «Шекспир-лаборатория» (цитаты и образы из великих трагедий драматурга), «Оловянный солдатик», «Снежинка, которая не таяла» (по мотивам сказки Витуате Жилинскайте), «Тетрадь Тома Кенти».

Севастопольцы, конечно, помнят «Комнату Герды», которую режиссёр привозила на фестиваль «Сказочное королевство» в 2019 году и абсолютно заслуженно получила Гран-при. И как всё-таки приятно, что Яна Тумина не изменяет своему почерку и создаёт на сцене какой-то завораживающе-тревожный потусторонний мир. В случае с «Носом» этот эффект в разы усиливает гоголевская эстетика, являющаяся для театрального пространства настоящим кладезем смыслов и идей.

«Нос» Яны Туминой это, пожалуй, тот самый случай, когда отсутствие внятного сюжета больше радует, чем напрягает. Зная первоисточник (и даже нестрашно, если не знаешь) ты просто рефлексируешь на тонко выверенный визуально-музыкальный ряд, на отточенные актёрские работы и ловишь себя на мысли: «Пусть этот дивный аттракцион продлится как можно дольше».

Но вот только всё когда-нибудь заканчивается. Вначале этой полуторачасовой экспедиции в мир Гоголя «сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде». Но Яна Тумина закольцовывает действие с явным призывом очнуться и оглянуться вокруг. «Кто дал бы мне крылья как у голубя», — гласит 54 псалом Давида. А заслужили ли мы эти крылья? Настоящее искусство не обязано давать ответы. Но счастье, что оно хотя бы задаёт такие вопросы.

Арсений Веденин

Фото Анны Корниловой

Loading



«Нос», Николай Гоголь, СевТЮЗ, Яна Тумина,

Поделиться:

Похожие посты

«Аркейн» 2: что произошло во втором акте

Атмосфера накаляется! Кейтлин и Вай оказываются по разные стороны баррикад. Мэл похищает некто из организации «Чёрная Роза». Джейс, Экко и Хеймердингер сталкиваются с мощью Аркейна. Виктор с помощью новых способностей начинает строить свой культ. А у

S.T.A.L.K.E.R. 2 вышла! Вот, что нужно знать о новой игре

S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl официально вышла на цифровых площадках. Это первая игра во вселенной «Сталкера» за долгие 15 лет. Каким получился S.T.A.L.K.E.R. 2? О чем новая игра и какой у нее геймплей? Как о второй части отзываются критики? К

Три игровые революции серии Half-Life

Half-Life 2 отмечает юбилей: 16 ноября научно-фантастическому шутеру от Valve исполнилось 20 лет. В честь этого вспоминаем, как серия Half-Life трижды изменила игровую индустрию.
Обложка: Dhabih Eng

О чём се

Начали с нуля: Linkin Park выпустили новый альбом From Zero

Пару месяцев назад Linkin Park объявили о своём возвращении с новыми вокалисткой и барабанщиком — Эмили Армстронг и Колином Бриттейном. С тех пор ребята успели ярко заявить о себе, записав саундтрек к одной из самых ожидаемых новинок года — второму с

Что нам готовит кулинарное шоу по «Гарри Поттеру»?

Поттероманы, ликуйте! На телеканале Food Network и стриминговом сервисе HBO Max вышло кулинарное шоу «Harry Potter: Wizards of Baking» («Гарри Поттер: Волшебники выпечки»). В нём дуэты профессиональных пекарей соревнуются на съёмочных площадках, где

Новости ForPost

Метки

Севастопольский театр оперы и балета концерт Театр им. Кукол мастер-классы Сергей Безруков Александр Петров арт-отель "Украина" Dior мультфильмы День Победы СЦКиИ Херсонес Таврический Виталий Либа Аниме театр Тейлор Свифт Неделя моды в Париже Крым книги игры 2024 музыка 2024 карантин Херсонес Louis Vuitton Театр Лавренёва мода и стиль Валерий Либа Музей обороны Севастополя праздник Театральная улица Конкурс "Живая классика" балет День ВМФ Модный показ творчество музыка мультфильмы 2024 фильмы фестиваль «Природа Искусства» Санкт-Петербург поэзия Севастополь игры 2023 мультфильмы 2023 ЦГБ им. Л.Н.Толстого ДКР Российские сериалы куда сходить Клим Шипенко Новый год Мода Федюхины высоты 9 мая хоррор поп-музыка Netflix Гарри Поттер художники Афиша Севастополя живопись Театр имени Луначарского Balenciaga Золотая балка фильмы 2023 театр Луначарского "Кинопоиск" «Оперные вечера в Севастополе» Фестиваль «Таврида — АРТ» Балаклава Дворец культуры рыбаков выставка фестиваль Андрей Маслов российские фильмы Севастопольский ТЮЗ коронавирус Обзор K-pop Григорий Лифанов Большой севастопольский офицерский бал рецензия Конкурс красоты афиша Севастополь выставки фильмы 2024 изоляция спектакль аниме 2024 искусство сериалы 2023 опера спектакли театр драмы "Психо Дель Арт" Психо Дель Арт Неделя моды кино Музей-заповедник "Херсонес Таврический" музыка 2023 сериалы 2024 СевТЮЗ