Маковые поля и белая акация: вглядываемся в полотна весеннего Севастопольского пленэра
Вот уже более 20 лет традиционный Севастопольский пленэр объединяет художников из разных уголков страны для чувственного диалога с южной природой. Залитая солнцем балаклавская набережная, манящие рыбацкие причалы, сочные маковые поля, город, утопающий в душистых акациях — полотна живописцев вновь пестрят разнообразием сюжетов и настроений. В арт-отеле «Украина» открылась отчётная выставка Второго весеннего Академического Севастопольского пленэра.
Всё началось в далёком 1998 году, когда художник Анатолий Сухоруких под своим руководством объединил группу живописцев. Они начали собираться вместе на свежем воздухе и переносить на холст самые разные уголки крымского побережья. В дальнейшем этой идеей загорелись многие талантливые мастера. Через три года художники обратились в арт-отель «Украина» с предложением проводить пленэр на его базе. Директор отеля Светлана Антоненко поддержала эту инициативу. И сегодня уже практически невозможно представить крымское живописное пространство без Севастопольского пленэра.
Каждый из художников, чьи работы представлены на выставке, транслирует на зрителя свои взаимоотношения с крымской природой. Рамазан Усеинов переносит зрителя на колоритные улочки старого города, томящегося под весенним солнцем; Игорь Шипилн отправляет под уютную тень рыбацких лодок, стоящих без дела; Николай Дудченко предлагает на время забыться под густыми молочными облаками древнего города. Впитывая в себя всю эту красоту, мы едва ли представляем, какой труд лежит за каждым мазком живописца.
«Быстро доехать, быстро написать — не всегда успеваем. — делится заслуженный художник Крыма Николай Дудченко. — Это сложная вещь – писать на натуре. Хотелось бы дать ощущениям отстояться недельку, а потом снова продолжить. Вот это было бы замечательно. Ведь работа художника проходит как на пленэре, так и вне его, а задача – постоянно совершенствоваться».
Но чем бы ни вдохновлялся художник — каменистым берегом Херсонеса Таврического или архитектурой домов южного побережья — для его творческой души необходимы новые впечатления.
«Это радостный миг жизни – переключиться на прямое общение с природой и коллегами. — признаётся живописец, член-корреспондент Российской Академии Художеств Евгений Кузнецов. — Потому что на самом деле, повседневная работа художника – это уединённая келья мастерской, ну и может редкие выставки с друзьями. А здесь мы все работаем на глазах друг у друга и впечатляемся не только природой, но и неожиданными решениями своих коллег».
На весеннем пленэре особым источником вдохновения для художников стали маки, утопающие в траве. Искусствовед Людмила Смирнова отметила, что в этот раз живописцы словно вступили в соревнование с Клодом Моне (чего только стоит его знаменитое «Поле маков»), но победу не одержали. Да и незачем соревноваться с великими мира сего, надо создавать свой самобытный почерк и вырабатывать уникальный стиль. И всё же, на маковое поле, исполненное кистью Елены Молчановой-Дудченко, хочется смотреть долго — как на огонь в камине.
«Этот пленэр для меня особенный тем, что он весь благоухающий, проходит среди севастопольских акаций. — отмечает художница. — Меня это очень порадовало, потому что в основном севастопольские пленэры проходили осенью. Я всегда мечтала попасть в Севастополь весной».
И кстати, севастопольская акация на полотнах Елены Молчановой-Дудченко обладает не менее сильным магнетизмом, чем её маки. Крымская весна. И этим всё сказано.
Арсений Веденин
Фото автора