Чем удивляют «Ловцы забытых голосов» Макото Синкая

С 6 февраля в российском кинопрокате показывают знаковую работу Макото Синкая — «Ловцы забытых голосов». Фильм вышел в 2011 году, когда японский режиссёр ещё не выпустил свои культовые работы «Твоё имя» и «Дитя погоды». Даже на фоне их популярности, «Ловцов» по-прежнему считают самой необычной работой аниматора. Почему даже спустя 14 лет фильм заслуживает внимания — в нашей статье.
Обложка: CoMix Wave Films
Новый Миядзаки
Макото Синкай — человек-оркестр. Над своими фильмами он чаще всего работает самостоятельно, совмещая роли режиссёра, продюсера, сценариста, главного аниматора и фазовщика (художника, который рисует промежуточные кадры — прим. ред.). С детства Макото вдохновлялся работами Хаяо Миядзаки и хотел научиться рисовать собственные. Его любимый мультфильм японского мэтра — «Небесный замок Лапута». Чтобы исполнить мечту, Синкай получил литературное образование в университете в Токио.
Как устроен «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки
После защиты диплома он пять лет проработал в «Minori» — японской компании, которая создавала визуальные новеллы. Там Макото трудится над открывающим видео к популярной в 2010-ых серии игр «Ef: A Fairy Tale of the Two». В это же время он знакомится с Тэммоном — композитором тайтла. С тех пор они стали «боевыми товарищами». Тэммон пишет всю музыку для работ Синкая. Даже для первой работы Макото в 1999 году — пятиминутной короткометражки «Она и её кот», больше похожей на графический роман, чем на анимацию.
Кадр: Liden Films, Ultra Super Pictures
Аниматор поделился фильмом на своём веб-сайте, и позже им заинтересовалась компания CoMix Wave. Короткометражку выпустили тиражом на дисках, а в комплекте шла книга с комментариями аниматора. Постепенно Синкай приближался к своей мечте. Следующий мультфильм «Голос далёкой звезды» прославил его на всю страну. Если обычный DVD-тираж аниме-релизов в Японии не превышал 10 тысяч копий, «Голос далёкой звезды» разошёлся на 50 тысяч дисков.
Мультфильм не для детей
В отличие от Миядзаки, Макото Синкай исследует в своих историях не взросление и вред капитализма. Автору куда интереснее рассказывать зрителям о потерях и расставании. Главная героиня «Ловцов забытых голосов», юная Асуна Ватасэ, с детства проводит много времени одна. Её отец погиб, а мать работает медсестрой и практически не бывает дома. Чтобы не тосковать в одиночестве, девочка часто забирается на гору в своё секретное логово и слушает доставшееся от отца радио. Однажды по пути в убежище она встречает Сюна — загадочного мальчика, который якобы родом из неизвестной страны Агарты. Их дружба была недолгой: на следующий день Асуна узнаёт, что он погиб. Но если девочка найдёт способ попасть в ту самую Агарту, ей удастся оживить не только своего друга, но и отца.
Кадр: CoMix Wave Films
В мультфильме «Ловцы забытых голосов» Синкай заигрывает с фэнтези. Обычно Макото сталкивает героев с понятной человеческой болью — смертью, потерей, расставанием. А затем приправляет их нотками фантастики, как в «Твоём имени». Но нить повествования «Ловцов забытых голосов» протягивается в альтернативный мир, из-за чего мультфильм часто сравнивают с «Унесёнными призраками» Миядзаки. В «Ловцах» Синкая можно увидеть и другие отсылки на работы его кумира. Разрушенная, пустынная Агарта визуально напоминает «Небесный замок Лапута». А сюжетная линия, где главная героиня находит загадочный мир, наполненный странными существами, отсылает к «Моему соседу Тоторо».
Кроме Асуны в «Ловцах забытых голосов» есть и другие герои, пытающихся справиться с потерей. Син — младший брат Сюна, переосмысливает свои принципы и взгляды на устройство Агарты. Рюдзи Морисаки — новый школьный учитель Асуны, член тайной организации «Архангел», одержимой поисками Агарты. Он мечтает вернуть к жизни покойную жену, поэтому вместе с ребятами отправляется в путешествие. Также важные персонажи истории — насекомые. Они неспроста часто появляются в кадре: в японских легендах их считают связующим звеном между миром живых и мёртвых.
Кадр: CoMix Wave Films
Отчасти «Ловцы забытых голосов» напоминают реверс мифа об Орфее и Эвридике. В версии Макото Синкая именно женский персонаж (Асуна) находится в поисках мужского (Сюн). Вдобавок, ближе к кульминации Синкай словно нарочито снижает градус и предлагает зрителю непринуждённо наблюдать за происходящим. Режиссёр не хочет доводить драму кипения — вместо этого он делает мультфильм медитативным.
Визуальное исполнение кадров тоже «замедляет» восприятие «Ловцов». Каждая сцена наполнена красками и важными деталями, которые хочется получше рассмотреть. И хотя пока Синкая называют «вторым Миядзаки», есть большая вероятность, что ещё через десять лет творчества, его имя станет обособленным. А «Ловцы забытых голосов» — первой ступенькой режиссёра на пути к становлению собственного стиля.
Анастасия Скалдина-Котлярова