Не только «Твоё имя»: кто такой Макото Синкай и почему все его любят

08-08-2025 14:24
Макото Синкай

Японский аниматор Макото Синкай и его мультфильмы набирают популярность по всему миру. Их всё чаще показывают в кинотеатрах, а пользователи в интернете активно обсуждают, происходят ли события мультфильмов «Твоё имя» и «Дитя погоды» в одной вселенной или что символизируют коты из «Судзумэ, закрывающей двери». Вместе с японистом и исследователем манги Миленой разобрались, чем цепляют работы Синкая.

Обложка: CoMix Wave Films, Funimation Films

Чем известен Макото Синкай

Как Макото Синкай начинал свой творческий путь мы рассказывали в этом материале:

Сейчас японского аниматора знают в индустрии благодаря его знаменитой трилогии трагедий: «Твоё имя», «Дитя погоды» и «Судзумэ, закрывающая двери». Их сюжеты не связаны между собой, хоть и основаны на природных катастрофах, случившихся в Японии. Через них Макото Синкай медленно распутывает клубок эмоций, которые пережил после ужасного землетрясения и цунами в японском регионе Тохоку в 2011 году.

Режиссёр рассказывает: «Катастрофа произошла всего 14 лет назад, но для меня было важно поместить её в контекст мультипликации. Эта комбинация такой серьёзной темы и индустрии развлечений… я думаю, что было много сопротивления со стороны японских кинозрителей. Но для меня, поскольку тема была настолько серьёзной, было важно придать ей некоторое визуальное облегчение или поместить её в более созидательный контекст».

Лучшие аниме
Кадр: Aniplex, CoMix Wave Films, East Japan Marketing & Communications Inc.

С помощью трилогии Макото Синкай хотел создать мостик между свидетелями той страшной трагедии и более молодым поколением, которое её не застало. «Есть много таких вопросов, с которым, я думаю, нам нужно встретиться лицом к лицу, которые требуют нашего внимания. Но трудно столкнуться с ними во время беседы. Так что можно поместить их в контекст, в котором более молодая аудитория будет открыта для обсуждения», — делится аниматор.

Трилогия трагедий помогла морально исцелиться и самому Синкаю. После землетрясения в 2011 году, японский режиссёр долго думал о своей роли в этом мире. Он наблюдал за работой полицейских, медиков, спасателей и чувствовал себя бесполезным. Со временем аниматор нашёл для себя смысл в работе: помогать людям справиться с таким травмирующим опытом, но в то же время не забывать о нём. Синкай прокладывает свой режиссёрский путь, сосредоточившись на теме расстояния между людьми, вплетая в сюжеты японские мифы и истории о подростковой любви.

Аниме про любовь

Кадр: CoMix Wave Films, Funimation Films

Сейчас работы Синкая достигли мировой популярности наравне с мультфильмами Хаяо Миядзаки. Даже спустя много лет после премьеры их часто возвращают в мировой прокат. Например, с 6 февраля в российских кинотеатрах показывали картину Синкая «Ловцы забытых голосов», а с 27 марта — «Сад изящных слов». Из-за этого аниматоров часто сравнивают, и некоторые критики даже называют Макото «вторым Миядзаки». Насколько справедливо это утверждение и чем работы режиссёра привлекают зрителей — выясняли вместе с японистом и исследователем манги Миленой.

Какие характерные особенности отличают работы Синкая?

— Думаю, это прежде всего характерный визуальный стиль и сочетание определённых тем внутри сюжетов. Невообразимо красивые пейзажи, вкупе с повседневно-фантастическими историями, герои которых борются со временем, природой, расстояниями или другими, казалось бы, непреложными явлениями.

Сад изящных слов Макото Синкай

Кадр: CoMix Wave Films, Nova Media

А ещё он прекрасно владеет временем: режиссёр умеет хорошо работать с любым хронометражем — будь то одноминутный проморолик, шестиминутная короткометражка или же полнометражная анимация. В этом смысле одна из моих любимых его работ — реклама курсов по подготовке к выпускным экзаменам — «Перепутье» (Cross Road). Режиссёр буквально за пару минут показывает нам целую историю, заставляя сопереживать персонажам, которых знаем от силы пару секунд.

Этот же навык он использует и в других, более известных своих работах: используя частую смену сцен в «Твоём имени» и «Дитя погоды» или же намеренно вращая историю вокруг единственной физической точки и растягивая кадры с её изображениями в фильмах «Сад изящных слов» и «Она и её кот».

Макото Синкай работы

Кадр: CoMix Wave Films, Orange Animation Studio

Если говорить подробнее о визуальной составляющей, то это буквально визитная карточка Макото Синкая. Его пейзажи можно узнать с одного кадра: обилие света, умело сочетающиеся между собой яркие и слегка пастельные цвета, мельчайшие блики на каплях дождя. Они, как вспышка объектива, оставляют за собой неизгладимое впечатление. Я бы даже сказала, что можно назвать их буквально отдельным действующим лицом.

И, конечно же, нельзя обойти стороной сюжеты, в которых фигурирует отмечаемая буквально всеми тема расстояния — физического, как в «Голосе далёкой звезды», временного, как в «Твоём имени», или же социального, как в «Саде изящных слов». Это подогревает интерес к истории, заставляя зрителя смотреть дальше и дальше, желая узнать, как же герои справятся с подобной преградой.

Ловцы забытых голосов Макото Синкай

Кадр: Media Factory, CoMix Wave Films, CMMMY

Многие называют Макото Синкая «вторым Миядзаки», что Вы думаете об этом? В чём схожи их подходы к творчеству, а в чём различаются?

— Считаю, что это очень некорректное сравнение. Синкай и Миядзаки — совершенно разные, их нельзя сравнивать. Так, Миядзаки ориентируется прежде всего на детей, снимает то, что мы можем назвать «семейным кино». В его работах фигурируют темы, интересные для широкого круга зрителей: будь то приключения Тихиро, в которых малыши увидят интересную сказку, а родители — иронию на эпоху краха экономического пузыря, или же Тоторо, благодаря которому даже взрослые смогут вновь ненадолго ощутить себя детьми.

Аудитория Синкая, очевидно, другая. Во-первых, она старше: романтические перипетии подростков, на которых концентрируются его работы, будут попросту скучны для маленьких деток. Более того, от фильмов Синкая веет эдаким «отаку-вайбом». Это заметно, например, в объективации женских персонажей: как символической, так и буквальной фетишизации. Часто девушка у Синкая — некий образ, фантазия, на которую мы смотрим через призму восприятия главного героя. Мы видим в ней набор качеств, но остаётся что-то такое, почему она персонаж, а не живой человек.

Твое имя Макото Синкай

Кадр: CoMix Wave Films, Funimation Films

Возьмём, например, «Дитя погоды» как историю борьбы за отношения, магии и спасения мира. Героиня Синкая будет вымученно улыбаться, когда божества заберут её в свой мир, потому что это диктует логика аниме. Красивая, но в то же время сильная духом девушка вынуждена принести себя в жертву: она не хочет, но выбора нет. Для драмы можно было бы ещё фоном добавить разрушающийся вокруг мир, что часто делают в сэкай-кэй аниме («За гранью», «Корона грешника», Мато Сакура в «Фейте» и т. д.), но здесь режиссёр сумел избежать этого. В данном моменте героиня — не живой человек, а просто персонаж, следующий определённому тропу и выполняющий определённую функцию.

В ней нет субъектности. Герои же Хаяо Миядзаки — это живые люди, которые лишены подобных условностей. Если взять «Ходячий замок Хаула» как историю со схожими элементами (борьба за отношения, магия и спасение мира), то Софи никогда не будет вести себя как героиня Синкая. Она отпустит Хаула почти со слезами на глазах, испуганная и растерянная, но не станет «улыбаться» на фоне горящего города ради надуманной драматичной картинки.

Макото Синкай аниме

Кадр: Bac Films, CoMix Wave Films

Также Макото Синкай нередко прибегает к визуальной эстетизации всего вокруг, включая женское тело (что было крайне выражено, например, в «Саде изящных слов»). Да и визуальный язык, используемый Синкаем, больше роднит его с аниме (он более условен, за исключением изображения слёз), в то время как работы Миядзаки ближе к обычной мировой анимации.

Макото Синкай мультфильмы
Кадр: CoMix Wave Films, Funimation Films

В целом, сравнивать Хаяо Миядзаки и Макото Синкая — всё равно, что сравнивать Исао Такахату — старшего коллегу Хаяо по студии Гибли — и, например, Мари Окаду («Укрась прощальное утро цветами обещания»). Если первый рисует анимацию, то вторая создаёт продукт гик-культуры. Поэтому давайте сойдёмся на том, что Миядзаки — один-единственный и неповторимый, и сравнивать с ним Синкая совершенно неверно.

Как Вы считаете, почему работы Синкая постепенно находят отклик у всё большего числа зрителей по всему миру и хорошо воспринимаются даже вне японского контекста?

— Они красивые. Нет, правда, мы уже говорили об этом выше, но Синкай показывает совершенно гениально прорисованные пейзажи: он начинал с «Голоса далёкой звезды», в котором уже фигурировала шикарнейшая для такой малобюджетной работы картинка, а пришёл к невероятной красоты панорамам из «Твоего имени» и «Дитя погоды». Когда смотришь фильмы Синкая, ты будто сам находишься там. Безусловно, это трогает зрителя.

Более того, как мы тоже успели обсудить, работы Синкая — продукт отаку-индустрии, который сумел удачно лечь на уже подготовленную аниме-сериалами почву. Для зрителя, знакомого с сериальной японской анимацией, стиль Макото Синкая будет близок и понятен.

Аниме манга

Кадр: CoMix Wave Films

И, конечно же, если говорить о близости к зрителю, то тут сработает то же правило, что и для манги: существуют темы, которые волнуют людей вне зависимости от места и эпохи. И одна из них — любовь. Борьба за отношения через расстояния, время и пространство — это то, за чем хочется следить, потому что в самой идее уже заложен интерес.

При этом Синкай много и эстетизированно-красиво показывает японскую повседневность, а в более поздних работах уже и заигрывает с синтоистскими мотивами. Это позволяет его фильмам сохранять японский «колорит», что, вероятно, является очаровательным для зарубежного зрителя, которому хочется прикоснуться к другой культуре.

Аниме про девочку
Кадр: CoMix Wave Films, The Answer Studio

Анастасия Скалдина-Котлярова

Loading



«Дитя погоды», «Сад изящных слов», «Твое имя», Аниме, интервью, Макото Синкай, Манга,

Поделиться:

Похожие посты

Что интересного покажет театр им. Луначарского в новом театральном сезоне

В Севастопольском театре им. Луначарского стартовал 115-й театральный сезон. Художественный руководитель Григорий Лифанов заявил, что зрители снова увидят спектакль «Ханума» (12+) — классическую комедию-водевиль, свадебное приключение в грузинском ст

Вышел фильм «Трон: Арес». Почему его невзлюбили критики?

10 октября в мировой кинопрокат вышел «Трон: Арес» — третья часть сай-фай франшизы Disney, где размываются границы цифрового и реального миров. Новый режиссёр проекта Йоаким Рённинг, известный по работе над «Малефисентой» и «Пиратами Карибского моря»

Что говорят люди по ночам: Игорь Шипилин представил новое и старое в Севастополе

Выставка художника Игоря Шипилина (6+) открылась в выставочном зале севастопольского отделения Союза художников России. Экспозиция включает до 40 работ, созданных автором с 2020 по 2025 годы. При этом, в основном, представлены живописные полотна, нап

«Моя геройская академия» завершается: о чём финальный 8 сезон?

4 октября стартовал финальный 8 сезон аниме «Моя геройская академия». Над завершением проекта вновь работала студия BONES, взяв за основу сюжет одноимённой манги. В трейлере финальных серий главный герой заинтриговал фанатов репликой: «Это история о

Одежда из песка и советские фартуки: чем запомнилась Неделя моды в Париже

Неделя моды в Париже (весна-лето 2026) оказалась богатой на события. Матье Блази дебютировал в Chanel, Миучча Прада вернула в моду фартуки, а новый креативный директор Jean Paul Gaultier одел модели в волосатые костюмы. Собрали для вас самые громкие

Новости ForPost

Метки

Клим Шипенко аниме 2024 фильмы Александр Петров художники мультфильмы 2024 музыка 2025 фильмы ужасов Balenciaga "Кинопоиск" театр драмы "Психо Дель Арт" СевТЮЗ Мода Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фэнтези Модный показ Севастопольский ТЮЗ Российские сериалы искусство Крым Херсонес Таврический Афиша Севастополя Игры 2025 сериалы 2024 арт-отель "Украина" Новый год Аниме День Победы музыка 2024 ДКР мода и стиль балет музыка 2023 опера фильмы 2023 Театральная улица фестиваль фильмы 2024 Севастополь Сергей Безруков 9 мая сериалы 2025 аниме 2025 Netflix сериалы 2023 карантин изоляция Большой севастопольский офицерский бал выставка театр выставки Федюхины высоты СЦКиИ книги обзор аниме День ВМФ Dior афиша Севастополь Андрей Маслов мультфильмы Charli XCX Обзор театр Луначарского игры 2024 Неделя моды в Париже игры 2023 Неделя моды детектив праздник Золотая балка мультфильмы 2023 мастер-классы российские фильмы куда сходить Севастопольский театр оперы и балета хоррор Конкурс "Живая классика" поп-музыка BLACKPINK концерт Дворец культуры рыбаков живопись Психо Дель Арт коронавирус Тейлор Свифт Фильмы 2025 кино Хаяо Миядзаки Театр имени Луначарского Российские сериалы 2025 Григорий Лифанов спектакль рэп комедия спектакли Театр им. Кукол K-pop Херсонес рецензия музыка