Майор Гром: разбираем «Трудное детство»
Кинопоиск продолжает радовать авторскими проектами, и к началу нового года приносит нам, — что бы вы думали, — приквел. За несколько лет история Игоря Грома смогла вернуть зрителю как веру в отечественное кино, так и привить любовь к самобытным комиксам студии Bubble. Поэтому дополнение киновселенной было лишь вопросом времени. В новом фильме обещали рассказать о взрослении главного героя. Так какое оно, трудное детство?
Возможен криминал, по коням!
Сюжет нового фильма вновь разворачивается вокруг криминала. В Петербурге 90-х промышляют всевозможные банды, всюду разбой и разборки авторитетов. Однако, внезапно как для самих бандитов, так и для полиции, появляется кто-то ещё более опасный. Загадочный Анубис нападает на группировки, а главарей похищает. Поймать его должен следователь Константин Гром.
Но это не единственная проблема в жизни следователя. Его сын-подросток, Игорь, постоянно страдает от недостатка внимания со стороны отца. Накануне мальчик выиграл олимпиаду по английскому, за что получил билеты в Диснейленд, и теперь грезит им. Игорю кажется, что поездка сблизила бы их с отцом — так они наконец-то смогут провести время вместе. Но где достать деньги на путешествие? Подросток решается на небольшую авантюру, которая сыграет в истории ключевую роль.
Сперва о хорошем
Несмотря на ярлык «приквел», лента получилась не только качественной, но и самобытной. «Трудное детство» имеет полное право на самостоятельное существование — сюжет будет понятен даже тем, кто не видел ни комиксов, ни «Чумного доктора». Но это не единственный плюс картины, давайте пройдёмся по остальным.
Первое, что бросается в глаза — подход к визуалу. Начало картины проводит зрителю ликбез по тому, что такое девяностые, и делает это нестандартно. Коллажи, хроника, бодрый монтаж — напоминает работы Найшуллера, или даже документалку «Пелевин», — о ней мы уже рассказывали. Подобное отношение к картинке сохраняется на протяжении всего фильма. Цветокоррекция — всегда в тему, но не с перебором, а освещение не выглядит неестественным. Лучшее новшество — мультипликационные вставки, которые позволяют взглянуть на мир глазами подростка.
Приятно удивил и актёрский состав. Кай Гетц (юный Игорь Гром) умело справляется со своей ролью, а компанию ему составляет Владимир Яганов (Игнат). Уже сейчас можно сказать, что актёр харизматичен не по годам. У взрослых персонажей тоже всё неплохо: Сергей Марин хорош в роли Константина Грома. Вечный «плохиш» проектов Кинопоиска Даниил Воробьёв в этом фильме раскрывается с новой стороны. В этот раз его персонаж обладает более многогранной личностью, и актёру удается это передать.
Особенно хорош Антон Адасинский — Глашатай. Сперва он предстаёт перед нами как одержимый культом Анубиса, некий шаман. Однако в личной беседе персонаж мастерски переходит на родной воровской жаргон. После сцены с ритуалом его «ну шо ты мямлишь?» особенно комично, и уместно снимает градус напряжения.
Не обошлось без фансервиса
Так называемый интертекст — отсылочки — уже давно стал частью медиаиндустрии. Непонимающим это просмотра не портит, а вот ценителям умасливает душу. Возможно, именно по этой причине авторы уделили этому аспекту столько внимания.
Новый фильм позволит фанатам серии узнать чуть больше об Игоре Громе. Например, как у него появился шрам на щеке, как он научился продумывать действия наперёд, откуда взялась кепка-фуражка. Присутствует и некая «связь» между Громами и Сергеем Разумовским — Константин Гром расследовал первое убийство, совершённое 8-летним Серёжей.
Для тех, кто мало знаком со вселенной Игоря Грома, тоже оставили отсылку. Это камео легендарной в интернете персоны — Стаса Барецкого. Здесь он исполнил эпизодическую роль огромного бандита, и сложно представить кого-то, кто вписался бы в антураж 90-х настолько органично. Это, конечно, не «Брат 3», и в фильме Станислав не раскусывал банки пива, но это внезапное сотрудничество порадовало многих.
Но есть нюанс
Рецензия не получилась бы полной, не добавь мы в эту бочку мёда хотя бы ложку дёгтя. Фильм хромает сразу в нескольких аспектах, но обо всём по порядку.
Основная проблема «Трудного детства» — скомканность, которую ощущаешь на протяжении всего просмотра. Картине будто бы не хватило хронометража, из-за чего развязка кажется стремительной в плохом смысле. Почему нельзя было дать дополнительные 20-30 минут — вопрос открытый. Однако, придумать, что можно было бы в них поместить, тоже не получается. История закончена и кажется полной, но рассказана будто впопыхах.
Из этого вытекает и вторая проблема — объёмные персонажи в некоторых местах падают до картонности. Это вызвано необходимостью развивать сюжет в условиях ограниченного времени. Поэтому решения героев совершенно не соответствуют их характеру. Гром-старший, например, решает в одиночку задержать Анубиса прямо в его логове. Это решение не оправдано ничем, и показывает героя как рискового, чрезмерно уверенного в себе.
Помимо основных проблем, есть ещё одна. Она не столь значительна, но отвлекает от погружения в антураж — иногда авторы картины «не попадают» в аспекты времени. Например, у главы казахской группировки высветлены волосы. У его помощника — тоже. Можно ли представить себе подобное в реальных 90-х? Сомневаюсь.
Вердикт
Но даже несмотря на минусы, фильм заслуживает вашего внимания. Не думаю, что «Трудное детство» войдёт в десятку ваших любимых, или станет постоянным в списке пересматриваемых. Однако он полон тёплых отсылок на развлечения детства, качественной съёмки и внезапных камео. Это приятный киноаттракцион, который разнообразит новогодний досуг всей семьи. А самое приятное — чтобы посмотреть его, даже не нужно идти в кино.
Елена Фокина
Фото: kinopoisk.ru, smotrim.ru