Магия «Обыкновенного чуда»: какой вышла музыкальная сказка театра Луначарского

28-03-2022 20:26

Премьера «Обыкновенного чуда» в театре имени Луначарского стала одним из самых ожидаемых событий этого сезона. Ещё на стадии репетиций режиссёр Григорий Лифанов отмечал, что нас ждёт некое музыкальное хулиганство по пьесе Евгения Шварца. Хотя, в начале просмотра было трудно абстрагироваться от гениального фильма Марка Захарова, кстати, учителя Григория Алексеевича. Собственно, режиссёр и посвятил свой спектакль Марку Анатольевичу. Поэтому градус заявленного «хулиганства» был вполне умеренный. Но при этом, дань уважения Мастеру не стала калькой с советской картины. И это уже, безусловно, одно из достоинств постановки.

Можно заметить складывающуюся тенденцию – театр Луначарского уже который раз обращается к классике советского кино. Все мы помним искрящуюся лёгкость «Служебного романа», поставленного в двух версиях двумя разными режиссёрами. Надо признать, что одноимённый фильм 1977 года довлел над восприятием этого действа и невольно весь спектакль в голове звучали реплики персонажей киноленты Рязанова. С «Обыкновенным чудом» та же история – вспоминаешь атмосферу в кадре, созданную Захаровым, интонации героев. Когда театр берётся за инсценировку советского фильма – это всегда определённый риск. Сравнение с первоисточником неизбежно.

На какие же рычаги нужно нажать внутри себя, чтобы дистанцироваться от шедевра и просто получать удовольствие от того, как режиссёр переосмыслил произведение? Пожалуй, просто вспомнить о том, что театр устроен по другим законам, и что, всё-таки, кинофильм вышел на экраны более 40 лет назад. Многие, конечно, его смотрели и, не исключено, что будут сравнивать. Но есть полное ощущение, что Григорий Лифанов всё же больше ориентировался на молодое поколение, многие представители которого, возможно, не видели оригинальную картину. И надо сказать, что этой энергетикой молодости и какого-то юношеского задора пропитана вся постановка.

Взять хотя бы волшебника в исполнении Александра Аккуратова. Созданный им образ – лёгкий, воздушный, почти мальчишеский. Но даже на контрасте с тем же героем Олега Янковского – драматичным, более масштабным, многогранным – персонаж Аккуратова не вызывает отторжения. В рамках музыкальной сказки он смотрится вполне логично.

У Екатерины Семёновой-Неврузовой, сыгравшей жену Волшебника, мы также не слышим тех вкусных драматичных ноток, которые можем вспомнить у Ирины Купченко. Заявленный формат спектакля и не предполагал таких эмоций – ведь Лифанов хотел создать именно сказку, сделать её не такой «тяжеловесной», как картина Захарова. И поэтому юноша-медведь в исполнении Петра Харченко тоже находит какие-то свои интонации, по-своему проживает драму персонажа – без явного надлома. И в этом смысле парящая Принцесса Анастасии Жадновой составляет с ним гармоничный дуэт.

Стоит отметить выстреливающие образы Евгения Овсянникова, сыгравшего первого министра и Ильи Спинова, исполнившего роль министра-администратора. Последний в эту сказку явно залетел с другой планеты или модного показа в Европе – разноцветный ирокез, солнцезащитные очки-ромбы, дерзкое пальто-унисекс. В противовес этому ядовитому неформалу в стильном панцире убедительно работает печально-трогательный образ министра: наивность против расчётливости, беззащитность против нападения, добро против зла.

А вот Анатолий Бобёр, перевоплотившись в короля, признаться честно, вызвал даже какое-то чувство дежавю. Вспомнилась постановка Александра Кладько «Старший сын», где артист играл отца. В оригинальной картине его исполнил Евгений Леонов. Он же – король в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова. Но при том, что у Анатолия Николаевича на протяжении спектакля всё-таки проскальзывали леоновские интонации из фильма, ловишь себя на мысли – как же хорошо ложится типаж! Можно было сделать иначе? Наверное, можно. В любом случае, этот образ получился трогательным, местами – обаятельным и в меру драматичным.

Как отмечал Григорий Лифанов, его версия «Обыкновенного чуда» – это своеобразный экскурс в 70-е годы, когда в театре был распространён жанр музыкального спектакля. Но при этом постановка не отдаёт советским академизмом. И немалую роль в этом, безусловно, играет её музыкальное оформление, за которое отвечал Александр Жемчужников. Лёгкие, лиричные, приятные уху мелодии гармонично обволакивают всё действо. Здесь, конечно, сложно сравнивать с музыкой Геннадия Гладкова, околдовывающей пространство фильма не меньше, чем чары Волшебника. Но времена меняются, как и чудеса. Александр Жемчужников наполнил спектакль своей магией. И в сказке волшебника Лифанова она сработала.

Буйство красок в костюмах, созданных Никой Брагиной, изысканный световой рисунок Владимира Коваленко, сказочно-таинственная сценография Тимофея Рябушинского – не менее важные составляющие этой магии. Её даже не разрушает не всегда отточенный вокал артистов. Да и не стоит от них требовать безупречного вытягивания нот. Всё-таки этот спектакль появился на свет в драматическом театре, а не музыкальном. Правда, стоит отметить, что исполнительскую часть весьма ощутимо вытянули вокальные партии Анастасии Жадновой. Более объективное мнение составит профессионал, но, однозначно, голос был таким же лёгким и летящим, как и сама Принцесса.

Сказка, любовь, музыка, волшебство – всё смешалось в эти дни в театре имени Луначарского. И в самых правильных пропорциях. В сегодняшние непростые времена за такой микстурой придёт много желающих. Ведь мы ещё не разучились верить в чудо, правда?

Арсений Веденин

Фото Анны Корниловой

Loading



Григорий Лифанов, Евгений Шварц, Марк Захаров, спектакль «Обыкновенное чудо», Театр имени Луначарского,

Поделиться:

Похожие посты

«Последний отсчёт»: каким получился Дженсен Эклс в роли детектива

На Amazon Prime Video стартовал сериал «Последний отсчёт» (Countdown) — новая криминальная драма от создателя «Чикаго в огне» и «Полиция Чикаго» Дерека Хааса. Главную роль в сериале исполнил звезда «Сверхъестественного» Дженсен Эклс, который в этот р

«Монолог фармацевта»: обзор на 2 сезон нашумевшего аниме

4 июля закончился 2 сезон популярного аниме «Монолог фармацевта». В 24 эпизодах нам показывают, как евнух Женьши ищет в себе смелость раскрыть свою главную тайну, травница Маомао распутывает клубок интриг внутреннего двора, а её новые друзья оказываю

«Назад в будущее»: новая кутюрная коллекция Schiaparelli

Неделя высокой моды официально стартовала с показа Schiaparelli. В сезоне осень-зима 2025 дизайнер Дэниэл Розберри обращается к золотой эре творчества Эльзы Скиапарелли и представляет свою, пожалуй, наиболее футуристичную коллекцию. Показ посетила

«Мы не лошади, мы — люди»: разбираем финал сериала «Игра в кальмара»

27 июня на платформе Netflix вышел финальный третий сезон известного южнокорейского сериала «Игра в кальмара». Чтобы заработать баснословную сумму, отчаявшиеся 456 человек участвуют в смертельно опасных состязаниях. После победы в первом сезоне игрок

Что такое аудиосериалы и почему это революция в мире аудиокниг

В последнее время аудиокниги становятся всё более популярны. Многие занятые книголюбы, у которых недостаточно времени на чтение бумажной книги, предпочитают слушать аудиовариант. Сейчас на рынке появился ещё один формат — аудиосериалы. Что это такое,

Новости ForPost

Метки

Театр им. Кукол рецензия Андрей Маслов фильмы 2023 детектив выставка Александр Петров Charli XCX спектакли K-pop театр Луначарского концерт сериалы 2024 Обзор мультфильмы российские фильмы книги выставки 9 мая Конкурс "Живая классика" фильмы Театр имени Луначарского Сергей Безруков Тейлор Свифт музыка 2024 спектакль Большой севастопольский офицерский бал Севастопольский ТЮЗ фильмы 2024 музыка 2025 День Победы фильмы ужасов ДКР Театральная улица Севастополь игры 2024 День ВМФ Фильмы 2025 СЦКиИ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Balenciaga Клим Шипенко Севастопольский театр оперы и балета Федюхины высоты скандал СевТЮЗ Модный показ Афиша Севастополя карантин Золотая балка музыка театр драмы "Психо Дель Арт" мультфильмы 2023 аниме 2025 Marvel Мода искусство Обзор фильма Театр Лавренёва живопись театр музыка 2023 фестиваль игры 2023 "Кинопоиск" аниме 2024 кино комедия Российские сериалы хоррор ЦГБ им. Л.Н.Толстого куда сходить мастер-классы Григорий Лифанов Психо Дель Арт арт-отель "Украина" опера Аниме праздник Новый год Неделя моды балет фэнтези сериалы 2025 Херсонес изоляция афиша Севастополь Крым Netflix Дворец культуры рыбаков коронавирус Херсонес Таврический BLACKPINK обзор аниме Dior сериалы 2023 Санкт-Петербург мода и стиль мультфильмы 2024 художники