Магия «Обыкновенного чуда»: какой вышла музыкальная сказка театра Луначарского

28-03-2022 20:26

Премьера «Обыкновенного чуда» в театре имени Луначарского стала одним из самых ожидаемых событий этого сезона. Ещё на стадии репетиций режиссёр Григорий Лифанов отмечал, что нас ждёт некое музыкальное хулиганство по пьесе Евгения Шварца. Хотя, в начале просмотра было трудно абстрагироваться от гениального фильма Марка Захарова, кстати, учителя Григория Алексеевича. Собственно, режиссёр и посвятил свой спектакль Марку Анатольевичу. Поэтому градус заявленного «хулиганства» был вполне умеренный. Но при этом, дань уважения Мастеру не стала калькой с советской картины. И это уже, безусловно, одно из достоинств постановки.

Можно заметить складывающуюся тенденцию – театр Луначарского уже который раз обращается к классике советского кино. Все мы помним искрящуюся лёгкость «Служебного романа», поставленного в двух версиях двумя разными режиссёрами. Надо признать, что одноимённый фильм 1977 года довлел над восприятием этого действа и невольно весь спектакль в голове звучали реплики персонажей киноленты Рязанова. С «Обыкновенным чудом» та же история – вспоминаешь атмосферу в кадре, созданную Захаровым, интонации героев. Когда театр берётся за инсценировку советского фильма – это всегда определённый риск. Сравнение с первоисточником неизбежно.

На какие же рычаги нужно нажать внутри себя, чтобы дистанцироваться от шедевра и просто получать удовольствие от того, как режиссёр переосмыслил произведение? Пожалуй, просто вспомнить о том, что театр устроен по другим законам, и что, всё-таки, кинофильм вышел на экраны более 40 лет назад. Многие, конечно, его смотрели и, не исключено, что будут сравнивать. Но есть полное ощущение, что Григорий Лифанов всё же больше ориентировался на молодое поколение, многие представители которого, возможно, не видели оригинальную картину. И надо сказать, что этой энергетикой молодости и какого-то юношеского задора пропитана вся постановка.

Взять хотя бы волшебника в исполнении Александра Аккуратова. Созданный им образ – лёгкий, воздушный, почти мальчишеский. Но даже на контрасте с тем же героем Олега Янковского – драматичным, более масштабным, многогранным – персонаж Аккуратова не вызывает отторжения. В рамках музыкальной сказки он смотрится вполне логично.

У Екатерины Семёновой-Неврузовой, сыгравшей жену Волшебника, мы также не слышим тех вкусных драматичных ноток, которые можем вспомнить у Ирины Купченко. Заявленный формат спектакля и не предполагал таких эмоций – ведь Лифанов хотел создать именно сказку, сделать её не такой «тяжеловесной», как картина Захарова. И поэтому юноша-медведь в исполнении Петра Харченко тоже находит какие-то свои интонации, по-своему проживает драму персонажа – без явного надлома. И в этом смысле парящая Принцесса Анастасии Жадновой составляет с ним гармоничный дуэт.

Стоит отметить выстреливающие образы Евгения Овсянникова, сыгравшего первого министра и Ильи Спинова, исполнившего роль министра-администратора. Последний в эту сказку явно залетел с другой планеты или модного показа в Европе – разноцветный ирокез, солнцезащитные очки-ромбы, дерзкое пальто-унисекс. В противовес этому ядовитому неформалу в стильном панцире убедительно работает печально-трогательный образ министра: наивность против расчётливости, беззащитность против нападения, добро против зла.

А вот Анатолий Бобёр, перевоплотившись в короля, признаться честно, вызвал даже какое-то чувство дежавю. Вспомнилась постановка Александра Кладько «Старший сын», где артист играл отца. В оригинальной картине его исполнил Евгений Леонов. Он же – король в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова. Но при том, что у Анатолия Николаевича на протяжении спектакля всё-таки проскальзывали леоновские интонации из фильма, ловишь себя на мысли – как же хорошо ложится типаж! Можно было сделать иначе? Наверное, можно. В любом случае, этот образ получился трогательным, местами – обаятельным и в меру драматичным.

Как отмечал Григорий Лифанов, его версия «Обыкновенного чуда» – это своеобразный экскурс в 70-е годы, когда в театре был распространён жанр музыкального спектакля. Но при этом постановка не отдаёт советским академизмом. И немалую роль в этом, безусловно, играет её музыкальное оформление, за которое отвечал Александр Жемчужников. Лёгкие, лиричные, приятные уху мелодии гармонично обволакивают всё действо. Здесь, конечно, сложно сравнивать с музыкой Геннадия Гладкова, околдовывающей пространство фильма не меньше, чем чары Волшебника. Но времена меняются, как и чудеса. Александр Жемчужников наполнил спектакль своей магией. И в сказке волшебника Лифанова она сработала.

Буйство красок в костюмах, созданных Никой Брагиной, изысканный световой рисунок Владимира Коваленко, сказочно-таинственная сценография Тимофея Рябушинского – не менее важные составляющие этой магии. Её даже не разрушает не всегда отточенный вокал артистов. Да и не стоит от них требовать безупречного вытягивания нот. Всё-таки этот спектакль появился на свет в драматическом театре, а не музыкальном. Правда, стоит отметить, что исполнительскую часть весьма ощутимо вытянули вокальные партии Анастасии Жадновой. Более объективное мнение составит профессионал, но, однозначно, голос был таким же лёгким и летящим, как и сама Принцесса.

Сказка, любовь, музыка, волшебство – всё смешалось в эти дни в театре имени Луначарского. И в самых правильных пропорциях. В сегодняшние непростые времена за такой микстурой придёт много желающих. Ведь мы ещё не разучились верить в чудо, правда?

Арсений Веденин

Фото Анны Корниловой

Loading



Григорий Лифанов, Евгений Шварц, Марк Захаров, спектакль «Обыкновенное чудо», Театр имени Луначарского,

Поделиться:

Похожие посты

Назад в космос: мультсериал «Футурама» вернулся с 13 сезоном

15 сентября на стриминговом сервисе Hulu вышли новые эпизоды легендарного мультсериала «Футурама». Чего ждать поклонникам от 13 сезона сайфай-ситкома — рассказываем в материале.
Обложка: Hulu

Через тернии к

«Клинок, рассекающий демонов» скоро в кино. Стоит ли смотреть новый аниме-фильм?

18 сентября в российских кинотеатрах выйдет фильм «Клинок, рассекающий демонов: Бесконечный замок». Это первый мультфильм трилогии, который завершит сюжет одноимённого аниме. Пока картина бьёт рекорды по зарубежным сборам, рассказываем, стоит ли сход

Breach: каким вышел финал антиутопии Twenty One Pilots

12 сентября дуэт Twenty One Pilots выпустил восьмой студийный альбом Breach. В нём Тайлер Джозеф и Джош Дан завершают историю вымышленного персонажа Клэнси, который пытается спасти жителей антиутопии от девятки жутких епископов. В нашей рецензии расс

Сабрина Карпентер и «Дандадан»: кто выступит на Коачелла 2026

Хедлайнеры и участники фестиваля Коачелла 2026 уже известны. Они выступят на сцене в Индио с 10 по 12 и с 17 по 19 апреля 2026 года. Собрали для вас самые интересные имена.
Обложка: Kevin Mazur/Getty Images


В Севастополе рассказали об уникальном театре, но не очень энергично

Не хватило проникновенности и эмоциональности. Всё было ровно, не было всплесков и падений. Не было начала, кульминации и финала

Это была лекция. Именно такое общее представление сложилось о моноспектакле «Александр Таиров», состоявшемся в

Новости ForPost

Метки

Григорий Лифанов сериалы 2023 сериалы 2025 Театр имени Луначарского аниме 2024 музыка комедия Фильмы 2025 российские фильмы Севастопольский ТЮЗ фильмы 2023 Театр им. Кукол Российские сериалы фильмы ужасов праздник Обзор рэп сериалы 2024 выставка аниме 2025 опера Dior Дворец культуры рыбаков искусство Сергей Безруков мультфильмы 2024 поп-музыка Херсонес Клим Шипенко мода и стиль Большой севастопольский офицерский бал арт-отель "Украина" балет Неделя моды Charli XCX спектакли День Победы Balenciaga книги Netflix "Кинопоиск" спектакль Аниме СевТЮЗ Игры 2025 игры 2023 Севастополь 9 мая живопись Крым изоляция музыка 2023 Российские сериалы 2025 афиша Севастополь Театральная улица кино BLACKPINK хоррор фильмы фестиваль Золотая балка театр фильмы 2024 фэнтези детектив Новый год Федюхины высоты СЦКиИ карантин выставки День ВМФ Афиша Севастополя Психо Дель Арт мультфильмы 2023 Модный показ рецензия Андрей Маслов музыка 2024 игры 2024 обзор аниме музыка 2025 Севастопольский театр оперы и балета театр драмы "Психо Дель Арт" куда сходить концерт ЦГБ им. Л.Н.Толстого ДКР коронавирус Конкурс "Живая классика" мультфильмы K-pop художники Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Тейлор Свифт театр Луначарского мастер-классы Херсонес Таврический Мода Хаяо Миядзаки Александр Петров