«Лёд» — удачная короткометражка, обёрнутая в скучный метр
После рекордных для отечественного кино сборов в первый день проката значительно увеличила своё представительство на экранах в четверг спортивная мелодрама «Лёд», — пишет портал Kinobusiness.com. В четверг картина заработала 52-53 миллиона рублей, что даёт суммарно 145-146 миллионов рублей после первых двух дней проката. Касса уик-энда такими темпами составит не меньше 340-350 миллионов рублей. Это будет пятый результат для февральских премьер и десятый или одиннадцатый за всю историю для российского кино.
Обозреватель «Амурской правды» Андрей Митрофанов посетил предпоказ фильма «Лёд», который не обошелся без аплодисментов. Но в своей рецензии он выразил надежду, что зрители рукоплескали двум актерам, а не общей неадекватности увиденного.
Может, нам и чужд заморский праздник, названный в честь малопонятного российскому сознанию святого, но фильм с большим сердечком на постере и такой же большой любовью в сюжете на экраны выходит именно 14 февраля. Отыгрывая на романтическом поле, «Лёд» не забывает и о не теряющей актуальности спортивной теме. Правда на этот раз герои ломают инвентарь, стереотипы и собственные кости не столько за дым Отечества, сколько во имя собственных амбиций. Картину молодой режиссер с девственно чистым послужным списком Олег Трофим снимал под строгим надзором умудренных продюсеров (к примеру, Федора Бондарчука и Вячеслава Муругова), так что попытки экспериментировать свелись к плагиату, а почти вся мелодрама — к служению великой цели понравиться массам.
К работе над сценарием привлекли старых знакомцев вышеупомянутого продюсера Бондарчука — Олега Маловичко и Андрея Золотарева, за камеру встал Михаил Милашин, работавший, например, на «Призраке». Одну из основных ролей получил Александр Петров, мини-выход достался Ирине Старшенбаум — привет, «Притяжение». Главную героиню сыграла Аглая Тарасова, до этого тренировавшаяся на сериалах. И если вас поразит ее очевидное сходство с Ксенией Раппопорт, воплотившей образ матери фигуристки Нади Лапшиной, то не удивляйтесь — в жизни их связывают ровно те же родственные отношения. Тут же абсолютно телевизионная парочка Ян Цапник и Милош Бикович мечется между трагедией и комедией, а Мария Аронова показывает всем собравшимся, как нужно работать в кино. Посмотрев картину, можно с уверенностью сказать, что без нее и Петрова все было бы совсем грустно. Разыгрывать актерскому составу особенно нечего. Сюжет «Льда» представляет собой на редкость банальную и слезливую историю о сиротке, выбившейся в люди благодаря полному отсутствию таланта, которое с лихвой компенсируется железной не по годам волей и способностью «идти к своей мечте», никуда не сворачивая без надобности. Режиссер Трофим не утруждается лишними объяснениями: жила-была девочка без папы, осталась и без мамы, но ей всегда хотелось взять окутанный легендами кубок Льда и потом еще долго халтурить в ледовых шоу.
Понятное дело, что достичь высочайших вершин в фигурном катании без лучшего тренера на свете, самоотверженно прозябающего в иркутском спортивном интернате, нельзя. И пока удочерившая Надю неадекватная тетя (кажется, со стороны матери) торгует бананами, а заодно занимается лозоходством и охмурением постаревшего Пчелкина из «Бригады», сиротка сама устраивает свою судьбу. Первое, с чем ей приходится столкнуться в мире спорта — неудержимая стервозность соперниц, которая с годами будет только лишь набирать обороты. Аронова тем временем выстраивает образ строгого наставника, но режиссеру явно кажется, что ее возможностей недостаточно. Поэтому в один ужасный момент измученные тренировками и дисциплиной детишки хором затягивают песню «Солдат» группы «Пятница».
И если предыдущий вставной клип про дивный сон, в котором Раппопорт делала вид, что она — Земфира, смотрелся как простительное помутнение разума постановщика, случайно не пострадавшее при монтаже, то тут все становится ясно. Продюсерам мало спортивной драмы, повторяющей сюжеты полчищ других спортивных драм. Им нужно еще и нечто вроде неплохо зашедших «Стиляг». Так что песен будет много, все — сплошь знакомые зрителю, но смешно будет только от Богдана Титомира в исполнении Петрова, а от всего остального будет не по себе. Особенно от детей, поющих, что у них «нет башки», потому что ее отбили сапогами.
Все это великолепие самым естественным образом вываливается из до поры до времени реалистичного сюжета. Тренировки и лишения отодвигаются на задний план, а перед публикой начинает разыгрываться стандартная история о наивной девушке из провинции, угодившей в лапы жуира и бонвивана. Последний, впрочем, не только умудряется совмещать клубную жизнь со статусом лучшего фигуриста страны, но и поначалу сам верит, что женится на сиротке — не зря же он отбирал ее из многих, подобно покупателю лошади. Дальше будет мыло, потом поступок, характеризующий лучшего фигуриста страны как абсолютного дурака, следом травма, предательство, слезы и снова Иркутск — как символ беспросветной дыры и родного дома одновременно. Зритель к этому моменту уже порядком измучен стандартными амплуа актеров и шаблонным повествованием о том, что небеса шлют испытания самым лучшим. Но Трофим немедленно добивает его, наверное, самым ужасающим в истории размещением рекламы в теле художественного произведения. И вот тут на сцену выходит актер Петров, и его хоккеист Саня внезапно превращает все это нелепое нагромождение жизнеутверждающей ерунды в потеху, которая оказывает на «Лёд» благотворное действие — пусть и на короткое время. Персонаж нужен, чтобы во всех смыслах исцелить главную героиню. Но вместо того, чтобы розоветь от умиления, зритель наконец-то искренне смеется.
Возникает ощущение, что и продюсеры, и режиссер решили прогуляться, пустив происходящее на самотек, и оно незамедлительно перестает казаться фальшивым. Новый персонаж самозабвенно несет ахинею, немного косплеит мастера Йоду и умудряется в кратчайшие сроки влюбить в себя зрителя — так, что потом даже его неадекватная жестокость воспринимается не в штыки. На его фоне немного оживляется и актриса Тарасова, которая до этого момента явно ориентировалась на канал «Россия 1», задействованный в создании картины. Впрочем, эйфория длится недолго. Главная героиня подобно Елене Бережной вопреки всему вновь надевает коньки, а на горизонте опять маячит таинственный Кубок Льда.
В кадр снова лезет угрюмый, но все такой же амбициозный и гнусный персонаж Биковича, возобновляются одиночные и массовые рыдания, на трибунах становится громче (запевала — Павел Майков), а откуда-то сбоку в невообразимо нелепом камео-образе входит непосредственно Бондарчук, чтобы произнести пару совершенно ненужных фраз в духе «дай закурить». К этому времени режиссер Трофим устает копировать отечественные и зарубежные фильмы, которые он когда-то смотрел. Например, немного перегруппированный кадр из «Вечного сияния чистого разума» вы можете увидеть уже на официальном постере. «Лёд», выдав еще несколько совершенно ненужных вставных клипов, скатывается в сумбур и полнейшее неправдоподобие, и взяв пару истерически высоких нот, подходит к юмористическо-романтическому финалу. Не будет спойлером, если мы скажем, что последнее, что увидит публика на экране — это поцелуй. Чтобы это предвидеть, достаточно посмотреть на календарь.
Никакой спортивной драмы у создателей картины, конечно, не получилось. О каких-то реальных достижениях в ней пару раз только лишь разговаривают, а сражаются в основном за право устраивать «чёс» по стране в составе ледовых шоу. Сопереживать по-настоящему хочется разве что персонажу Ароновой, хотя ее героиня единственная из всех явно нашла себя и в своей правоте не сомневается. Красиво (а главное — драматично) снять фигурное катание тоже не удалось. Когда в ежегодном телевизионно-ледяном безумии какая-то актриса или ведущая шлепается на пятую точку, зритель испытывает примерно такой же спектр эмоций. Стало быть, перед нами одна из самых странных комедий года: удачная короткометражка, обернутая в скучный и местами ужасно раздражающий полный метр. Конечно, у режиссера Трофима все впереди, а от съемки клипов очень хочется перейти к настоящему и большому искусству, но, ради бога, господа, сосредоточьтесь хоть чуть-чуть. Спросите хоть в Фонде кино, который поддерживал «Лёд» деньгами — там очень хорошо знают, что в кинематографе повторение никакая не мать, а рецепт «разыгрываем шаблон на знакомых физиономиях» ни черта не работает. Правда, это не мешает им отбирать на питчингах именно такие проекты. Так что, вполне вероятно, все участники процесса довольны и счастливы. Предпоказ, который посетил обозреватель «Амурской правды», не обошелся без аплодисментов — но он надеется, что зрители рукоплескали двум актерам, а не общей неадекватности увиденного.
Фото: kinopoisk.ru, twitter.com/SonyPicturesRu