Лунные циклы и троллейбусные пульты: необычную выставку открыли в Севастополе

Селена, Персефона, Гефест и Зевс — не просто имена древнегреческих богов. Для четырёх севастопольских художников они стали ключом к пониманию собственной творческой природы. Результаты этого необычного эксперимента можно увидеть в «Царской пристани» до конца октября.
Обложка: Руслан Микаилов
Основная идея проекта «Античный футуризм», инициированного куратором арт-резиденции «Фаза» Ларой Гребенниковой, заключается в использовании архетипов древнегреческих богов как средства для углублённого самопознания. Каждый участник выбрал божество, которое наиболее резонировало с его внутренним состоянием, и на протяжении трёх месяцев исследовал себя через призму этого архетипа, создавая работы в различных техниках: живопись, коллаж, миниатюры, скетчи и тексты.
«Мы помогаем нащупать нашим резидентам свой уникальный стиль, — объясняет Лара Гребенникова, она же одна из участников. — Архетипы — это просто инструмент для того, чтобы это нащупать».
Авторы и их архетипы
Олеся Мо представила работы, посвящённые архетипу Селены – богине Луны. Её творчество давно пронизано этим древним образом, который она называет «точкой над «и» – завершающим элементом любого произведения. Художница создала алтарь, посвящённый Луне, включающий свои авторские вышивки, скетчи и главную работу, демонстрируя глубокую синхронизацию с лунным циклом и его влиянием на творческий процесс.
Фото: Руслан Микаилов
Едва ли не самую сложную творческую трансформацию продемонстрировала Юля Кудиярова, инженер по образованию, работавшая на железной дороге. Первоначально выбрав архетип Персефоны для отражения способности «совмещать несовмещаемое – цветы и железо, железную дорогу и женское начало», она обнаружила в себе ещё и архетип Афины.
«До определённого жизненного события я была ботаником: меня интересовало, как работает стрелочный перевод, как устроен электровоз, – рассказывает Юля. – Серьёзная болезнь стала поворотным моментом, после которого к техническим интересам добавились духовные поиски и творчество».
Фото: Руслан Микаилов
В её работах электрические схемы электровозов соседствуют с цветами и мистическими символами, а алтарь включает настоящий пульт из троллейбуса.
Художница миниатюры Таня Горюнова нашла в архетипе Гефеста – божественного кузнеца – отражение своего подхода к творчеству. Вдохновившись мифом о том, как Гефест выковал прекрасный щит с изображением целого города, где можно было рассмотреть все здания и улочки, она увидела параллель с собственной работой над мельчайшими деталями.
Фото: Руслан Микаилов
Её проект «Тактильные архивы» представляет миниатюрные локации – места, в которые она не может попасть, но где хотела бы оказаться. Особое внимание художница уделяет дверям и окнам.
«Они подразумевают, что за ними есть история. А старые двери – это история в кубе», – признаётся Таня.
Однако в процессе работы она также обнаружила в себе и архетип Афины – не воительницы, а покровительницы ремесла и мудрости. Гефест в ней выстраивает идеальный фасад, а Афина вдыхает в него жизнь, мифологизируя повседневность.
А вот куратор резиденции, Лара Гребенникова, выбрала архетип Зевса. Вдохновение пришло во время пленэра в доме Волошина, которого современники называли «Зевсом» за роль предводителя богемной тусовки. Результатом её поисков стала игра «Богема», основанная на авторской карте самореализации, разрабатывавшейся пять лет. Игра включает четыре этапа самоисследования: философия, мифология, миссия и экосистема личного мира, каждый из которых сопровождается цитатами античных философов.
Фото: Руслан Микаилов
В целом участники проекта «Античный футуризм» не просто изучали мифологию: они проживали её через собственный творческий опыт, находя в древних образах отражение современных вызовов и внутренних противоречий. Проект показывает, как традиционное искусство может служить мостом между прошлым и настоящим, помогая авторам найти свой уникальный голос в диалоге с тысячелетними культурными архетипами.
И тогда зрители получают не просто художественные работы, а свидетельства глубокой внутренней трансформации. Кроме того, они могут задуматься о собственных внутренних архетипах, о том, как древняя мудрость может помочь в современном творческом поиске и личностном развитии.
Экспозицию можно увидеть до конца октября в цоколе бизнес-центра «Царская пристань» (ул. Портовая, 17) с 9:00 до 20:00. Вход свободный.
Руслан Микаилов