Лучшие песни и альбомы 2022
Чего мы только не слышали в этом году. Громкие возвращения, яркие эксперименты, неожиданные приветы из прошлого — есть что обсудить. В этой статье ForPost-Афиша собрала лучшие песни и альбомы 2022 года, которые определённо стоит послушать.
Чем запомнился год?
Песней лета в Великобритании стала композиция… 1985 года. Триумфальное возрождение хита от Кейт Буш, пожалуй, главное событие года. Running Up That Hill (A Deal with God) вписала себя в историю ещё в XX веке. А сериал «Очень странные дела» познакомил с этим шедевром новые поколения. В итоге Буш встала в один ряд с «As It Was» Гарри Стайлса, «Easy On Me» Адель и другими крупными хитами. Прямо сейчас похожая ситуация происходит с песней Леди Гаги «Bloody Mary». Благодарить стоит сериал «Уэнсдэй».
2022-ой также порадовал неожиданными возвращениями. После нескольких лет молчания вернулись Бейонсе, рэпер Кендрик Ламар и R&B-певица SZA. И это лишь самые громкие имена.
На российской сцене в этом году было тише, чем хотелось бы. Главным хитмейкером по праву можно назвать ANNA ASTI. Её дебютный альбом стал продолжением музыкального стиля дуэта Artik & Asti. Неудивительно, что он также стал хитом. А вот Instasamka изменила своё амплуа кардинально. Самопровозглашённая королева рэпа стала поп-звездой. Эксперимент оказался удачным: трек POPSTAR стал одним из главных хитов года.
Лучшие альбомы (10-4 места)
10. SZA — SOS
Искусный R&B-альбом от непревзойдённой исполнительницы SZA, где она рассуждает о славе, токсичных отношениях и своей внутренней силе.
9. Harry Styles — Harry’s House
Этот альбом кажется милым и несерьёзным, но нетривиальный подход и особая эстетика делает Harry’s House одной из вершин поп-ландшафта.
8. Stromae — Multitude
Гений французской музыки собирает экзотические инструменты со всего мира и сопровождает свою глубокую лирику этим оригинальным оркестром.
7. Mitski — Laurel Hell
На Laurel Hell артистка вновь погружается в пучину своих мрачных мыслей, делая это с неподражаемой меланхоличной манерой и потрясающим музыкальным оформлением.
6. Wet Leg — Wet Leg
На своём дебютном альбоме британский дуэт успешно переосмысляют инди-рок. В их исполнении уже приевшийся жанр обретает задор и музыкальные крючки, перед которыми вы не устоите.
5. UBEL — Лидокаин
О жемчужинах русскоязычного инди мы уже говорили в нашем Дзене, но Лидокаин заслуживает отдельного упоминания. Бриллиант российской инди-музыки, душераздирающая и чарующе красивая исповедь Варвары Убель. Талантливая лирика в совокупности с интеллигентным подходом к звучанию превращает альбом в музыку массового поражения.
4. Kendrick Lamar — Mr. Morale & The Big Steppers
Здесь гений современного рэпа отрекается от своего статуса «мессии». Но его творчество говорит обратное. Смелость тем, виртуозность текстов и концептуальный продакшн лишь сильнее закрепляют за Кендриком его титулы.
Лучшие альбомы года: топ-3
3. Florence + The Machine — Dance Fever
В этот раз одна из главных групп британской музыкальной сцены обращается к понятию «танцевальной чумы». Безумное желание танцевать здесь смешалось с ощущением клаустрофобии (альбом записывался во время пандемии). Солистка Флоренс Уэлч осмысляет коронавирусные ограничения с помощью мифов: античных и современных. В песне Cassandra она отождествляет себя с прорицательницей из Трои, в чьи пророчества никто не верил. В лид-сингле King говорит о собственной великой мифологии. И этот альбом её заслуживает.
Dance Fever мастерски сочетает альтернативный рок, веяния фолка и пульсирующие синтезаторы. В некоторых песнях Флоренс поёт низким скрипучим голосом под гром барабанов или хлёсткие струнные. Так она возвращает в своё творчество языческую эстетику времён дебюта. Красота и таинственность этой работы наверняка заразит и вас.
2. Beyonce — Renaissance
От Бейонсе шесть лет ждали мощный концептуальный альбом. Что ж, вот и он. Renaissance — это энциклопедия танцевальной музыки, идеально выверенное сочетание хауса, ball-музыки, диско и R&B. Бейонсе прекрасно чувствует освобождающую силу танцевальной музыки и провозглашает новую эру. Пандемическое ощущение замкнутости разрушается заразительными битами, виртуозными мелодиями и ярким инструменталом.
Renaissance напоминает хороший роман. В него интересно погружаться даже несмотря на то, что он сложный и масштабный. Альбом переполнен отсылками к артистам и жанрам. При этом он сделан так, чтобы слушатель получил удовольствие даже не зная всех тонкостей. Это грандиозный танцевальный шедевр, который будет казаться интересным даже после сотни прослушиваний.
1. Rosalía — Motomami
Этот альбом из тех, что навсегда меняет восприятие музыки. Экспериментальный, бесстрашный, фонтанирующий энергией. Так латинская музыка определённо ещё никогда не звучала. После прорыва с альбомом El Mal Querer Розалия ушла ещё дальше в своём постмодернизме. Она разбавляет нежную диснеевскую балладу откровенными темами и шумным индастриалом. А танцевальный трек прерывает неспешной вокальной интерлюдией.
В Motomami стили фламенко, бачата и болеро объединяются с современным реггетоном и превращаются в музыкальный нокаут. Великолепная вокальная подача Розалии, её безграничная фантазия и смелость сотворили уникальный альбом. Motomami несомненно повлияет как на испаноязычную музыку, так и на мировую. А его слегка инопланетное звучание впишет его в историю. Обязательно устройте своему музыкальному вкусу испытание этим шедевром.
Лучшие песни года
10. Stromae — Sante
В индустрии пафоса и бахвальства Stromae посвящает песню рыбакам, официантам и уборщицам. Sante поднимает тост за тех, кто устаёт на тяжёлой и зачастую низкооплачиваемой работе. Намеренно ломанный ритм песни и нетривиальный подбор инструментов превращает песню в необычный гимн обычных людей.
9. Konstrakta — In Corpore Sano
Ещё никто не осмыслял тему ковида так оригинально, как Konstrakta. «Артист должен быть здоровым» — повторяет сербская певица, рассказывая о халатности медиков и поднимая тему больного разума в здоровом теле. Нешаблонная структура, будоражащие звуки синтезаторов и оммаж на католическую музыку делают In Corpore Sano одной из самых необычных песен года.
8. UBEL — Плацебо
Если придумывать определение «Плацебо», то это будет русский бытовой нуар. «Твоя любовь — плацебо, но она мне помогла». Одной только пробирающей до костей лирики UBEL хватило бы, чтобы вызвать в вас бурю эмоций. Но её дополняет альтернативный рок и готическая атмосфера. Трагедия, тоска, лучик надежды — четырёх минут оказалось достаточно, чтобы это прочувствовать.
7. Beyonce — Cuff It
«Я чувствую, что влюбляюсь» — прекрасное начало для яркого танцевального блокбастера. В последние годы многие артисты пытаются воскресить диско (и у них выходит). Но вот приходит Бейонсе и завышает планку ещё сильнее. Cuff It заразителен, сексуален, наполнен весельем. Вам остаётся только поддаться и танцевать.
6. Kendrick Lamar — The Heart Part 5
Кендрик кажется нам фигурой бесконечно далёкой в культурном плане. Он читает про проблемы своего мира. Но всё же его творчество можно назвать универсальным. Под виртуозный сэмпл Марвина Гэя он хлёсткими фразами рассуждает о том, как возраст меняет перспективу. О травмирующей культуре и тех явлениях, которыми её пытаются заменить.
5. Rosalía — SAOKO
Песня-калейдоскоп, песня-фейерверк. На ней Розалия наглядно демонстрирует буйство и неукротимость латинской музыки. Но делает это со свойственным ей новаторством. Искажённая шумами клавишная мелодия превращается в заразительный реггетон. А вместо кульминации слушателя встречает неожиданная джазовая вставка. Танцевальный постмодерн всегда хорошо выходил у певицы, а SAOKO — закрепление успеха.
4. La rappresentante di lista — Ciao
Что делать во время конца света? Любить и праздновать! Едкий сарказм итальянского дуэта облачён в звучание ревущих двадцатых, которое перетекает то в жизнерадостную самбу, то в кислотную электронную пульсацию. Весьма актуальная песня и идеальный саундтрек нашего безумного мира.
3. Ooes — Fade
Ooes — мастерица мрачной поп-музыки. На Fade её нежный голос сочетается с грубой рычащей электронной аранжировкой, а потом перерастает в одно из лучших инструментальных интро этого года. Всего пару музыкальных штрихов — и давящая атмосфера песни уже просачивается в уши. Строчка «Я знаю, как тебе страшно одной в темноте» прекрасно описывает трагичность Fade.
2. Steve Lacy — Bad Habit
У каждого поколения есть свои гимны юности. И Bad Habit уже стал таковым для нынешнего. Теплота, подростковая неловкость, флирт и эйфория — формула песни проста, но невероятно эффективна. Уютное лоу-фай звучание, лёгкая небрежность и обезоруживающая искренность сделали Bad Habit хорошей привычкой миллионов
1. Florence + The Machine — King
В King напряжение нарастает как в хорошем романе. Во вступлении приглушённый голос Флоренс Уэлч рассказывает о бытовых разговорах, ролях мужчины и женщины в обществе. В финале песня превращается в грохочущий эпический миф. «Я не мать, я не невеста, я — король» — любопытно наблюдать, как феминистское клише превращается здесь в эффектную мантру. Потрясающий текст, продуманный инструментал и сногсшибательная энергия King делает песню достойной коронации.
Таковы наши музыкальные итоги года. Делитесь своими в нашем уютном Дзене.
Денис Котляров
Фото: genius.com, deadoceans.com, renellmedrano.com, Autumn de Wilde, Carljin Jacobs