Литературный Нобель: кто «зарубил» Улицкую?

22-10-2021 16:27

«И вот старый беженец тоскует на холодном севере по теплой родине, которой уже нет»,  — говорят, чем-то в этом роде заканчивается роман Абдулразака Гурны. Но мы-то этого не знаем…

Ух! Сколько было прогнозов, переживаний! Гадали, запускали опросы: кто победит? Харуки Мураками или Людмила Улицкая?

И вот, 7 октября. Трансляция торжественной церемонии. И что мы видим? Абдулразак Гурна.  Писатель из Танзании. Как же это мило! Действительно. Пишет на тему постколонианизма. Чернокожий. А мы-то думали, будет новая, российская на сей раз – Алексиевич. Или, на худой конец, вечный нобелевский «второгодник» Мураками, который по букмекерским спискам каждый год — главный претендент на победу, но еще ни разу не победил.

В чём же логика академиков? Ведь помимо известных нам лидеров «гонки» были другие достойные претенденты. Должно быть, у никому неизвестного победителя есть тайные достоинства?

Что пишут об этом наши эксперты?

Одни утверждают, что Нобелевский комитет после секс-скандала 2018 года старается придерживаться принципа «тише едешь, дальше будешь»:

«…выбор шведских академиков уверенно продолжает курс, взятый Нобелевской премией в 2018 году и в самом общем виде сводящийся к тщательному избеганию любых форм спорности, скандальности и неоднозначности» — объясняет ситуацию литературный критик Галина Юзефович.

Хм. Есть у русских пословица – про «тихий омут». Какие ещё мнения?

Шеф-редактор международного сервиса аудиокниг Storytel Константин Мильчин высказал ещё более интересную точку зрения. Сначала он показал востребованность данного автора в мировой литературе:

«…в России это практически неизвестный писатель. В Англии его знают скорее в академических кругах. Судя по тому, что биографии новой национальной гордости в танзанийских СМИ изобилуют оборотами «как сказано в «Википедии»», там победе соотечественника очень рады, но ничего о нем не знают. Не буду кокетничать и врать: я, как и вы, узнал о писателе, которого зовут Абдулразак Гурна, ровно в тот момент, когда спикер Шведской академии произнес его имя».

Редактор Storytel Константин Мильчин / Фото: newsko.ru

В общем, этот омут не просто тихий. Он практически глухой. Никто о нём ничего не слышал. И нам придётся, чтобы с ним познакомиться, сходить в единственное место, где его знают – в «академические круги». Но чуть позже.

Пока ещё мы не расстались с Константином Мильчиным. И вот что он думает (или не думает, а просто говорит?) по этому поводу:

«Да, сегодня утром почти никто в мире не знал о существовании Абдулразака Гурны, но теперь есть шанс, что его переведут на многие языки. Нобелевская премия не награждает одного конкретного автора. Она информирует читателей».

А вот здесь стоп.

Мы-то думали, Нобелевская премия награждает по совокупности заслуг лучших представителей человечества в разных областях деятельности.

Но теперь, получается, правила игры изменились? Что значит, «не награждает одного конкретного автора», а «информирует читателей»? Это очень интересный момент. В эпоху информационной войны это означает одно. Нобелевским миллионом отмечают фигуру, которую теперь будут раскручивать.

Тут сразу и «омут», и «круги», и прочая «сера», которая пахнет весьма отчётливо. Что нам будут вкручивать в мозги, раскручивая данного автора?

Абдулразак Гурна / Фото: csn-tv.ru

Премия присуждена Гурне «за его бескомпромиссное и чувственное обличение последствий колониализма и судьбы беженцев в водовороте культур и континентов«.

Что такое «чувственное обличение», оставим на совести составителей Нобелевских буклетов. Но в целом — из данной формулировки мы можем себе представить целевую аудиторию будущей «раскрутки». К счастью, это не мы с вами. Это… бывшие колонии Англии. То есть, страны, многие из которых сегодня развиваются с невероятной скоростью. И – кто же такой интересант, кто горше всех готов плакать о судьбах «беженцев в водовороте культур» и о «последствиях колониализма»?

Сказать, что Нобелевский комитет старается справедливо и равномерно распределять свои премии по земному шару, очень хочется. Но этот взгляд был бы поверхностным и наивным. Достаточно не полениться и внимательней прочитать биографию представленного миру «нового гения». Оказывается, он… англичанин. После того как его Занзибар перестал быть английской колонией, он тут же (а ему было 20 лет) перекочевал в столицу империи, где процветает и по сей день. Это «последствия колониализма» лично для его судьбы.

Англоязычный писатель из Великобритании стал лауреатом Нобелевки в  2021 году. Но лауреат 2020 Луиза Глюк –  тоже англоязычная поэтесса, только из США.

В 2016-17 годах также были награждены представители англоязычной литературы: Боб Дилан (США) и Кадзуо Исигуро (Великобритания). Конечно, не совсем белый цвет кожи отчасти прикрывает нарушение правил игры. Но всё же: можно отметить англоцентричность Нобелевского комитета.

А если парадом, с одном стороны, командует Англия, а с другой стороны, политизированность этого «парада» ни для кого уже не секрет, есть повод задуматься…

Абдулразак Гурна. Сведения о нём представлены чрезвычайно скудно. Гурна – член Королевского литературного общества, а также судья Букеровской и других литературных премий. Судя по всему, он в большей степени литературовед, чем писатель. Известно, что в звании профессора он возглавляет аспирантуру на кафедре английского языка Кентского университета. Редактировал журнал «Уасафири» и «Компаньон к Салману Рушди».

Упомянутые журналы упоминаются лишь в связи с именем самого лауреата. Возникает вопрос: зачем неизвестного литератора представлять через ещё более неизвестные издания?

Если вспомнить, кто такой Салман Рушди – а это известный всему миру писатель-сатанист, которому королева Англии пожаловала рыцарский орден, — то, получается, что его «компаньон» — это и есть лауреат Гурна. Действительно, он является исследователем творчества Рушди, как сказано в источниках.

Салман Рушди / Фото: liveinternet.ru

Но тогда вся эта Нобелевсская компания – та ещё компания.

И как здорово, что в неё попал и некий наш соотечественник Муратов. Спасибо, что нам рассказали, что у нас есть такая вот «Новая газета». Ничего, что жёлтенькая. Зато теперь мы знаем, в какой она состоит замечательной компании.

И понимаем, что против «компаньона Сатаны» не в силах устоять даже Людмила Улицкая. Что уж говорить о Харуки Мураками или о Джоан Роулинг, «вернувшей детей к чтению толстых книг».

«Инаугурация нового порядка»  состоялась ещё в 2016 году на сатанинском ритуале в честь открытия железнодорожного тоннеля Сан Готтардо, в присутствии западной экономической и политической элиты.

Поверить в то, что Англия льёт крокодильи слезы по жертвам собственной колониальной политики, сегодня довольно сложно. Но, учитывая направление интересов и симпатий английской королевы (то есть, ядра мировой политической элиты), гораздо проще себе представить, что Нобелевская премия стала одним из инструментов «инаугурации нового мирового порядка».

На самом деле академикам очень хотелось наградить самого Салмана Рушди. Но пока страх получить «ответку» от мусульманского мира, где за его голову назначена крупная сумма, не позволяет это сделать. Наградили «компаньона». И в самом упоминании названия этого журнала – «Компаньон к Салману Рушди» —  есть некий ритуал. Провозглашение для «посвященных».

Или мы зря так? А может быть, это агнцы в волчьих шкурах? И намерения их чисты и невинны? Просто сейчас не модно быль ангелом, если ты творческий человек, писатель, публичная персона… Судите сами – просто всмотритесь в эти лица. Что, не по себе?

…. «И вот старый беженец тоскует на холодном севере по теплой родине, которой уже нет».

Сидят они и плачут, смакуя London dry gin. Рушди сидит плачет по своей Индии. Его «компаньон» —  по своей Танзании. Английская королева тихо обнимает их за плечи и тоже предаётся сплину. Скоро к их кружку присоединится и Дмитрий Муратов со своей русской тоской.

Фото: godliteratury.ru

Такое вот «кино» в жанре «нуар».

Ну, а Нобелевка… Что Нобелека – плюнуть и растереть.

Наталья Барышева

Заглавное фото: humanite-russie.ru

 295 Всего просмотров



Абдулразак Гурна, Людмила Улицкая, Нобелевская премия по литературе, Салман Рушди,

Поделиться:

Похожие посты

Дом Гуччи: признать аварийным и снести

Бренд Gucci уже успел откреститься от этого фильма, а некоторые критики и дизайнеры, лично знавшие реальных героев истории, упражняются в сарказме. Неужели после недавнего коммерческого провала Ридли Скотта ждёт ещё и провал по качеству? Одно из с

Большой Севастопольский Офицерский Бал стал победителем Х Национальной премии Russian Event Awards

С 1 по 3 декабря в Ульяновке подводили итоги Х Национальной премии в сфере событийного туризма Russian Event Awards. Всего в финал по результатам региональных этапов вышло 208 проектов из 49 регионов России, в том числе и из Севастополя. Проект VIII

В Петербурге во второй раз пройдёт джазовый онлайн-фестиваль

Санкт-Петребург уже во второй раз станет площадкой для международного онлайн-фестиваля джазовой музыки IDJazz Spb. - сообщает Фонтанка.ру. Меро

Мастера Крыма: в Балаклаве стартовала акция «Творческая личность»

Руководитель организации "Русский театральный дом" Денис Бурганов приглашает окунуться в мир уникальной крымской керамики и принять участие в очень важном и светлом деле. Десять лет назад в Балаклаве был организован социальный проект «Творческая л

Театральный диалог: Севастопольская «Чайка» Мастера Лифанова

Режиссёр и артист – как устроен этот творческий тандем? Какими смыслами и энергиями он наполнен? На что можно закрыть глаза, выпуская спектакль, а чего нельзя терпеть не при каких обстоятельствах? Согласитесь, довольно интересные вопросы, которые

Новости ForPost

Метки

Молодёжь Фёдор Достоевский Достоевский карантин Дворец культуры рыбаков День ВМФ Сергей Шнуров дети Великая Отечественная война Динопарк Большие гастроли шоу 75 лет Победы творчество самоизоляция спектакли Психо Дель Арт День Победы выставка танцы Zакрытый покаZ фестиваль онлайн-марафон опера балет СЦКиИ Золотая балка Афиша Севастополя выставки Живая классика Санкт-Петербург театр драмы "Психо Дель Арт" «Эхо БДФ» фильмы Театральная улица Крымский военно-исторический фестиваль театр книги арт-отель "Украина" Конкурс "Живая классика" Бесы Театр Лавренёва спектакль Театр им. Кукол Море Севастопольский ТЮЗ Александр Петров Балаклава праздник Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Музеи онлайн 9 мая коронавирус Опера в Херсонесе открытие сезона Таврида-АРТ Херсонес благотворительность искусство пандемия мастер-классы Анна Каренина Федюхины высоты музыка изоляция Григорий Лифанов Мариинский театр Ольга Панкратова СевТЮЗ Мастер и Маргарита История концерт Эрмитаж VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Крым ДКР театр танца Вадима Елизарова Театр имени Луначарского живопись художники Сергей Безруков Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Фонд «Живая классика» Михаил Булгаков Клим Шипенко группа Ленинград Картины Лев Толстой кино кинофестиваль Святой Владимир Херсонес Таврический Большой севастопольский офицерский бал Севастополь художник театр Луначарского Андрей Маслов #WineFest Крымская весна поэзия Международный день танца