Лето, холера и немного любви: добро пожаловать в «Одессу» Тодоровского

04-06-2020 11:29

Телевизионная премьера фильма «Одесса» Валерия Тодоровского состоялась в первый день мая на телеканале «Россия-1». Страна сидела на карантине, и, конечно, тема непростых семейных взаимоотношений в условиях эпидемии оказалась, что называется, в струе времени. Хотя на большие экраны «Одесса» вышла в сентябре прошлого года. Вряд ли Тодоровский тогда мог предполагать, что его фильм в какой-то степени окажется пророческим. Но в этой истории эпидемия холеры не более чем фон, нанесённый на полотно сюжета общими штрихами. На передний план, как и в любом продукте русской мысли, выходит человек – со своими демонами, слабостями и противоречиями…

Август 1970-го года. В Одессе курортный сезон в самом разгаре. В доме у Григория Иосифовича (Леонид Ярмольник) и Раисы Ировны (Ирина Розанова) со своими мужьями гостят их две взрослые дочери – Лора (Ксения Раппопорт) и Мира (Евгения Брик). Присоединиться к семье вскоре планирует и третья дочь, за два дня до появления которой здесь ждут её супруга, Бориса (Евгений Цыганов), журналиста-международника, он должен прилететь с их восьмилетним сыном. Однако в день прилёта город закрывают на карантин. И без того напряжённые отношения в семье начинают ещё больше накаляться, когда Мира объявляет за столом, что они с мужем продают квартиру и уезжают в Израиль.

К теме семейных отношений Валерий Тодоровский обращается не впервые. В своём продюсерском проекте – 12-серийном фильме «Садовое кольцо» он также исследует человеческое нутро по толстовскому принципу: все семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Но если в «Садовом кольце» действие разворачивается в мегаполисе наших дней и насыщено крутыми сюжетными поворотами, то «Одесса» оказывает на зрителя, скорее, обволакивающий эффект: создаётся ощущение, будто ты прячешься в тени от знойного полдня, наблюдая за тихим течением жизни. Фактура самого кадра и выстраивание света в нём придают этой картине особую магию, которую хочется ещё долго смаковать внутри себя. Это, безусловно, заслуга оператора Романа Васьянова, который уже успел поработать с Тодоровским в таких фильмах, как «Тиски» и «Стиляги».

Пожалуй, вся прелесть «Одессы» в том, что этот фильм не претензия на документ эпохи и не описание конкретного города в конкретный исторический период. В одном из своих интервью Тодоровский признавался, что наполнил картину личными детскими воспоминаниями о родном городе. В персонаже восьмилетнего Валерика, сына Бориса, мы видим абсолютно ясную и чёткую аллюзию на самого режиссёра. Валерик в этой истории присутствует точечно — не неся никакой нагрузки для сюжета. Его образ лишь дополняет атмосферу ностальгии по миру, которого больше нет. Но до чего Тодоровский тонко и лирично грустит по своему утерянному раю: он показывает его шумным и беспечным, лёгким и солнечным, как тот самый колоритный одесский дворик.

Само собой, на первый план Тодоровский выводит линию семейных взаимоотношений. Наблюдая за тем, как трещина раздора постепенно расширяется до размеров бездны, понимаешь, что замкнутое пространство существует по своим законам: вскрываются одни и те же проблемы, на поверхность лезут демоны тех же размеров. И при этом стираются всяческие моральные границы, элементарные понятия человечности.

У Григория Иосфовича и Раисы Ировны всегда было своё представление о семье, долге, чести и достоинстве. Но, как оказывается, желание быть до конца верным собственным принципам, стремление обустроить свою жизнь и обрести это вечно неуловимое человеческое счастье порой сильнее, чем любые родственные узы. Эту боль от разрушения привычного мира персонажи Леонида Ярмольника и Ирины Розановой проносят через фильм. И делают они это уж слишком честно и красиво: идиш, на котором герои выясняют отношения, придаёт этой человеческой трагедии не меньше колорита, чем ласкающий слух одесский акцент.

Из-за объявленной эпидемии герои картины оказываются в неожиданных обстоятельствах, и это новое чувство раскрепощения толкает их на самые разные решения и поступки. Будь то побег из родительского дома или спонтанный роман с девушкой вдвое младше тебя – каждый из героев «Одессы» просто однажды выбрал свою степень свободы. Жить так, как хочется, любить того, кого хочется, – вот те немногие грани летнего безумства в южном городе, закрытом на карантин. Карантин-то однажды закончится, а жить надо будет дальше. Об этом мы иногда забываем. К сожалению…

Арсений Веденин
Фото: rossaprimavera.ru, kinoart.ru, kino-teatr.ru, ulpravda.ru, russia.tv

Loading



"Одесса" Валерия Тодоровского, Валерий Тодоровский, Евгений Цыганов, Евгения Брик, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Леонид Ярмольник, рецензия на фильм "Одесса", фильм "Одесса",

Поделиться:

Похожие посты

У нас есть Фёрби дома: чего ждать от нового фильма «Очи»

Милое существо, звёздный актёрский состав, увлекательное приключение — кажется, что у фэнтези-новинки «Очи» есть всё, чтобы стать семейным хитом сезона. С 8 мая фильм стартует в кинопрокате, а мы уже готовы рассказать вам, почему эту премьеру не стои

Спасение или провал франшизы Marvel: какими получились «Громовержцы»

1 мая в мировой прокат вышел фильм «Громовержцы», завершающий пятую фазу Marvel Cinematic Universe. В отличие от нового «Капитана Америки», критики и зрители в соцсетях тепло встретили

Можно выйти? — каким получился сериал «Урок»?

В онлайн-кинотеатре Okko прошла премьера сериала «Урок» с Юрой Борисовым. В этот раз номинанта на «Оскар» мы увидим в роли рэпера в отставке, вынужденного сменить амплуа на школьного учителя. На протяжении 8 серий он будет наставлять на путь истинный

«Кракен»: какой получилась фантастическая драма от создателей «Экипажа»

17 апреля в российских кинотеатрах вышел «Кракен» — блокбастер про столкновение российских подводников с морским чудовищем. Какой получилась картина от режиссёра «Экипажа» и «Легенды № 17» и стоит ли смотреть фильм — разбиралась ForPost Афиша.
О

Что это было: Lorde вернулась с новой песней

Спустя четыре года после выхода третьего альбома Solar Power новозеландская певица Lorde открывает следующую эру с синглом What Was That. В новой песне она отказывается от фолкового звучания прошлой пластинки и возвращается к нестандартной п

Новости ForPost

Метки

Федюхины высоты Театр имени Луначарского 9 мая Дворец культуры рыбаков Клим Шипенко балет мастер-классы Психо Дель Арт коронавирус российские фильмы Александр Петров Marvel изоляция Санкт-Петербург фильмы 2024 Новый год День Победы художники игры 2024 мультфильмы 2023 хоррор фильмы 2023 мода и стиль музыка ДКР Balenciaga Крым рецензия игры 2023 Бейонсе театр Луначарского СевТЮЗ сериалы 2025 Сергей Безруков фестиваль куда сходить Dior ЦГБ им. Л.Н.Толстого выставки театр драмы "Психо Дель Арт" Неделя моды Музей-заповедник "Херсонес Таврический" искусство Афиша Севастополя Обзор фильма Большой севастопольский офицерский бал спектакль Netflix книги Обзор Херсонес фильмы концерт BLACKPINK Севастопольский ТЮЗ СЦКиИ Louis Vuitton выставка музыка 2024 Charli XCX Гарри Поттер театр афиша Севастополь K-pop Модный показ карантин обзор аниме Театр им. Кукол арт-отель "Украина" Севастопольский театр оперы и балета спектакли сериалы 2024 День ВМФ "Кинопоиск" Театр Лавренёва Тейлор Свифт мультфильмы Неделя моды в Париже скандал Мода Фильмы 2025 живопись Конкурс "Живая классика" Театральная улица Российские сериалы Аниме опера комедия Андрей Маслов Херсонес Таврический музыка 2023 мультфильмы 2024 Золотая балка Севастополь аниме 2024 праздник аниме 2025 кино Григорий Лифанов сериалы 2023