Лето, холера и немного любви: добро пожаловать в «Одессу» Тодоровского

04-06-2020 11:29

Телевизионная премьера фильма «Одесса» Валерия Тодоровского состоялась в первый день мая на телеканале «Россия-1». Страна сидела на карантине, и, конечно, тема непростых семейных взаимоотношений в условиях эпидемии оказалась, что называется, в струе времени. Хотя на большие экраны «Одесса» вышла в сентябре прошлого года. Вряд ли Тодоровский тогда мог предполагать, что его фильм в какой-то степени окажется пророческим. Но в этой истории эпидемия холеры не более чем фон, нанесённый на полотно сюжета общими штрихами. На передний план, как и в любом продукте русской мысли, выходит человек – со своими демонами, слабостями и противоречиями…

Август 1970-го года. В Одессе курортный сезон в самом разгаре. В доме у Григория Иосифовича (Леонид Ярмольник) и Раисы Ировны (Ирина Розанова) со своими мужьями гостят их две взрослые дочери – Лора (Ксения Раппопорт) и Мира (Евгения Брик). Присоединиться к семье вскоре планирует и третья дочь, за два дня до появления которой здесь ждут её супруга, Бориса (Евгений Цыганов), журналиста-международника, он должен прилететь с их восьмилетним сыном. Однако в день прилёта город закрывают на карантин. И без того напряжённые отношения в семье начинают ещё больше накаляться, когда Мира объявляет за столом, что они с мужем продают квартиру и уезжают в Израиль.

К теме семейных отношений Валерий Тодоровский обращается не впервые. В своём продюсерском проекте – 12-серийном фильме «Садовое кольцо» он также исследует человеческое нутро по толстовскому принципу: все семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Но если в «Садовом кольце» действие разворачивается в мегаполисе наших дней и насыщено крутыми сюжетными поворотами, то «Одесса» оказывает на зрителя, скорее, обволакивающий эффект: создаётся ощущение, будто ты прячешься в тени от знойного полдня, наблюдая за тихим течением жизни. Фактура самого кадра и выстраивание света в нём придают этой картине особую магию, которую хочется ещё долго смаковать внутри себя. Это, безусловно, заслуга оператора Романа Васьянова, который уже успел поработать с Тодоровским в таких фильмах, как «Тиски» и «Стиляги».

Пожалуй, вся прелесть «Одессы» в том, что этот фильм не претензия на документ эпохи и не описание конкретного города в конкретный исторический период. В одном из своих интервью Тодоровский признавался, что наполнил картину личными детскими воспоминаниями о родном городе. В персонаже восьмилетнего Валерика, сына Бориса, мы видим абсолютно ясную и чёткую аллюзию на самого режиссёра. Валерик в этой истории присутствует точечно — не неся никакой нагрузки для сюжета. Его образ лишь дополняет атмосферу ностальгии по миру, которого больше нет. Но до чего Тодоровский тонко и лирично грустит по своему утерянному раю: он показывает его шумным и беспечным, лёгким и солнечным, как тот самый колоритный одесский дворик.

Само собой, на первый план Тодоровский выводит линию семейных взаимоотношений. Наблюдая за тем, как трещина раздора постепенно расширяется до размеров бездны, понимаешь, что замкнутое пространство существует по своим законам: вскрываются одни и те же проблемы, на поверхность лезут демоны тех же размеров. И при этом стираются всяческие моральные границы, элементарные понятия человечности.

У Григория Иосфовича и Раисы Ировны всегда было своё представление о семье, долге, чести и достоинстве. Но, как оказывается, желание быть до конца верным собственным принципам, стремление обустроить свою жизнь и обрести это вечно неуловимое человеческое счастье порой сильнее, чем любые родственные узы. Эту боль от разрушения привычного мира персонажи Леонида Ярмольника и Ирины Розановой проносят через фильм. И делают они это уж слишком честно и красиво: идиш, на котором герои выясняют отношения, придаёт этой человеческой трагедии не меньше колорита, чем ласкающий слух одесский акцент.

Из-за объявленной эпидемии герои картины оказываются в неожиданных обстоятельствах, и это новое чувство раскрепощения толкает их на самые разные решения и поступки. Будь то побег из родительского дома или спонтанный роман с девушкой вдвое младше тебя – каждый из героев «Одессы» просто однажды выбрал свою степень свободы. Жить так, как хочется, любить того, кого хочется, – вот те немногие грани летнего безумства в южном городе, закрытом на карантин. Карантин-то однажды закончится, а жить надо будет дальше. Об этом мы иногда забываем. К сожалению…

Арсений Веденин
Фото: rossaprimavera.ru, kinoart.ru, kino-teatr.ru, ulpravda.ru, russia.tv

Loading



"Одесса" Валерия Тодоровского, Валерий Тодоровский, Евгений Цыганов, Евгения Брик, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Леонид Ярмольник, рецензия на фильм "Одесса", фильм "Одесса",

Поделиться:

Похожие посты

Вышел сериал-приквел «Оно». Вот почему его стоит посмотреть

26 октября на HBO вышел сериал «Оно: Добро пожаловать в Дерри», события которого разворачиваются за 27 лет до первого фильма «Оно». В режиссёрском кресле снова Андрес Мускетти, а Билл Скарсгард вернулся к роли монструозного клоуна Пеннивайза. Рассказ

750 фильмов в год: почему севастопольцы не запоминают музыку из современного кино

Сегодняшний кинематограф в России и мире — продюсерский. Основная задача продюсера — получить прибыль. Для широкого проката нужно идти навстречу молодому поколению, которое делает кассу. Об этом в Севастопольской школе искусств рассказала в своей лек

«Лермонтов»: меланхоличное прощание с великим поэтом

16 октября в отечественном прокате вышла картина «Лермонтов». Продолжая традицию байопиков о русских писателях в духе «Пророка. Истории Александра Пушкина», новый фильм рассказывает о другом знаменитом классике — Михаиле Лермонтове. Как автор проводи

Почему Deadbeat — самый неудачный альбом Tame Impala

Возвращение Tame Impala ждали 5 лет, и вот новый альбом Кевина Паркера под названием Deadbeat официально вышел. Но вместо мудрёной психоделики и прилипчивых мелодий — безжалостный минималистичный хаус и однообразные биты. В рецензии рассказываем, чем

Вышел фильм «Трон: Арес». Почему его невзлюбили критики?

10 октября в мировой кинопрокат вышел «Трон: Арес» — третья часть сай-фай франшизы Disney, где размываются границы цифрового и реального миров. Новый режиссёр проекта Йоаким Рённинг, известный по работе над «Малефисентой» и «Пиратами Карибского моря»

Новости ForPost

Метки

куда сходить детектив Игры 2025 Театральная улица Психо Дель Арт Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Фильмы 2025 СЦКиИ опера мультфильмы 2023 Модный показ выставка Севастопольский театр оперы и балета праздник театр драмы "Психо Дель Арт" Неделя моды в Париже мультфильмы 2024 живопись музыка 2025 театр Луначарского коронавирус выставки спектакль музыка 2023 BLACKPINK Большой севастопольский офицерский бал Сергей Безруков 9 мая мастер-классы фильмы ужасов Dior Конкурс "Живая классика" поп-музыка Мода мультфильмы Тейлор Свифт театр Обзор День ВМФ Дворец культуры рыбаков ДКР Клим Шипенко балет хоррор аниме 2025 Charli XCX искусство Театр имени Луначарского Аниме афиша Севастополь сериалы 2024 K-pop книги Севастопольский ТЮЗ Театр им. Кукол музыка Севастополь игры 2024 Андрей Маслов Новый год Российские сериалы 2025 сериалы 2023 СевТЮЗ изоляция "Кинопоиск" Balenciaga художники Крым Неделя моды фильмы 2023 фэнтези Херсонес Таврический игры 2023 Российские сериалы Федюхины высоты концерт мода и стиль аниме 2024 фильмы 2024 рэп сериалы 2025 Золотая балка обзор аниме музыка 2024 комедия фестиваль Netflix Григорий Лифанов Афиша Севастополя карантин фильмы Александр Петров День Победы кино российские фильмы арт-отель "Украина" Хаяо Миядзаки Херсонес рецензия спектакли