Лайфхак от современного драмтеатра: как задницей вытащить гвоздь из сцены

14-10-2019 18:50

Думали мы сегодня, гадали, что же вам такого интересного и необычного рассказать о жизни российского театра. И тут нам на глаза попадается рецензия в «Комсомольской правде» на скандальный спектакль Калининградского драмтеатра «Чёрная кошка, белый кот» по фильму Эмира Кустурицы. Как пишет автор, зрители не оценили новое режиссёрское видение и массово покидали зал. Пожалуй, их можно понять. Ведь не каждый день увидишь, как один из героев вытаскивает задницей гвоздь из сцены. Интересно, как бы на это отреагировали бы наши севастопольские театралы? 

Премьера спектакля состоялась в марте этого года, в Международный женский день. «Спектакль «Чёрная кошка, белый кот» по фильму Эмира Кустурицы – это авторское видение режиссёра Сергея Чехова о природе кинематографичности, об обрядовом начале театра и о возможности/невозможности хэппи энда», – говорится на сайте театра. 

Вот что говорит о своём спектакле сам режиссёр: ««Чёрная кошка, белый кот» – это абсолютная история про всё человечество, про нас, неустроенное молодое поколение, в кармане у которого нет ломаного гроша. Это проблема отцов и детей. И это разговор о потребительстве, о мёртвом мире материального. Костюмы действующих лиц не привязаны к определенной эпохе и этносу, более того, для них используются маски».

А вот что, собственно, пишет обозреватель «Комсомольской правды» Владислав Ржевский, побывав на спектакле. 

Для начала театр надо, видимо, поздравить. С тем, что он может себе позволить подобные эксперименты. Нам всем наглядно продемонстрировали, что у нашей «драмы» есть на это финансы, технические возможности и труппа, способная сыграть даже такое. А еще театр показал, что не боится не то что скандала – он, судя по всему, не боится даже потерять часть своей преданной публики.

Новый спектакль – «Черная кошка, белый кот» (далее – «ЧКБК»). Не будучи поклонником творчества Эмира Кустурицы, я понимаю тех зрителей, которые говорят, что их обманули. Сегодня можно сколько угодно оправдываться, что мы, мол, где-то там поясняли, что это будет нечто необычное. На афише люди прочитали: «По одноименному фильму Эмира Кустурицы». И захотели увидеть понравившуюся им историю теперь ещё и на сцене. А им вместо театра показали, скорее, антитеатр.

В Интернете идет бурное обсуждение новой постановки. В ряде откликов угадывается, что местный зритель еще не дорос до понимания таких шедевров. А может, перерос? Может, видит, что «ЧКБК» от Сергея Чехова (приглашённый режиссёр родом из Новосибирска) – всего лишь претенциозная пустота? Что под его маской, по сути, ничего нет. Кроме, разве что, похоже, желания получить «Золотую маску» (а представители «главной» российской театральной премии были на втором из трёх премьерных показов). И чем вычурнее в этом спектакле маски, чем их там больше, тем сильнее было ощущение, что мне предлагают просроченное псевдоискусство с претензией на некое «новое слово».

Признаться, до сих пор я ещё не видел, чтобы зритель столь массово покидал спектакль – с первых показов народ уходил рядами. Но некоторые все равно уверяют, что это отнюдь не провал. Видимо, когда уходит треть зала – это ура, скатертью дорога, ушли случайные люди, и воздух стал чище. Тогда какие же признаки провала? Зритель должен закидать сцену тухлыми яйцами? От засвистывания полопаются перепонки, а от топота рухнет люстра? Так станут захлопывать, что часы по-довлатовски будут останавливаться на руках?

Если так, тогда ещё раз сделаю реверанс в сторону калининградского зрителя. Он уважает свой театр. И даже когда плохо, не мечет в актеров гнилыми помидорами. А просто встаёт и уходит. Правда, придет ли ещё раз – вопрос. Впрочем, больше все-таки я сомневаюсь в том, что «ЧКБК» задержится в репертуаре нашей «драмы». А зритель наш – отходчивый. Повозмущается и простит. Хотя на приманки вроде «по Кустурице» в будущем уже вряд ли поведётся.

Пожалуй, наибольшую реакцию в спектакле вызывает тот момент, когда один из героев имитирует, что вытаскивает своей задницей гвоздь из сцены. Кстати, я уже и забыл, что в фильме есть такой эпизод. Там-то он проходной и, учитывая общий антураж, уместный, а здесь – такое вдруг откуда ни возьмись, превращённое в кульминацию. Да ещё показанное дважды. Очевидно, чтобы уж точно до всех дошло. Сперва до тех, кто в зале, затем – до тех, кого зачем-то на сцене посадили (ещё одна режиссёрская находка).

Знаете, раньше я наивно полагал, что главное в этой истории – всепобеждающая любовь. Однако теперь первое, что будет вспоминаться, – вытягивание гвоздя с помощью зада. А также то, что это якобы хорошая профилактика геморроя, как доверительно пояснили со сцены. К слову, исполнитель поставленного на театральной сцене циркового трюка – Олег Жуковский. Как о нём пишут, он не только актёр, но и сценарист, режиссёр, поэт, фотограф, педагог-перформер. А ещё, как и режиссёр Чехов, родом из Новосибирска.

Зачем его позвали? Наверное, наши актёры не справились бы с такой сверхзадачей.

Да уж, после такой рецензии, хочется увидеть эту шок-постановку и составить своё мнение. На сайте театра нам обещают, что «зрители испытают эстетическое потрясение и удовольствие от новой формы давно знакомого произведения». ForPost-Афиша с удовольствием посмотрела бы этот спектакль, а то, освещая будни культурного Севастополя, уже начала тосковать по «эстетическим потрясениям». Интересно, если театр поедет к нам, включит ли он в свою гастрольную афишу этот спектакль? Было бы неплохо, как нам кажется. По крайней мере, любители театра XXI века точно бы сидели в первых рядах, если не на сцене. 

А калининградцы смогут увидеть спектакль уже 22 ноября. Пока с репертуара не снимают. Любопытно, но после премьеры постановка «Чёрная кошка, белый кот» была показана только в апреле, а затем до ноября загадочным образом пропала из афиши. Интересно почему?..

Фото: tvoybro.com

 169 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Говорит зритель: как Севастополь встретил «Белую гвардию»

В театре имени Луначарского прошли премьерные показы спектакля "Белая гвардия" в постановке Ивана Миневцева. Это не было классическим прочтением романа Михаила Булгакова. Тема войны присутствовала лишь фоном, а на первый план вышла история семьи

Новаторства не будет: в Севастопольском ТЮЗе Яна Тумина ставит «Нос» Гоголя

24 и 25 апреля на сцене Севастопольского ТЮЗа состоится долгожданная премьера – спектакль "Нос" по повести Николая Гоголя в постановке петербургского режиссёра Яны Туминой. Как отмечают авторы инсценировки, зрителей ждёт спектакль-трансформация, спек

В Севастополе пройдут гастроли Свердловского академического театра драмы

Свердловский академический театр драмы возвращается в Севастополь спустя 6 лет.  С 1 по 4 мая на сцене театра имени Луначарского будут представлены самые знаковые постановки, собирающие на родной сцене неизменные аншлаги. Первым спектаклем гастрол

Мир семьи Турбиных: Иван Миневцев рассказал о своей «Белой гвардии»

«Белая гвардия» — одно из самых знаменитых произведений Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно неоднократно экранизировалось, а также ставилось на сцене драматических театров. Уже совсем скоро севастопольцы смогут увидеть новое прочтение романа русского

«Бездонное озеро» проблем: вы не захотите пропустить эту премьеру

Ещё не были на премьерной постановке Севастопольского ТЮЗа? Ну, тогда торопитесь! Окунуться в «Бездонное озеро» можно будет уже совсем скоро — 10 и 29 апреля. На сегодняшний день инсценировку пьесы молодого драматурга Марии Завадской успели оценить м

Новости ForPost

Метки

Мастер и Маргарита Дворец культуры рыбаков искусство художники Кванториум фильмы Санкт-Петербург Музеи онлайн концерт Клим Шипенко мастер-классы Театр имени Луначарского изоляция Севастопольский военно-исторический музей-заповедник группа Ленинград живопись 9 мая пандемия вокал Конкурс "Живая классика" выставка Ольга Панкратова VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Григорий Лифанов #WineFest спектакль Динопарк арт-отель "Украина" Молодёжь поэзия самоизоляция День ВМФ Живая классика Театр им. Кукол Опера в Херсонесе Севастопольский ТЮЗ История творчество книги Севастополь карантин Фёдор Достоевский День рыбака Картины Крымская война Театральная улица Бесы Импровизационный батл Балаклава Россия Лев Толстой художник Александр Петров кинофестиваль Святой Владимир кинорецензия Музей-заповедник "Херсонес Таврический" кино Анна Каренина коронавирус 75 лет Победы Фонд «Живая классика» конкурс СЦКиИ театр танца Вадима Елизарова Федюхины высоты Достоевский Крымский военно-исторический фестиваль дети Большой севастопольский офицерский бал ДКР Психо Дель Арт Великая Отечественная война современное искусство Море театр драмы "Психо Дель Арт" Афиша Севастополя Эрмитаж опера шоу открытие сезона фестиваль Крымская весна выставки День Победы праздник Севастопольский офицерский бал Золотая балка Конкурс красоты музыка благотворительность Михаил Булгаков СевТЮЗ Херсонес театр Луначарского балет театр онлайн-марафон спектакли Херсонес Таврический Сергей Шнуров