Куда приводит интим: 7 громких секс-скандалов в мировой живописи

05-03-2020 15:12

В мире искусства часто кипят нешуточные страсти. Многие художники — люди темпераментные и эмоциональные, а пристально следящие за каждым их шагом поклонники и критики почти не оставляют шансов на сохранение приватности. Интимные связи становятся предметом горячих обсуждений, любая натурщица в глазах обывателя превращается в любовницу, и даже обычный портрет может стать поводом для скандала. Семь самых громких секс-скандалов в живописи — в обзоре наших коллег из Артхива.

Джон Сингер Сарджент. Коварная бретелька

До 1884 года Джон Сингер Сарджент жил вполне счастливой жизнью. Он был обласкан критиками, заказчики выстраивались в очереди за портретами его работы. Гром грянул, когда он представил на Парижском Салоне портрет «Мадам Х».

Виржини Готро не обладала высоким статусом в парижском обществе, но была настолько красива, что некоторые художники буквально преследовали ее, чтобы она согласилась им позировать. Когда Сарджент предложил женщине написать ее портрет, она благосклонно согласилась. И художник, и модель преследовали похожие цели: оба были экспатриантами и понимали, как непросто выбиться в люди в Париже. Сарджент надеялся с помощью этого полотна добиться большей популярности, а мадам Готро — найти наконец вход в высший свет. Спустя 30 лет, продавая портрет Метрополитен-музею, художник заявил, что считает «Мадам Х» лучшей своей картиной.

А вот посетители Салона были с ним не согласны. Несмотря на загадочное название личность модели не оставляла сомнений. Больше всего критиков и зрителей шокировала небрежно приспущенная бретелька на платье мадам Готро (позже художник переписал эту деталь, вернув бретельку на положенное место). В сочетании со сквозящей самоуверенностью и сексуальной притягательностью женщины этот крошечный нюанс приводил людей в стыдливое замешательство.

Из-за «Мадам Х» Сарджент едва не лишился карьеры и был вынужден уехать из Парижа. А мадам Готро потеряла статус в обществе и спустя какое-то время почти перестала появляться на людях.

Артемизия Джентилески. Двойное предательство

В Италии XVII века женщинам-художницам приходилось нелегко. Их не воспринимали всерьез, к ним относились с предубеждением и пренебрежением. Им не разрешалось не только самостоятельно подписывать договоры о работе, но даже покупать краски. За изображение обнаженного мужского тела женщин с легкостью могли упечь в тюрьму. Несмотря на все эти жестокие ограничения Артемизии Джентилески удалось «сделать себе имя» в мире живописи, хотя ее карьера и началась с личной трагедии и позора.

Когда Артемизии было 17 лет, ее изнасиловал флорентийский художник Агостино Тасси, который обучал ее живописи. В то время это было позором не только для самой девушки, но и для всей ее семьи, поэтому Джентилески была вынуждена еще год спать со своим насильником в надежде, что он на ней женится. Позже, во время суда, выяснилось, что Тасси этого сделать никак не мог, даже если бы и хотел, поскольку он уже был женат. Тогда же стало известно, что Агостино неоднократно обвинялся в изнасилованиях и раньше.

В ходе судебного разбирательства, которое длилось семь месяцев, Артемизия прошла через ад: ее пытали, чтобы подтвердить обвинения, и подвергли публичному гинекологическому освидетельствованию. В суд подал ее отец Орацио, который понимал, что эта позорная история поставит крест на его карьере, если не вынудить насильника жениться на его дочери. Но, как было сказано выше, и это оказалось невозможным. В итоге Артемизия осталась преданной и «женихом», и отцом, прилюдно униженной и опозоренной. В перерывах между судебными заседаниями она напишет одну из самых сильных своих картин, на которой Юдифь хладнокровно отрезает голову Олоферну.

Несмотря ни на что, Артемизия Джентилески прожила довольно счастливую и насыщенную жизнь. Ей все же удалось добиться признания, и она даже стала членом Флорентийской академии живописи, уравнявшись в правах с художниками-мужчинами. Однако тема насилия и кровавой мести останется сквозной в ее творчестве.

Обри Бёрдслей. Скажи мне, кто твой друг

Обри Бёрдслей прожил всего 25 лет, однако ему этого вполне хватило, чтобы прославиться. И не только благодаря своим виртуозным гравюрам, но и множеству экстравагантных выходок. Стоит упомянуть, что история всей его семьи была, мягко говоря, необычной (читайте подробности в биографии художника). Но самый крупный скандал в жизни Бёрдслея приключился из-за «связи» с опальным Оскаром Уайльдом.

5 апреля 1895 года писатель был задержан по обвинению в гомосексуализме. Газетные заголовки кричали: «Оскар Уайльд арестован: при нем была желтая книга». И хотя это был всего-навсего роман в желтой обложке, ассоциация сработала однозначно: большинство читателей подумали в первую очередь о журнале «Желтая книга», редактором которого был Бёрдслей. Возмущенные горожане окружили офис издателя и перебили камнями окна.

Незадолго до этого Бёрдслей на свою беду еще и создал иллюстрации для «Саломеи» Уайльда. Художника, конечно, тут же записали в любовники писателя, хотя имя Бёрдслея ни разу не звучало во время суда. Его работы стали придирчиво изучать, пытаясь найти в них «неприличный» подтекст, и, в конце концов, он лишился работы в «Желтой книге».

Оскар Кокошка. Кукольных дел мастер

Альма Малер была для Оскара всем. Это была безумная, отчаянная, всепоглощающая страсть, которая вдохновляла и пугала одновременно. Кокошка написал Альме сотни писем и неустанно ее рисовал. Вскоре после того, как он написал первый настоящий шедевр — «Невесту ветра» — знаменитая венская красавица покинула его, испугавшись напора и силы чувств. В надежде заглушить мучительные воспоминания Кокошка отправился сражаться на полях Первой Мировой. Художник был серьезно ранен, попал в плен и чудом выжил… Но Альму забыть так и не смог.

В 1919 году Оскар заказал мюнхенской художнице Гермине Моос копию своей бывшей возлюбленной — тряпичную куклу. Художник накупил новой Альме платьев и нижнего белья и намучился, натягивая чулки на набитые пухом ноги. Кукла стала постоянной спутницей Кокошки на светских мероприятиях Вены: он сидел рядом с ней в оперной ложе, кормил ее и беседовал с ней. Поговаривали, что и делил постель. В очерке «Фетиш» художник позже напишет, что кукла его разочаровала и под конец начала раздражать. Во время одной из вечеринок он отрубил ей голову и окончательно избавился от нее.

Оскар Кокошка проживет без малого 94 года и однажды встретит женщину, которая станет спутницей его жизни на долгие 40 лет. Эта любовь будет уже совсем другой — тихой и нежной.

Эндрю Уайет. Муза по соседству

В 1986 году Эндрю Уайет обнародовал серию картин под общим названием «Хельга». В героине этих полотен — и в одетой, и в обнаженной — было что-то чуждое американскому глазу, и за счет этого невыразимо притягательное. В один из редких моментов откровения Уайет вспоминал о своем знакомстве с жившей по соседству Хельгой Тесторф: «Я никак не мог выбросить из головы образ этого скуластого прусского лица с широко расставленными глазами в обрамлении белокурых волос».

Когда жена художника Бетси впервые увидела эти картины, она была глубоко уязвлена. Их отношения и так были далеки от идеальных. Бетси стала менеджером Уайета, продавала его картины, каталогизировала их… В конце концов, по словам художника, он стал чувствовать себя «предметом купли-продажи» и начал все больше времени проводить за работой. Тогда-то и появилась Хельга. Он писал ее на протяжении 15 лет, а Бетси приходилось отдуваться перед журналистами. На все вопросы о Хельге она коротко отвечала: «Это любовь». А Уайет говорил друзьям: «Художник не должен жениться — где начинается брак, там кончается роман».

Впрочем, отсутствие брачных уз не спасло отношения Эндрю и Хельги от краха. В какой-то момент она уже перестала его вдохновлять. После их расставания женщина впала в депрессию, Уайет оплатил ее лечение и периодически жил с ней. Бетси, которая заявляла, что «искусство важнее отношений», почти перестала видеться с мужем. А у художника стали появляться новые музы. Друг Уайета Уильям Фелпс однажды сказал: «Эндрю загорается людьми, испытывает к ним теплые чувства. Но я сомневаюсь, чтобы он их любил».

Орест Кипренский. А была ли девочка?

Взлет Ореста Кипренского был стремительным и ярким, а падение — горьким и болезненным. Несколько лет художник прожил в Риме, и на это время пришелся пик его карьеры. Он был великолепным портретистом, но всегда мечтал писать исторические полотна. Кипренский страдал от того, что не может достичь мастерства Рафаэля, и завидовал славе современников. После спада популярности художник начал пить, а затем произошло сразу два события, бросивших тень на его репутацию не только в Италии, но и на родине.

Когда в 1823 году Кипренский вернулся в Россию, его встретили без былых восторгов. До Петербурга дошли слухи о том, что в римской мастерской художника была найдена убитой натурщица, с которой он жил. Ее якобы обернули в холст, облили скипидаром и подожгли. Кипренский настаивал, что женщину убил его слуга. О том, что в действительности тогда произошло, не может с уверенностью сказать ни один биограф художника.

А еще поговаривали о том, что Кипренский питал совсем не отеческие чувства к 10-летней дочери этой самой натурщицы. Здесь мнения искусствоведов расходятся. По одной версии маленькая Мариучча в самом деле была дочерью убитой женщины. По другой — девочку привела в мастерскую художника в качестве натурщицы ее мать, незнакомая Кипренскому прежде. Он решил сделать Мариуччу своей воспитанницей и заплатил женщине за официальный отказ от дочери. Как бы там ни было, спустя годы Кипренский вернулся в Италию, нашел Мариуччу и женился на ней. Но брак их был недолгим: художник умер спустя несколько месяцев.

Леонардо да Винчи. Страшный суд

Личная жизнь Леонардо да Винчи всегда была тайной за семью печатями. Художник не только шифровал все свои записи, но и тщательно скрывал от окружающих свои любовные отношения. Конечно, слухов ему все равно не удавалось избежать. Поговаривали, что у него был роман с Чечилией Галлерани, которая стала героиней портрета «Дама с горностаем». Много сплетен и домыслов окружало и связь мастера с его учеником Салаи, которого Леонардо рисовал обнаженным.

Но самый серьезный скандал в жизни да Винчи случился, когда ему было 24 года. В анонимном доносе художника и троих его приятелей обвинили в «активной содомии». Неизвестный отправитель письма утверждал, что молодые люди изнасиловали 17-летнего натурщика Джакопо Сальтарелли. Все четверо были отправлены в тюрьму, где провели два месяца. Леонардо никогда не рассказывал об этом эпизоде и не писал о нем в дневниках, но можно представить, как он был напуган: за такое серьезное преступление его вполне могли отправить на костер.

На суде молодых людей оправдали, поскольку сторона обвинения не смогла предъявить никаких доказательств изнасилования. Выйдя из тюрьмы, да Винчи на несколько лет «залег на дно». Вероятно, несмотря на оправдание, вся эта история все же бросила тень на его репутацию и сказалась на количестве заказов. Леонардо оставался в тени до тех пор, пока не отправился в Милан работать при дворе Лодовико Сфорца.

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Кто на свете всех сильнее: как стартовал 3 сезон «Ванпанчмена»

Официальная премьера 3 сезона аниме «Ванпанчмен» состоялась 5 октября. Но вместо нового эпизода раззадоренных фанатов ждал рекап прошлых событий. А первая серия продолжения вышла аж 12 октября. Рассказываем, что «Ванпанчмен» приготовил для зрителей в

Продлить выставку внутри себя: Алла Лебеденко представила многомерное исследование пейзажа

Выставку севастопольской художницы Аллы Лебеденко «Открытое пространство» (16+) презентовали в БЦ «Царская пристань». Концептуальная экспозиция автора, которую она сама и курировала, — это многомерное исследование пейзажа. На её работах он представле

Что интересного покажет театр им. Луначарского в новом театральном сезоне

В Севастопольском театре им. Луначарского стартовал 115-й театральный сезон. Художественный руководитель Григорий Лифанов заявил, что зрители снова увидят спектакль «Ханума» (12+) — классическую комедию-водевиль, свадебное приключение в грузинском ст

Вышел фильм «Трон: Арес». Почему его невзлюбили критики?

10 октября в мировой кинопрокат вышел «Трон: Арес» — третья часть сай-фай франшизы Disney, где размываются границы цифрового и реального миров. Новый режиссёр проекта Йоаким Рённинг, известный по работе над «Малефисентой» и «Пиратами Карибского моря»

Что говорят люди по ночам: Игорь Шипилин представил новое и старое в Севастополе

Выставка художника Игоря Шипилина (6+) открылась в выставочном зале севастопольского отделения Союза художников России. Экспозиция включает до 40 работ, созданных автором с 2020 по 2025 годы. При этом, в основном, представлены живописные полотна, нап

Новости ForPost

Метки

праздник Конкурс "Живая классика" Dior обзор аниме спектакли Неделя моды Севастопольский ТЮЗ театр драмы "Психо Дель Арт" 9 мая афиша Севастополь Андрей Маслов Севастополь Российские сериалы 2025 опера Netflix музыка 2025 карантин фильмы фильмы 2024 мультфильмы Игры 2025 Новый год Музей-заповедник "Херсонес Таврический" российские фильмы комедия Тейлор Свифт арт-отель "Украина" сериалы 2023 игры 2024 искусство выставка книги рэп фестиваль Крым художники Севастопольский театр оперы и балета балет музыка 2024 Херсонес Таврический мастер-классы Модный показ Афиша Севастополя фильмы 2023 музыка BLACKPINK игры 2023 День Победы спектакль Федюхины высоты Balenciaga сериалы 2024 театр Charli XCX музыка 2023 K-pop детектив Большой севастопольский офицерский бал Клим Шипенко аниме 2025 хоррор Театральная улица Хаяо Миядзаки СевТЮЗ фильмы ужасов сериалы 2025 мультфильмы 2023 Театр имени Луначарского мода и стиль Золотая балка фэнтези изоляция Неделя моды в Париже Григорий Лифанов живопись Александр Петров кино поп-музыка театр Луначарского Аниме Психо Дель Арт куда сходить выставки Обзор рецензия коронавирус Сергей Безруков День ВМФ Мода Театр им. Кукол Фильмы 2025 Дворец культуры рыбаков СЦКиИ аниме 2024 мультфильмы 2024 "Кинопоиск" Херсонес Российские сериалы концерт ДКР