Крылья от создателя: вспоминая Вадима Елизарова

29-04-2020 20:37

В Международный день танца об этом человеке нужно говорить. Просто необходимо. Ведь благодаря его усилиям и безграничному таланту севастопольская танцевальная культура однажды совершила глобальную перезагрузку, вышла на совершенно иной уровень. Сегодня заслуженный деятель искусств Крыма, лауреат Госпремии Крыма Елена Ольховская вспоминает о дружбе и сотрудничестве с Вадимом Елизаровым. 

С именем Вадима Альбертовича Елизарова связано появление в Севастополе Театра танца; в минувшем году он отметил своё двадцатилетие. Впервые же это имя в нашем городе громко зазвучало еще за двадцать лет до знаменательного для местной культуры события — в 1980-м, когда во всю силу заявил о себе ансамбль бального танца «Виктория». Его основателями стали Вадим Елизаров и Нина Маршева, танцевальная пара из Саратова, обосновавшаяся в севастопольском культурном комплексе «Корабел».

 Заниматься в ансамбле «Виктория» в то время было очень модно, поэтому в культурный комплекс «Корабел» приезжали молодые люди со всех районов Севастополя. После победы «Виктории» на чемпионате СССР по бальным танцам этот вид хореографического искусства приобрел в городе необычайную популярность, а имя Вадима Елизарова стало символом бального танца. Ансамбль «Виктория» не останавливался на достигнутом: после первых больших побед он неоднократно становился призёром чемпионата Европы и чемпионата мира по бальным танцам!

В то время отчётные концерты «Виктории» нередко проводились в самом большом по вместимости зрителей помещении — в зале Русского драматического театра имени Луначарского. Достать билеты на такие концерты было невозможно: зрители буквально висели на люстрах, чтобы увидеть великолепное мастерство артистов-бальников.

Коллектив работал только в спортивном направлении, однако Вадим Альбертович начал задумываться на тем, как превратить бальный танец в искусство, и главное, где найти помещение для будущего театра. И вот этот день настал. В 1999 году при содействии тогдашнего руководителя города Леонида Жунько был подписан указ о создании Севастопольского театра танца на базе Дворца детства и юности.

Сразу же после подписания указа в городе появились афиши нового театра. Танцевальные шоу-программы «Весеннее путешествие» и «История любви» тут же стали пользоваться успехом у взыскательной севастопольской публики. Однако основаны они были на самостоятельных, разрозненных танцевальных номерах, объединенных общей идеей. Но Вадима Альбертовича не покидала идея создать полноценный хореографический спектакль, который бы дал театру возможность стать репертуарным.

И первым таким спектаклем стала постановка «Кармен». К её сочинению  — написанию либретто по мотивам новеллы Проспера Мериме, постановке балетных номеров с использованием стилистики бального танца Вадим Альбертович и пригласил меня. Он знал, что к этому времени я, выпускница Пермского хореографического училища, успела поработать артисткой балета в Екатеринбургском, а затем Днепропетровском театре оперы и балета, училась в ГИТИСе.  Так началась наша дружба и долговременная творческая работа с создателем театра танца в Севастополе Вадимом Елизаровым.

Вадима Альбертовича очень привлекал образ Кармен, наполненный экспрессией и страстью, и он видел в нём солистку театра танца Наталью Елизарову, которая тогда блистала на сцене. Мужские партии исполнили ведущие артисты театра — Денис Елизаров и Сергей Гринев, молодые и красивые солисты. Спектакль «Кармен», ставший первым для Севастополя танцевальным спектаклем, был восторженно принят и зрителями, и критиками.

Маэстро Вадим Елизаров обладал даром прекрасного педагога. За годы сотрудничества с ним я для себя сформулировала некоторые принципы его работы с артистами, которыми теперь стараюсь пользоваться сама.

Весь каждодневный труд артиста направлен на достижение филигранного мастерства в танце, а оно требует немалых физических затрат, педантичности и осмысления движений. После каждого выступления вся труппа обязательно собиралась на «разбор полётов», где анализировались все ошибки и недочёты, причём Вадиму Альбертовичу удавалось делать это без крика и истерики. Он учил своих артистов не просто танцу, он учил жизни на сцене и вне её, ведь многие артисты пришли в театр совсем молодыми людьми, часто после окончания средней школы.

Вадим Альбертович призывал ребят обращать внимание на тех людей, у которых можно чему-то научиться. Сам он умел слушать своих собеседников и говорил: «Каждый человек, которого мы встречаем, потенциально способен нас чему-нибудь научить, потому что он шёл по одной дороге, а мы по другой». Для него это была непреложная истина.

Вадим Елизаров всегда интересовался жизнью своих артистов. От внимания шефа не ускользала ни одна деталь, он видел и чувствовал всё: и радости, и ссоры, и успехи, и разочарования. Артисты доверяли Вадиму Альбертовичу свои самые сокровенные тайны и советовались с ним. «Доверие — это фундамент любых взаимоотношений», — наш руководитель нередко говорил ярко и афористично, так, что можно было за ним записывать; это я, бывало, и делала.

Театр танца — это не только яркое захватывающее представление, но и изматывающий труд. Вот почему он под силу только молодым. Но и они устают, срываются, сердятся. Я всегда думала: как же удаётся Вадиму Альбертовичу убедить артистов работать на пределе своих возможностей? Оказалось, что всё просто. «Вера в лучшие качества людей обычно заставляет их проявлять свои лучшие качества», — вот что он говорил. Я же для себя это качество определила не просто как веру, а как умение подарить крылья. Тогда артист начинает не танцевать, а буквально летать на сцене.

Шеф — так всегда называли Вадима Альбертовича артисты — никогда не допускал, чтобы ситуация значила для него больше, чем взаимоотношения с людьми. Это всегда было для него важным. Причём он умел видеть не только артистов, но и обслуживающий персонал театра; знал по имени и отчеству не только наших работников, но и постоянных посетителей, их детей и внуков, друзей. У него на всех хватало внимания сердца.

«Легкость в отношениях с людьми помогает другим чувствовать себя свободно с нами».

Практически на каждом собрании Вадим Альбертович говорил ребятам: «Когда у тебя есть проблемы со всеми, главной проблемой обычно являешься ты сам — ищи, в чём причина, или давай найдем вместе». Он был не только требовательным педагогом. Он умел обоснованно предъявить претензии к человеку, к его возможностям и характеру.

Ещё одно качество шефа, которое меня откровенно удивляло: Вадим Альбертович всегда внимательно слушал все предложения, касающиеся театра. Многие из них были по большей части смешны и бесполезны, на мой взгляд. Но он умел отыскать один процент, с которым был согласен, и направлял на него сто процентов наших объединенных усилий. Результат всегда впечатлял. Это как найти изумруд среди блеклых и ненужных стекляшек! Многие спектакли театра были созданы из, казалось бы, случайных мыслей, подсказок, которые сперва обнаруживались, а потом тщательно обрабатывались до получения драгоценных камней самим Вадимом Елизаровым.

Отдельная страница театра — гастрольные путешествия. Здесь чётко просматривается принцип терпения нашего бывшего руководителя. «Путешествовать вместе с другими всегда приходится медленнее, чем путешествовать одному». Вадим Альбертович всегда путешествовал вместе с театром, с коллективом. Благодаря гастрольной деятельности артисты смогли побывать в Турции, Китае, Израиле, Франции. Своим искусством театр танца покорил более 25 стран мира. 

Вадим Альбертович был жизнелюбом, умел радоваться самым простым вещам и искренне любил своё дело, свой театр, своих артистов. Многие работники Севастопольского академического театра танца получили почётные звания именно благодаря его стараниям. Шеф считал, что звания надо давать танцовщикам тогда, когда они на сцене, когда они молоды и прекрасны, когда радуют своим искусством зрителей. И при этом вкалывают, не щадя себя.

«Подлинная проверка взаимоотношений заключается не только в том, насколько мы верны друзьям, когда они терпят неудачу, но и в том, как сильно мы радуемся, когда они добиваются успеха». Тоже записано за Вадимом Елизаровым.

И ещё один принцип работы от шефа: «Когда готовишься к сражению, выкопай для себя такой окоп, чтобы в нем поместился друг».

Вадим Альбертович создал театр, в котором поместились и артисты, и сотрудники, и зрители, и поклонники. Его нет с нами, но дело его жизни, театр, живёт и благоденствует.

И Севастополь помнит вас, Вадим Альбертович! Театр вашего имени продолжает двадцатилетние традиции танцевального мастерства, которые вы с таким талантом и упорством закладывали в его основание.

Елена Ольховская, заслуженный деятель искусств Крыма, лауреат Госпремии Крыма
Фото: wikipedia.org, yelizarovtheatre.com, kulturologia.ru

Loading



Вадим Елизаров, Международный день танца, Севастопольский театр танца,

Поделиться:

Похожие посты

В Севастополе представили «Интерактивный детектив», в котором нет преступления, но есть повод подурачиться

Молодая пара собирается отправиться на какое-то публичное мероприятие. Однако мужчина поддаётся искушению и делает несколько глотков из бокала, наполненного не то красным вином, не то вишнёвым или гранатовым соком, не то компотом.
Подробнее

«Национальность: нет»: новый альбом Оксимирона* на два с минусом

Рэпер Оксимирон* (Oxxxymiron, он же Мирон Фёдоров) выпустил новый альбом «Национальность: нет», первый за 4 года. В нём он рассказывает о жизни в эмиграции, задаёт российскому обществу неудобные вопросы, но не отвечает на такие же в свой адрес. В рец

О чём говорят татуировки: экскурс в историю и декодирование скрытых сигналов

Татуировка — это не просто украшение или маргинальное явление. Изначально это сложный культурный код, который шифрует информацию о социальном статусе, поле, возрасте, боевой истории, принадлежности к определённому сообществу. Это язык, на котором люд

«Гойда» и Человек-паук: как прошёл суд Долиной

Со времён Джонни Деппа ни одно заседание не вызывало столько ажиотажа, сколько суд Долиной вокруг её квартиры в Хамовниках. Ещё до того, как Верховный суд России огласил вердикт в пользу покупательницы Полины Лурье, сам судебный процесс превратился в

Comic Con Игромир 2025: главные анонсы и премьеры фестиваля

С 12 по 14 декабря в московском «Тимирязев Центре» прошёл фестиваль поп-культуры Comic Con Игромир 2025. Программа была весьма богатой: новые проекты студии Bubble, аниме по игре «Зайчик», продолжение анимационного сериала «Киберслав», перспективные

Новости ForPost

Метки

праздник рецензия поп-музыка фильмы 2023 Херсонес сериалы 2024 Российские сериалы 2025 скандал K-pop мультфильмы Модный показ аниме 2024 кино Александр Петров Херсонес Таврический Григорий Лифанов художники драма Обзор театр Луначарского спектакли Севастопольский театр оперы и балета Крым балет Афиша Севастополя Новый год коронавирус СевТЮЗ Netflix театр драмы "Психо Дель Арт" BLACKPINK День Победы Театральная улица фильмы музыка 2024 Аниме Конкурс "Живая классика" игры 2024 фестиваль Российские сериалы игры "Кинопоиск" игры 2023 концерт искусство Balenciaga 9 мая изоляция книги куда сходить Севастопольский ТЮЗ живопись Неделя моды аниме 2025 Дворец культуры рыбаков Неделя моды в Париже мультфильмы 2024 музыка Билли Айлиш Театр имени Луначарского мастер-классы хоррор карантин российские фильмы фильмы ужасов музыка 2025 рэп фэнтези фильмы 2024 Хаяо Миядзаки мультфильмы 2023 комедия обзор аниме Гарри Поттер СЦКиИ сериалы 2023 арт-отель "Украина" выставки Фильмы 2025 Игры 2025 выставка Charli XCX театр Психо Дель Арт Севастополь Мода спектакль мода и стиль современное искусство детектив Клим Шипенко Большой севастопольский офицерский бал афиша Севастополь Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Тейлор Свифт музыка 2023 опера Dior сериалы 2025 ДКР