Созерцательность и ирония: в Севастополе открылась выставка «Котография» и «Кошки-крошки»

Выставка (6+), посвящённая самым популярным героям домашнего уюта — котам и кошкам — открылась в Севастополе. Два художника, Ирина Воробей и Александр Воцмуш, представили в арт-пространстве «10й ДОМ» совместный проект, объединивший акварельную нежность и иронию в изображении усатых-полосатых.
Обложка: Руслан Микаилов
Экспозиция строится на контрасте двух художественных подходов. Ирина Воробей представляет серию «Котография» — акварельные работы, наполненные мягкостью и лиризмом. Александр Воцмуш показывает «Кошки-крошки» — графические листы с ироничным, почти карикатурным взглядом на кошачьи повадки. Такое сочетание создаёт объёмный портрет кошачьего племени: от умиротворённой дремоты до эксцентричных выходок, от аристократической грации до уютной домашней простоты.
Созерцательная «Котография»
Воробей запечатлевает моменты кошачьей жизни, которые обычно ускользают от внимания суетливого человека. Спящая кошка, свернувшаяся на пледе, воплощает абсолютное доверие и покой. Размытый фон, нежные переходы серого, белого и рыжего цветов создают атмосферу утренней дремоты, когда время словно замирает.
Другая работа показывает чёрно-белого кота, свернувшегося калачиком на светлой поверхности. Синие и лавандовые тени на белоснежной шерсти передают рефлексы света, создавая почти импрессионистическую игру оттенков. Художница не просто рисует животное — она фиксирует момент абсолютного комфорта, когда кошка растворяется в пространстве.
Фото: Руслан Микаилов
«Котография» Ирины Воробей — это не анималистика в классическом понимании. Это скорее медитативная практика, попытка через внимание к кошачьему миру прикоснуться к тишине и простоте бытия.
Ироничные «Кошки-крошки»
Серия работ Александра Воцмуша задаёт игривую, несерьёзную тональность. Белая кошка с разными глазами — один голубой, другой жёлтый — смотрит в бок с лёгкой усмешкой. Её взгляд безумен, животное похоже на тихого сумасшедшего, которого не боишься, но над которым в душе посмеиваешься. Создаётся впечатление, будто это не портрет конкретного животного, а остроумный типаж. Работа похожа на дружеский шарж. Воцмуш играет, экспериментирует с образом, создавая что-то среднее между иллюстрацией и карикатурой.
Фото: Руслан Микаилов
Эта лёгкость и несерьёзность — сознательная позиция художника. В мире, перегруженном пафосом и претензиями на значительность, он предлагает простое удовольствие от рисования. «Кошки-крошки» — это кошки, нарисованные для радости, без претензий на анализ кошачьей души или эстетическое откровение.
Противоположности, которые дополняют
Контраст между двумя сериями делает выставку особенно интересной. Ирина Воробей смотрит на кошек с любовью и восхищением, стремясь запечатлеть красоту каждого мгновения. Её работы требуют времени и внимания — нужно остановиться, замедлиться, чтобы увидеть тонкость цветовых переходов и нюансы настроения.
Акварельные животные Воробей существуют вне времени и пространства, её коты и кошки абсолютны. Единственный ландшафт, в котором они обитают, причём не все, а некоторые их них, это стилистика японских гравюр укиё-э или монохромной живописи суми-э. Даже монограмма Ирины напоминает печать японских мастеров-каллиграфов.
Александр Воцмуш смотрит на кошек с юмором и лёгкостью. Его работы считываются мгновенно — это остроумные зарисовки, впрочем, не без рефлексии. В акварелях художника почти всегда есть рассказ. Он не только вовлекает зрителя восхищаться цветовыми решениями и наблюдать за движением текучей линии, но и повествует историю. Названия работ, сценки, которые раскрываются перед зрителем, погружают его в контекст, причём им самим додуманный.

Фото: Руслан Микаилов
Вместе эти два подхода создают объёмный образ кошки как культурного феномена. Кошка может быть объектом восхищения и эстетического созерцания (как у Воробей) и поводом для иронии и игры (как у Воцмуша). Может быть воплощением уюта и тишины — и источником комических ситуаций.
Для Севастополя, города с огромной популяцией уличных и домашних кошек, такая выставка особенно актуальна. Севастопольские коты — почти такая же достопримечательность, как памятники и бухты. Они греются на солнце или прогуливаются по Приморскому бульвару, царствуют во дворах.
Посмотреть работы обоих авторов можно до 7 ноября включительно в арт-пространстве «10й ДОМ» по адресу ул. Одесская, 10. Вход свободный.
Руслан Микаилов
![]()






