«Коралина в стране кошмаров»: как создавали культовую анимацию
Канун Хэллоуина — отличный повод пересмотреть тематические полнометражки. И речь не только о «Сумерках» и «Гарри Поттере». Сегодняшнюю статью мы посвящаем культовому хэллоуинскому мультфильму «Коралина в стране кошмаров». Рассказываем, как разрабатывали кукольную историю, за что её полюбили дети и взрослые, и почему она могла не увидеть свет.
Обложка: Laika Entertainment
«Коралина, а не Каролина!»
По большому счёту, мультфильм — это антиутопия о детско-родительских отношениях по мотивам книги Нила Геймана. В центре событий одиннадцатилетняя Коралина Джонс, которая совсем недавно переехала вместе с семьей в Розовый дворец, штат Орегон. На новом месте она тоскует по дому и старым друзьям. Поэтому пока родители заняты работой над садовым каталогом, Коралина начинает исследовать окрестности.
Так она знакомится с чудаковатыми соседями. Мисс Спинк и мисс Форсибл — две эксцентричные пожилые женщины, которые в прошлом были знаменитыми актрисами. Мистер Бобо живёт под самой крышей и тренирует мышиный цирк на мансарде. Эта компания не привлекает Коралину, поэтому, увидев в своём саду кота, юная авантюристка отправляется вслед за ним.
Он приводит девушку к заброшенному колодцу, где она знакомится с соседским мальчиком Заки. И пусть поначалу они обмениваются колкостями — Заки даже дает Коралине прозвище «Джонси» — дальше им предстоит пережить множество приключений вместе.
Кадр: Laika Entertainment
Но спустя две недели очередную вылазку на улицу пришлось отменить из-за ливня за окном. А дома Коралине очень одиноко. Родители слишком увлечены работой, не замечая просьб дочери провести с ней время. Чтобы она отстала и не мешала, отец предлагает девочке исследовать новый дом и пересчитать в нём все предметы.
Так помимо тринадцати обычных дверей, она находит четырнадцатую — маленькую, закрытую на ключ. Коралина просит маму отпереть её, но оказывается, что по ту сторону лишь кирпичная стена. По крайней мере, так было днём. Ночью в комнату к девочке приходят мыши, которые зовут Коралину к той злополучной двери.
И на этот раз там уже не кирпичная стена, а целая вселенная. Где у девочки есть «другие» родители, которые проводят с ней много времени, балуют подарками и готовят вкусную еду. Соблазн остаться здесь навсегда велик, но вскоре Коралина узнает, какую цену за это придётся заплатить.
Кадр: Laika Entertainment
Что особенного в анимации
За адаптацию книги Нила Геймана взялся режиссёр Генри Селик. До этого он уже успел зарекомендовать себя, работая в тандеме с Тимом Бёртоном над «Кошмаром перед Рождеством» и «Джеймсом и гигантским персиком». Критики были в восторге от мультфильмов из-за их визуальной привлекательности.
Такого эффекта Селик и Бёртон добились благодаря технике стоп-моушен. Это тип анимации, где все герои фильма — не работа компьютерной графики, а отдельные куклы или пластилиновые фигурки. Для каждого кадра художник двигает «персонажа» и снимает его. Подобное проделывают несколько тысяч раз, пока кадры не начнут складываться в мультфильм.
С приходом цифровой эры, стоп-моушен всё комичнее смотрелся на экране по сравнению с более современными технологиями. А ещё — это требовало большой физической нагрузки художников, поэтому со временем эту технику полностью вытеснила компьютерная графика. И вот, в 1993 году Бёртон и Селик в «Кошмаре перед Рождеством» напомнили всему миру, что с помощью стоп-моушена все еще можно создавать шедевры. Но если «Кошмар» по достоинству оценили ещё и зрители, то «Джеймс и гигантский персик» показал себя очень плохо в прокате. После этого студии стали бояться вкладываться в стоп-моушен.
Кадр: Laika Entertainment
Поэтому, когда Генри Селик решил попытаться повторить трюк со стоп-моушеном уже в одиночку, киноленту изрядно «помотало». «Коралина в стране кошмаров» могла вообще не выйти на экраны. Помимо анимации, у студий было много претензий к концепции проекта.
Кто-то считал, что «Коралина» — довольно жуткий фильм, а девочки «реже решаются» на просмотр такого жанра. Ну, а мальчики, по их мнению, не будут смотреть мультфильм с центральным женским персонажем.
Однако после череды отказов удача улыбнулась Селику и кинокомпания Focus Features согласилась работать над «Коралиной». За покадровую анимацию отвечала студия Laika Entertainment. Но на этом трудности не закончились. Дизайнер проекта Дебора Кук рассказывала в интервью, что встраивала провода и гири в плащ Коралины, чтобы он выглядел «реалистичнее». Помимо того, что в высоту каждая кукла не больше 27 сантиметров, у них ещё и очень тонкий каркас. Учитывая, что стоп-моушен анимация считалась забытой техникой, многим нюансам художники обучались на практике — прямо во время съёмок.
Кадр: Laika Entertainment
Над мимикой героев авторы тоже постарались на славу. Обычно у создателей фильмов просто есть большой набор готовых лиц с разными эмоциями персонажей. Но из-за этого кукол в кадре постоянно приходится переставлять, и появляется множество несостыковок. Студия Laika Entertainment пошла другим путём: художники распечатали на 3D-принтере более 200 000 вариантов. За это авторы получили награду Академии кинематографических искусств и наук. И номинацию на Оскар, как приятный бонус.
Кадр: Laika Entertainment
Смотрим вместе с родителями
Из-за схожей атмосферы лёгкого безумия, «Коралину» часто сравнивают с «Алисой в стране чудес». Но вторая лента больше нацелена на детскую аудиторию. Коралина — не просто девочка, попавшая в параллельную фантастическую реальность. Она грустит из-за переезда, капризничает от одиночества, да и в целом не особо довольна детством. При этом, создатели не превращают её в персонажа, который должен исправиться под натиском обстоятельств. Это больше детско-родительский фильм, где каждому есть над чем подумать.
Кадр: Laika Entertainment
С одной стороны, именно равнодушие родителей Коралины толкает её на необдуманные поступки. Она с лёгкостью отправляется в параллельную вселенную и доверяет «другим» родителям, не ставя под сомнение искренность их намерений. Это своего рода эскапизм, недаром даже комната Коралины в реальном мире показана серой и угрюмой. В конце героиня понимает, что совершила глупость. Поскольку любовь — это не только подарки и постоянное веселье.
С другой стороны, родители Коралины не всегда увлечены работой. В конце фильма зрителям показывают, что трудный этап работы родителей окончен и они снова окружают Коралину заботой. Это замечательный посыл для всех родителей, которые считают, что упорной работой обеспечивают детям лучшее будущее. Коралину, как ребёнка, радуют довольно простые вещи: она хочет поиграть и быть услышанной. Потому временами взрослым тоже лучше становиться «маленькими». И «Коралина в стране кошмаров» — лучший способ напомнить об этом.
Чем обязательно заняться осенью: большой чек-лист
Анастасия Скалдина-Котлярова