Константин Мирошник: «Крым – это один большой город»

Константин Мирошник – наш знаменитый земляк, музыкант и художник. 16 июля в Феодосии откроется выставка его картин. В этом интервью он рассказал о своём знакомстве с Александром Барыкиным и Василием Аксёновым, о юбилее Дроздова, о том, чему его выучил лидер группы «Калинов мост», как он расписывал храм Христа Спасителя и как его картина оказалась у Путина в Кремле.
— Константин, вы – вокалист, гитарист и автор текстов группы «Утро Моне». Она состоит из музыкантов, игравших в таких коллективах, как «Карнавал», «Динамик», «Алиса». Почему именно Моне? Это ваш любимый художник?
— На это очень легко ответить. В 1991 году я познакомился с Сашенькой Барыкиным. Это было очень интересное знакомство. Я приехал в Москву поступать в Академию. Академию Ильи Глазунова – (Прим. ред.). Меня взяли и я приехал учиться. В академии я познакомился с Денисом, а он был родом из Люберец. Денис мне говорит: «Едем в Люберцы, в баню» Я согласился. Мы пришли в эту баню, искупались, выпили пива, опять искупались, потом взялись за гитары. И где-то часов в пять или в шесть утра вышли на улицу. И шли по очень сумрачным осенним Люберцам. Навстречу шёл человек в шапке и вёл на верёвке маленького пёсика. Миша мне говорит: «Вон АлБар идёт». А я говорю: «А кто такой АлБар?» Он: «Александр Барыкин! Я говорю: «Как? Не может быть! Александр Барыкин, на таких сумрачных улицах, такая звезда яркая, такая личность!»
И мы были выпившие, конечно. Мы к нему подошли и мгновенно завязали разговор. И отправились к Мише домой: у нас гитара была, я спел две песни, а Барыкин мне говорит: «Давай тебе сочиним песню?» Он взял гитару, говорит: «Записывай» И сочинил песню «Одинокое утро с картины Моне», которую я потом спел икоторая в дальнейшем звучала на радио. Он организовал её премьеру. Это было удивительно, конечно. Я подумал, что это подходящее название для группы — «Утро Моне». Он говорит: «Да! Это название твоей группы». Вот так вот он нам дал утром рано в Люберцах такое название.
— Константин, тем, кому вы по каким-то причинам не знакомы как художник и музыкант, вы знакомы как эксперт российских телешоу: вас часто можно видеть в программах Малахова, например. Вы получаете за это деньги? И сами ли вы выбираете, на обсуждениях каких тем участвовать и сторону какого героя принимать?
— Телешоу – это часть нашей жизни. Я бы так сказал. Многие эти программы критикуют: у вас шоу, там только ругаются. А это всего-навсего зеркало нашего общества. Я участвую потому, что я люблю это. По-моему, у меня какой-то артистический темперамент, потому что живопись – это очень тяжёлая вещь: ты, сидя целый день дома, рисуешь в одиночестве. В лучшем случае включаешь аудиокнигу «Сто лет одиночества» – и слушаешь.
А потом вечером и ночью начинается уже другая жизнь — жизнь артиста и музыканта. Я беру в руки гитару, приглашаю ребят, мы все усаживаемся – сочиняем песни, играем, выступаем и т.д. Из этого и состоят все наши телешоу. Оля Бузова, Андрюша Малахов, и все-все-все остальные – это замечательные люди, удивительные! При этом самые обычные, обыкновенные люди. Но они очень работоспособны и талантливы! Вот так бы я сказал.
А платят мне или нет? Мне платят, но иногда я отказываюсь. Это зависит от темы. Однажды на ТВ-передаче Малахова отмечали юбилей Николая Николаевича Дроздова (20 июня ему исполнилось 85 лет — прим. ред.). Мы вместе исполняли песню. Естественно, ни за какие деньги, а всё для души.
Я иду на темы, которые интересны и близки мне. И как я отреагирую на эту тему, на тех или иных людей, не знаю даже я.
— Не так много творческих симферопольцев, которых можно увидеть по центральному ТВ и прочитать о них в Википедии. Вы — один из них. Художник, поэт, музыкант, педагог, член Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО. Константин, расскажите, как вы «покоряли» Москву?
— Москва слезам не верит, Москва любит работу. Она не любит отдыхать. Мне почему-то в жизни везло на замечательных людей. Я поступил в академию Ильи Глазунова. Я работал учителем в школе, в деревне – и тут я попадаю к Глазунову!
Я считаю, это какой-то Божий промысел, потому что без Бога невозможно ничего сделать. Надо работать. На Бога надейся, но сам не плошай! Москва не любит, когда ты останавливаешься на достигнутом. Например, я выставку сделал, пластинку выпустил – всё! Нет! Это было вчера! А сегодня новый день – всё с нуля. Ты никто и звать тебя никак. Давай, вперёд и с песней!
Если вы мечтаете попасть в Москву, то исполняйте свою мечту — отправляйтесь! И будьте сами опорой для любого человека. В самых маленьких мелочах. Помогайте им! И тогда вы увидите волшебную вещь: что и жизнь, и люди тоже вам будут помогать.
— Вы родились в семье военных: отец служил капитаном железнодорожных войск, а мать — инженер. Как в семье военных мог вырасти художник и поэт?
— Мы катались по всему Советскому Союзу. Мой отец учился в Симферопольском училище, которое находится на Центральном рынке. Это знаменитое училище. Когда я был в Америке и встречал там наших людей, то рассказывал им, что мой отец учился в Симферопольском училище. Они отвечали: «Конечно, знаем! Военно-политическое училище».
Было много школ, много одноклассников, много гор, полей, лугов, сопок и т.д. Это была и Хакасия, и Урал, и БАМ, и Дальний Восток, и Горький, и Север лютый. Думаю, что постоянная смена обстановки и сформировала меня как поэта и художника. Хотя я никогда не считал себя художником или поэтом. Я постоянно где-то работал, но делал только то, что мне нравится. Все укладываются спать, а я беру этюдник и иду рисовать на море. Или зима, лютый ветер, а я иду рисовать. Или гитару беру и пишу песню. И так пока я её не закончу. Этому меня выучил Дима Ревякин (группа «Калинов мост» — прим. ред.). Говорит: «Я сижу, остаётся без пяти минут Новый год, а я не дописал песню. И я делаю всё, чтобы успеть дописать песню за 5 минут, чтобы эта песня была «этого» года. Чтобы не растягивать её на следующий. А на следующий – будет новая песня.
— Известно, что в девяностых вы были задействованы в росписи Храма Христа Спасителя, а одна из ваших работ «Князь Владимир Мономах» была подарена на юбилей нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину.
— Да, не только я, нас было очень много. Это одновременно и большая ответственность, и награда – расписывать Храм Христа Спасителя! А работа «Князь Владимир Мономах» была подарена Путину Владимиру Владимировичу так. Мы все картины пишем с моей женой Наталией Кургузовой-Мирошник (мы учились вместе с ней в академии) и написали такую работу, которую совершенно случайно увидел в окне магазина «Мир искусства» Починок Александр Петрович – (Прим. ред.: В 2000-2004 гг. занимал пост министра труда и соцразвития РФ).
Мы тогда жили в маленькой хрущёвке и разместили нашу работу в магазине. Её хорошо было видно из окна. Благодаря московским вечерним пробкам Александр Петрович увидёл её в окно. Спросил, чья это картина, а Игорь Всеволодович Терноградский – молодец! Отдал ему наш номер, не стал просить ни процентов, ни картину ему рисовать, а просто помог. Александр Петрович приехал к нам домой и сказал: «У нас есть интересная мысль для вашей картины».
Мы сначала не поняли ничего, а потом до нас дошло: он сказал, про 50-летие Путина (он только стал руководить Россией). Картина-то оказалась пророческая, я бы сказал. Мономах въезжает в Киев, кстати, – и там вОроны разлетаются… А почему? Дело в том, что у Мономаха было множество детей и они все переругались до последней степени и были очень разобщены и слабы. И на них мог напасть кто угодно. И только Мономах объединил всех детей. Он приехал в Киев усмирять своего сына, который в тот момент тоже зарвался.
Константин Мирошник, Наталья Кургузова-Мирошник — «Владимир Мономах» / Источник: mozhaev.3dn.ru
— Большинство своих полотен вы создаёте совместно с супругой Наталией. Когда крымчанам ожидать вашу выставку?
— Не большинство, а просто все! Выставка наших картин состоится 16 июля в музее Александра Степановича Грина в Феодосии.
— У вас двое детей. Они проявляют художественные или музыкальные таланты?
— Да, они рисуют прекрасно! Но Полина (старшая дочка) уже не любит рисовать. Умеет, но не любит. Вот так бывает. Она учит китайский язык. Учится в МГУ. Ей это больше нравится, чем рисовать.
Константин Мирошник со своей супругой Натальей Кургузовой-Мирошник
— Где в Крыму вам больше нравится отдыхать?
— Я отдыхаю везде: на центральном рынке города Симферополя, или на Пушкинской, на Москольце, или на ГРЭСе я тоже отдыхаю с большим удовольствием. Я отдыхаю на Крылова (туда, как уйти вверх), где, как многие говорят, «гадюшник». Нет! Это не гадюшник, ребята. Это исторические дома, там сама история застыла. У меня нет вообще такой мысли: что я отдыхаю. Это всё ерунда! Мы живём, просто живём в Крыму, а Крым – это один город. Я так считаю. Один единственный большой неповторимый город. Очень красивый.
— В одном из интервью вы говорили, что Симферополь, по вашему мнению, похож на Голливуд. Константин, у вас есть очень красивая песня о Симферополе — «Город детства». Как сильно изменился город со времён вашего детства?
– Конечно, он изменился. Город детства твоего… Он стал более гламурным, что ли. Красивым. Но и рабочий город я тоже люблю. Я люблю работяг: тех, которые метут улицы, которые плитку кладут… Потому что Симферополь – это город-работяга. Нам ещё много же надо восстанавливать то, что утрачено. У нас был телезавод «Фотон». А где он сейчас? Нет. Мы выпускали телевизоры! Я когда приехал на Камчатку, заметил у Артура телевизор «Фотон». Из Симферополя! Родственник. Это было прекрасно.
И поэтому нам наш город надо восстанавливать, заводы, фабрики, рабочие места создавать. Вот что нужно. Он, конечно, остаётся курортом, это да, как в книге Василия Аксёнова, которого я знал лично, и рисовал его. Это был чудесный, талантливейший человек! И его книга «Остров Крым» – прекрасная! Немножко антисоветская. Он представляет Феодосию, Симферополь, Ялту и Алушту, конкурирующие с Лондоном и Нью-Йорком качеством своей жизни. Я думаю, что так оно и будет!
— Ваша бабушка родом из Феодосии. Часто ли вы там бываете? Были ли уже на море в этом году?
— Да, конечно, часто. Сейчас я в Феодосии. Уже раз искупался, это слышно по моему голосу.
— 14 июня у вас был день рождения, с чем вас поздравляем и желаем чаще радовать крымчан своими песнями и живописью!
— День рождения я отпраздновал здесь, с мамой. Буду петь песни на открытии выставки, на День города Феодосии: будет большой концерт и много людей (последнее воскресенье июля). В прошлый раз было хорошо!
Анфиса Третьякова
Фото предоставлены Константином Мирошником