Конец эры The Weeknd: новый альбом и отказ от псевдонима

The Weeknd прошёл путь от анонимного исполнителя до одной из главных музыкальных сенсаций века. Его творчество — саундтреки к мрачным и пронзительным историям о любви, боли и саморазрушении. Добившись невероятного успеха, исполнитель принимает решение отказаться от своего сценического имени. Что это значит для его музыки и карьеры? Анализируем творческий путь The Weeknd в нашей статье — от первых микстейпов до последнего альбома.
Обложка: XO, Republic
Анонимность и рождение The Weeknd
Эйбел Тесфайе вырос в Торонто в семье эфиопских иммигрантов. В 17 лет начинающий музыкант ушёл из дома, бросил школу и погрузился в мир вечеринок, наркотиков и самопознания. Эти переживания стали основой его раннего творчества.
Первые записи артист начал анонимно публиковать в 2009 году, а годом позже он познакомился с продюсером Джереми Роузом, у которого была идея мрачного R&B проекта. Так после их сотрудничества на YouTube появились три композиции: What You Need, Loft Music и The Morning. Они не были похожи на привычный R&B: мрачное звучание, загадочная атмосфера, личная, даже интимная лирика и минималистичные аранжировки.
Треки стали частью «House of Balloons» — дебютного микстейпа исполнителя. В нём гармонично сочетаются темный R&B, трип-хоп и электронная музыка. Для этой работы Тесфайе впервые взял сценическое имя The Weeknd. Ранее он публиковался под псевдонимами Kin Kane и The Noise.
Фото: XO
Сам Эйбел объясняет происхождение псевдонима так:
«Я ушёл из дома, когда мне было около 17, бросил школу. Мы с друзьями забрали матрасы у родителей, бросили их в фургон и уехали на выходные, так и не вернувшись домой. В то время я ненавидел своё имя и решил попробовать сценический псевдоним. Так я и придумал «The Weeknd». Звучало круто. Я убрал одну «e», чтобы избежать проблем с авторским правом, потому что уже была одна канадская группа с таким названием».
Трилогия и первый успех
После «House of Balloons» The Weeknd выпустил ещё два микстейпа в том же году — «Thursday» и «Echoes of Silence». Критики высоко оценили обе работы. Рецензент издания Pitchfork Брэндон Содерберг похвалил продуманность образа исполнителя, глубину лирики треков и положительно отозвался о фирменном звучании его музыки.
Ранние работы Эйбела оказали большое влияние на современный альтернативный R&B. В них присутствуют элементы соула, трип-хопа, инди-рока, дрим-попа и электронной музыки. Микстейпы связаны между собой единым лейтмотивом. В них The Weeknd говорит на запрещённые темы и много рефлексирует. Не обходит стороной мотив любви и разбитого сердца.
Каждую последующую работу можно назвать продолжением предыдущей, но исполнитель умело добавляет в них новые неожиданные повороты. «House of Balloons» наполнен запутанными откровенными историями, «Thursday» напоминает трудное путешествие во внутренние неурядицы ненавидящего себя нарцисса. А третий релиз восходящей звезды «Echoes of Silence» излучает дерзкую, сексуальную уверенность.
Коллаж: XO
Все три микстейпа вышли на лейбле XO, который Тесфайе основал совместно с менеджерами Васcимом Слаиби и Амиром Эсмаилианом в 2011 году.
После этого он провёл своё первое живое выступление в театре Mod Club в Торонто. Там он познакомился с Дрейком, а чуть позже выступил на его фестивале OVO и поучаствовал в записи «Take Care» — второго альбома рэпера. В то время Дрейк уже был большой звездой, поэтому карьера Эйбела начинает развиваться ещё стремительнее.
Позже музыкант решил объединить выпущенные микстейпы в альбом-компиляцию. В 2012 году вышел «Trilogy» — его первый крупный проект, который он выпустил на известном лейбле Republic Records.
Фото: XO, Republic
Отзывы критиков в целом были положительными. Например, рецензент The Guardian Пол Макиннес написал, что эти три диска «предлагают грубую экскурсию по вечеринке, афтепати и похмелью, в течение которой напористый голос уступает место более встревоженному». «Trilogy» поубавила таинственности, которой всегда отличался исполнитель — очаровательных мелодий стало меньше, а подход к текстам начал казаться очевидным. Несмотря на это, многие издания назвали трилогию яркой работой.
Земля поцелуев и большой прорыв
В 2013 году The Weeknd выпустил альбом «Kiss Land» — мрачный, кинематографичный лонгплей, развивающий уже привычные для Тесфайе темы и, возможно, поэтому не стал особо успешным. Но это не помешало артисту покорять новые вершины музыкальной карьеры. В интервью для Complex исполнитель высказал мысли о новом лонгплее:
«Я будто оказываюсь в странном мире, где становлюсь другим человеком и совершаю нехарактерные для себя поступки. Теряются точки соприкосновения с реальностью. Ничего страшнее не бывает. Поэтому обращайте внимание на крики и отсылки к хоррорам в новых песнях. Вам будет страшно. Хочу, чтобы вы испытали то, что чувствую я. Kiss Land – это мой фильм ужасов».
В том же году он выступил в туре на разогреве у Джастина Тимберлейка, а также написал музыку к саундтреку для фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя». Одна из песен сборника, Elastic Heart в исполнении Сии, стала хитом. В 2014 году Тесфайе сотрудничал с Бейонсе. Арианой Гранде, Ty Dolla Sign и выступил на разогреве в туре Дрейка.
После череды успешных совместных работ с другими музыкантами The Weeknd выпускает собственный бэнгер — сингл Earned It для саундтрека к фильму «Пятьдесят оттенков серого». Песня стала первым большим успехом для исполнителя. Она добралась до третьей строчки американского чарта Billboard Hot 100, подарила Эйбелу номинацию на премию «Оскар» и принесла ему победу на «Грэмми».
Фото: XO, Republic
В 2015 году Тесфайе продолжил работу над новой пластинкой. С треками Can‘t Feel My Face, The Hills и Earned It The Weeknd уже стал популярным во всём мире исполнителем. Он отказался от части своей загадочности в пользу более коммерческого звучания, но сохранил уникальный стиль. Альбом «Beauty Behind the Madness» стал хитом и был тепло принят как критиками, так и слушателями. Здесь есть всё, благодаря чему Тесфайе стал популярным: тёмное таинственное звучание и узнаваемый вокал. Добавим сюда новую аудиторию, которую The Weeknd получил от совместной работы с мировыми звёздами, и вот он — успех.
Фото: XO, Republic
Новый звук и новый The Weeknd
На волне популярности он выпустил альбом «Starboy», в котором экспериментирует со звучанием, объединяя синтвейв, R&B и поп. Заглавный одноимённый трек, записанный совместно с Daft Punk, стал гимном его нового образа. Однако вряд ли это можно назвать драматичным переосмыслением — скорее это похоже на разбавленную интерпретацию тех же тропов творчества Тесфайе.
Если на «Beauty Behind the Madness» Тесфайе делал ставку на мрачное звучание, то «Starboy» делает музыкальное начало The Weeknd более доступным для массового слушателя. С выходом этого альбома артиста уже нельзя было назвать фигурой из андеграунда — он закрепил за собой статус мировой знаменитости.
Фото: XO, Republic
Личные драмы и меланхолия
В 2018 году The Weeknd показал мини-альбом «My Dear Melancholy». Критики описывали проект как возвращение к более тёмному стилю «Trilogy» и «Kiss Land». В новом EP он фокусируется на прошлых отношениях с моделью Беллой Хадид и певицей Селеной Гомес. Но название и содержание пластинки можно интерпретировать ещё и как знак привязанности Тесфайе к печальной музыке, на которой он сделал себе имя. Своеобразное любовное послание эстетическому прошлому.
И если «Starboy» был шагом вперёд, то новая пластинка — два шага назад. Но вовсе не в плохом смысле. «My Dear Melancholy» стал своего рода противоположностью образа старбоя. На альбоме мы слышим того Эйбела, который и полюбился большой аудитории в своё время. Только на этот раз лирика ещё более личная, трогательная и, как ни странно, меланхоличная. Кажется, музыкант ещё не подпускал слушателя так близко к своим переживаниям. На альбоме есть кричащий, наполненный отчаянием трек Call Out My Name, ставший его главным хитом мини-альбома. В целом пластинка была тепло встречена критиками, но некоторые издания оставили смешанные отзывы.
Фото: XO, Republic
В том же году The Weeknd стал хедлайнером на одном из крупнейших фестивалей в мире — Coachella. Эйбел делит сцену с такими легендами, как Бейонсе и Эминем. После этого начинается новый виток его карьеры.
Ослепляющие огни популярности
В январе 2019 года The Weeknd написал в одной из социальных сетей: «Больше не будет дневной музыки». Поклонники восприняли это как намёк на продолжение в новой работе идей, заложенных в «My Dear Melancholy». За несколько часов до премьеры сингла Эйбел написал: «Сегодня мы начинаем новую мозгорасплавляющую психотическую главу! Погнали!». Трек с говорящим названием Heartless повествует о безразличии, разочаровании в деньгах, славе и девушках. Локацией для нового видео музыкант выбрал Лас-Вегас с его богатой ночной жизнью и неоновыми огнями.
Через несколько дней после премьеры «бессердечного» лид-сингла вышла композиция Blinding Lights, ставшая визитной карточкой Тесфайе. Трек обрёл невероятный коммерческий успех, стал самым продаваемым релизом года и самой прослушиваемой песней на Spotify в истории, а также подарил исполнителю множество других рекордов. Это один из самых громких хитов прошлого десятилетия, который вывел The Weeknd на принципиально новый уровень популярности и признания.
Фото: XO, Republic
Клип на Blinding Lights продолжил сюжет клипа на Heartless. Эйбел убит горем и пытается найти способ забыться. Поэтому он принимает чрезмерное количество запрещённых веществ и теряет контроль над разумом. Герой The Weeknd не способен ясно мыслить, из-за чего попадает в разные неприятности. Даже драка не приводит Эйбела в чувство — он продолжает убегать от всего происходящего и самого себя. В короткометражном фильме After Hours лирический герой наконец остаётся наедине и переосмысливает не только произошедшие события, но и всю свою жизнь.
Персонаж из клипа — это преувеличенный собирательный образ, который Тесфайе использовал с момента выхода трилогии микстейпов. Тогда он впервые познакомил слушателей со своим мрачным и меланхоличным брендом. В новой работе The Weeknd продолжает наслаждаться высокой драмой и глубоко погружается в крайности удовольствия, отчаяния и эскапизма.
Фото: XO, Republic
Альбом «After Hours» закрепил за Тесфайе статус музыкальной легенды. Эстетика новой эры —окровавленное лицо и неоновые огни — превратилась в культурный феномен. После выхода пластинки вышел трек Save Your Tears. Ремикс с участием Арианы Гранде стал очередным громким хитом альбома. Помимо коммерческого успеха работа получила признание критиков. После многих лет попыток Эйбелу наконец удаётся наложить настроение первых микстейпов на мейнстримный поп-формат.
Именно в этой работе он сумел объединить свои два мира. Его дебют с «Kiss Land» на крупном лейбле оказался для исполнителя творческим разочарованием, а в «Beauty Behind the Madness» исчезли многие фишки «Trilogy». «After Hours» же воплощает самые убедительные аспекты видения The Weeknd, превращая историю ненавидящего себя злодея в неотразимое, кинематографичное повествование с прекрасным сочетанием нью-вейва, дрим-попа и R&B.
Фото: XO, Republic
В 2021 году на волне оглушительного успеха Эйбел стал хедлайнером Super Bowl Halftime Show. Супербоул, как правило, самое популярное телевизионное событие года в США. На выступление в перерыве зовут самых успешных и знаменитых исполнителей. И вот The Weeknd тоже удостоился такой чести.
Фото: Kevin Mazur/Getty Images
Несмотря на все достижения «After Hours», «Грэмми» полностью проигнорировала эту работу Тесфайе, не дав ему ни одной номинации. Согласно материалу TMZ, руководство премии поставило исполнителю ультиматум — отказаться от выступления на Супербоуле ради выступления на церемонии вручения «Грэмми». The Weeknd якобы сделал выбор в пользу Halftime Show, из-за чего его лишили номинаций. Тогда же Эйбел обвинил членов академии звукозаписи в коррупции и потребовал прозрачности результатов. А годом позже и вовсе объявил бойкот и запретил лейблу выдвигать свои работы на рассмотрение комитетом премии.
Неудержимый рассвет: «Кумир» и новые вызовы
С каждой новой работой The Weeknd всё активнее пытался привести свое творчество к единой концепции. В 2022 году он выпустил альбом «Dawn FM» — путешествие к «свету в конце туннеля», продолжающее историю «After Hours». Здесь мотивы 1980-х годов звучат ещё более явно, чем в предыдущей работе. Пластинка радует большим жанровым разнообразием: синти-поп, фанк, диско, элементы R&B, нью-вейва, техно и электронной музыки. Композиции в альбоме складываются в подобие психоделического радиоэфира. В интервью для Billboard The Weeknd уделил большое внимание звучанию проекта:
«Представьте, что альбом похож на то, из-за чего слушатели мертвы. И они застряли в чистилище, которое я всегда представлял себе как пробку, в которой ты застрял в ожидании света в конце туннеля. <…> И пока вы стоите в пробке, в машине играет радиостанция, а радиоведущий ведёт вас к свету и помогает перейти на другую сторону. Так что это может показаться праздничным, а может и мрачным, однако вы хотите это прочувствовать; вот что такое Dawn FM для меня».
После громкого успеха прошлой работы трудно оправдать ожидания слушателя и критиков, но новый альбом не стал провальным. Он хорошо показал себя в коммерческом плане и получил положительные отзывы от многих изданий.
Фото: XO, Republic
Если «After Hours» — это ночь, то «Dawn FM» — это рассвет. На обложке альбома изображён постаревший The Weeknd с седой бородой. Он стоит в темноте, освещённый небольшим лучом света, что символизирует переход от жизни к смерти — главную тему альбома. Возможно, это отсылка на прощание со старой версией себя, в том числе творческой. Cпойлер: в следующем году он скажет, что конец главы под названием The Weeknd близок.
Концептуально объединив две пластинки, исполнитель отправляется в мировой тур «After Hours til Dawn», с которым будет гастролировать до сентября 2025 года.
В 2022 году во время концерта на стадионе Соу-Фай в Инглвуде у Эйбела произошёл нервный срыв. Из-за переутомления и стресса у него прямо на сцене пропал голос. Артист сталкивался с серьёзными трудностями на протяжении всего тура, который изначально был запланирован на лето 2020 года и несколько раз откладывался из-за пандемии.
Фото: Daniel Kim/The Seattle Times
С проблемами исполнитель столкнулся и при съёмке сериала «Кумир», в котором он одновременно выступил в качестве создателя и исполнителя главной роли. Из-за логистических сложностей и творческих разногласий с режиссёром Эми Сейметц около 80% всего хронометража нужно было снимать заново. А The Weeknd приходилось сниматься в сериале во время гастролей и регулярно прилетать в Лос-Анджелес. Так Эйбел прокомментировал случившееся:
«Мой голос всегда был моим секретным оружием, моей суперсилой, чтобы справиться со всем, с чем мне нужно справиться. И в этот момент меня настигла реальность: всё может измениться после этого момента».
«Кумир»: эротика с эффектом снотворного
Сериал вызвал серьёзные споры из-за изображения наготы и чрезмерного сексуального контента. Проект получил в основном негативные отзывы критиков, в том числе в адрес актёрской игры Тесфайе. Например, рецензент The Playlist Роберт Дэниелс писал: «Тесфайе — ужасный актёр. Ему не хватает комфорта, серьёзности, харизмы и обаяния, чтобы удержать влечение Джослин к его герою. В большинстве сцен Тесфайе прячется под прикрытием тусклого навязчивого освещения или перезаписанных диалогов, дублированных в нескольких сценах».
Фото: HBO
Всего вышло пять эпизодов, продолжение сериала не планируется. Зато саундтрек оказался успешнее актерского дебюта The Weeknd. Трек One Of The Girls, записанный с Дженни и Лили-Роуз Депп, стал популярным в сети и набрал свыше полутора миллиарда прослушиваний на Spotify.
Шаг в будущее и конец эры The Weeknd
В середине 2023 года Эйбел сообщил, что после нового альбома закончит карьеру как The Weeknd. «Интересно… вы знали, что вас ждёт новая трилогия?», — с этими словами Тесфайе обратился к поклонникам при первом упоминании о Dawn FM в 2022 году.
В сентябре 2024 года состоялось грандиозное шоу в Сан-Паулу. Перед аудиторией в 70 тысяч зрителей The Weeknd исполнил свои хиты и композиции из предстоящего лонгплея. И вот 31 января 2025 года вышла заключительная часть трилогии — «Hurry Up Tomorrow». Если верить названию, Эйбел торопится попасть в будущее. Но это самое «завтра», кажется, не спешит наступать: на пластинке 22 трека.
В них он размышляет о смерти своего творческого альтер-эго, состоянии музыкальной индустрии и шоу-бизнесе в целом, несчастье, семье. Не остаётся без внимания инцидент с потерей голоса — ему исполнитель посвящает 12-секундный скит. Тесфайе старается быть откровенным, но искренность его лирики несколько теряется из-за затянутости альбома. Несмотря на это, работа звучит впечатляюще. Здесь он позволяет себе более смелые эксперименты, вплоть до бразильского фанка в сингле São Paulo, записанном при участии Анитты.
Лонгплей вобрал в себя всё то, над чем Эйбел трудился на протяжении карьеры. Фирменное тёмное звучание идеально подходит для заключительной главы творчества The Weeknd. Это отмечают и критики. Издание Clash охарактеризовало «Hurry Up Tomorrow» как «структурно сложное и звуковое экспансивное завершение» трилогии, в котором он смешал элементы из всей дискографии в сплочённый и эмоционально резонансный опыт. В обзоре подчеркнули амбициозный размах альбома, охватывающий большое количество жанров продакшен, назвав его «звуковой сверхновой».
Фото: XO, Republic
Возможно, работа выглядит несколько затянутой, но это вполне оправдано. При прослушивании создаётся впечатление, будто Эйбел исповедуется на альбоме, чтобы выплеснуть все эмоции и закончить историю. Или нет? Если поставить дискографию исполнителя на повтор, то закрывающий трек альбома Hurry Up Tomorrow идеально переходит в High For This — первую композицию с его дебютного микстейпа «House Of Balloons». Вообще переходы — отличительная черта последнего лонгплея, в котором то и дело одна песня не заканчивается в привычном смысле, а плавно накладывается на следующую. Именно так Тесфайе закольцовывает творчество под псевдонимом The Weeknd.
Через несколько дней после премьеры альбома исполнитель неожиданно появляется на «Грэмми» и выступает там с несколькими новыми композициями. Перед тем, как Эйбел вышел на сцену, генеральный директор Академии звукозаписи Харви Мейсон-младший произнёс речь, в которой упомянул о бойкоте премии Тесфайе:
«Мы все хотим, чтобы организация была посвящена благополучию всех создателей музыки и отражала всё музыкальное сообщество сейчас и для будущих поколений», — сказал Мейсон. «Поэтому за последние несколько лет мы слушали, мы действовали, и мы изменились».
Грэмми 2025: все победители и главные моменты
Фото: Getty Images/The Recording Academy
В мае 2025 года нас ждёт музыкальный психологический триллер «Hurry Up Tomorrow», который станет своеобразным эпилогом. Из индустрии Эйбел не планирует уходить. Мыслями о будущем он поделился в интервью журналу Variety:
«Я не думаю, что смогу прекратить делать музыку», — говорит он решительно. «Но всё должно ощущаться как вызов. И для меня сейчас The Weeknd, что бы это ни было, уже освоен. Никто не сделает The Weeknd лучше, чем, я, и я не сделаю его лучше, чем он есть сейчас. Я думаю, что я преодолел все испытания в качестве этого персонажа, и именно поэтому я действительно взволнован этим фильмом, потому что мне нравится этот вызов».
«Но я просто хочу знать, что будет дальше», — заключает он, глядя в огонь.
«Я хочу знать, как будет выглядеть завтра».
Владимир Ахтулов