Когда интеллектуал задумывается о будущем: запоздалая рецензия на не новый роман

12-09-2020 19:37

Я иногда так делаю: читаю книжку не вместе со всеми, а погодя. Жду, пока роман перестанет числиться по разряду «модных». Это нетрудно: в наше время на это нужно меньше времени, чем когда-то. Вон, Ленина от Чернышевского отделяло два поколения, а «Что делать» оставался остромодным весь XIX век. Теперь пары-тройки лет достаточно, чтобы книжку если не забыли, то перестали ежедневно поминать в колонках.

Итак, Мишель Уэльбек, «Покорность».

Прежде всего, чем книжка, как оказалось, не является. Это не антиутопия и не «страшилка» на тему ужасного будущего. Да, мусульмане захватили власть во Франции на деньги Саудитов. Но – самым легальным путём, победив на выборах. Да, в Сорбонне теперь могут преподавать только верующие. Но – уволенные атеисты получают более чем щедрые европейские пенсии, вдвое выше среднего дохода по стране. И никто не лишает их свободы слова. Да, женщины теперь носят закрытую одежду и не работают – опять-таки, получая щедрую компенсацию за отказ от социализации.

И покорность… покорность, о которой идёт речь, это вовсе не коллаборационизм профессора, который думал-думал, да и принял ислам и вернулся в Сорбонну. Нет, речь идёт о покорности женщины перед мужчиной, которая для стареющего «мачо в стиле гранж» становится главным аргументом… или главным соблазном на пути к его новой вере.

Уэльбек совсем-совсем не прямолинеен. Он проводит своего героя через католический монастырь – и герой понимает, что мог бы тут остаться. Он вместе с героем пользуется услугами проституток – и очевидно, что проституция и многожёнство сродни друг другу. Да и вообще образ жизни, при котором мужчина имеет возможность «вступать в отношения» с разными женщинами – не так уж далёк от образа жизни, при котором естественен гарем. Он заставляет героя наблюдать счастливых юных прожигательниц жизни в роли гаремных жён – и согласиться с тем, что их пустые головы годны к такой жизни едва ли не больше, чем к любой другой. 

Герой Уэльбека не предатель и не слабак. В рецензиях часто пишут, что он неудачник и «лишний человек». Но это неправда – в том-то и дело, что он представитель интеллектуальной элиты, совершенно социализирован и отличается внутренней цельностью и силой. Именно сила и требует не жить растительной жизнью на 3,5 тыс гарантированных евро в месяц, а найти новый жизни смысл. Смысл может быть в интеллектуальных занятиях и преподавании. Платить за это отказом от веры – он не стал бы, но это не его случай. От чего отказываться неверующему? Отказом от принципов моногамии? Но это не его принципы! Новая зарплата позволит иметь трёх жён – ни одну он отнюдь не собирается ни к чему принуждать, менее всего к себе…

Тонкая штука! Новая Франция, какой её видит герой Уэльбека – это вовсе не покорённая захватчиком униженная страна. Это империя или часть великой империи, её новый правитель подобен Ришелье и Наполеону, её роль в мире заставила бы де Голля улыбнуться.

И покорность – совсем не плохая штука, если речь идёт о покорности тебе, а не твоей.

Э, соблазн велик и гораздо, гораздо тоньше, именно соблазнительнее, чем кажется при взгляде на современных радикалов.

А что стать в новом мире господином и повелителем означает признать смерть старого мира или даже поучаствовать в его убийстве – так это, душа моя, всё философия… а если принять во внимание, что «смерть запада» была частью убеждений героя и до революции, что ему не нужно себе лгать, а нужно только говорить правду…

Хорошая книжка, братцы. Гораздо более умная, чем положено модному роману на модную тему.

Андрей Перла

Фото: imhoclub.by, anchiktigra.livejournal.com, vk.com/libagik

 180 Всего просмотров



«Покорность», Мишель Уэльбек,

Поделиться:

Похожие посты

«Аллея кошмаров»: магия кино и никакого мошенничества

Знаменитый Гильермо дель Торо решил отойти от амплуа главного кудесника кинематографа: в этом фильме магия, напротив, разоблачается, а монстрами являются сами люди. Это делает новую картину ещё более жуткой. И оттого прекрасной. Авантюрист Стэн Ка

King's Man: шпионаж с привкусом клюквы

Спустя несколько переносов, новое детище Мэттью Вона наконец-то увидело свет. И пока одни зрители рады возвращению балагурного шпионского боевика, другие воспринимают подзаголовок «Начало» как начало конца. Картина изящно рассказывает нам предысто

«Последний богатырь: Посланник Тьмы»: сказка для неприхотливых

Пока славянское фэнтези начинает робко заявлять о себе в поп-культуре, наши киноделы дают мастер-класс по тому, как загнать жанр обратно в забвение. И вот уже третий по счёту, но всё ещё последний «Богатырь», становится их главной жертвой. Пожалуй, н

«Не смотрите наверх»: комедия, от которой не до смеха

Пусть этот заголовок не вводит вас в заблуждение. Фильм способен  неоднократно рассмешить. Но в какой-то момент придёт осознание: то, что происходит на экране — не так уж далеко от реальности. И вот это уже не смешно. Астрофизик Рэндалл Минди и ег

Новости ForPost

Метки

Картины пандемия арт-отель "Украина" Севастополь Конкурс красоты изоляция Михаил Булгаков Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Молодёжь художники СЦКиИ Динопарк театр драмы "Психо Дель Арт" Балаклава Херсонес Таврический танцы благотворительность Александр Петров Лев Толстой выставки поэзия самоизоляция Сергей Шнуров Крымский военно-исторический фестиваль Достоевский Театральная улица 9 мая День ВМФ «Эхо БДФ» Херсонес Море спектакль Театр Лавренёва спектакли Клим Шипенко Мариинский театр Zакрытый покаZ карантин Фёдор Достоевский Таврида-АРТ Опера в Херсонесе 75 лет Победы опера Музеи онлайн День Победы театр коронавирус искусство художник концерт «Оперные вечера в Севастополе» СевТЮЗ Дворец культуры рыбаков дети мастер-классы Севастопольский ТЮЗ шоу Живая классика Крым Золотая балка живопись Театр имени Луначарского Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Ольга Панкратова Виталий Либа Новый год Большие гастроли Великая Отечественная война История музыка выставка Валерий Либа Крымская весна праздник Фонд «Живая классика» Сергей Безруков Григорий Лифанов Психо Дель Арт Афиша Севастополя Международный день танца Федюхины высоты Конкурс "Живая классика" Андрей Маслов фильмы балет Санкт-Петербург Эрмитаж онлайн-марафон VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» театр Луначарского кинофестиваль Святой Владимир кино Театр им. Кукол творчество Большой севастопольский офицерский бал книги фестиваль Севастопольский театр оперы и балета Анна Каренина ДКР