Когда интеллектуал задумывается о будущем: запоздалая рецензия на не новый роман
Я иногда так делаю: читаю книжку не вместе со всеми, а погодя. Жду, пока роман перестанет числиться по разряду «модных». Это нетрудно: в наше время на это нужно меньше времени, чем когда-то. Вон, Ленина от Чернышевского отделяло два поколения, а «Что делать» оставался остромодным весь XIX век. Теперь пары-тройки лет достаточно, чтобы книжку если не забыли, то перестали ежедневно поминать в колонках.
Итак, Мишель Уэльбек, «Покорность».
Прежде всего, чем книжка, как оказалось, не является. Это не антиутопия и не «страшилка» на тему ужасного будущего. Да, мусульмане захватили власть во Франции на деньги Саудитов. Но – самым легальным путём, победив на выборах. Да, в Сорбонне теперь могут преподавать только верующие. Но – уволенные атеисты получают более чем щедрые европейские пенсии, вдвое выше среднего дохода по стране. И никто не лишает их свободы слова. Да, женщины теперь носят закрытую одежду и не работают – опять-таки, получая щедрую компенсацию за отказ от социализации.
И покорность… покорность, о которой идёт речь, это вовсе не коллаборационизм профессора, который думал-думал, да и принял ислам и вернулся в Сорбонну. Нет, речь идёт о покорности женщины перед мужчиной, которая для стареющего «мачо в стиле гранж» становится главным аргументом… или главным соблазном на пути к его новой вере.
Уэльбек совсем-совсем не прямолинеен. Он проводит своего героя через католический монастырь – и герой понимает, что мог бы тут остаться. Он вместе с героем пользуется услугами проституток – и очевидно, что проституция и многожёнство сродни друг другу. Да и вообще образ жизни, при котором мужчина имеет возможность «вступать в отношения» с разными женщинами – не так уж далёк от образа жизни, при котором естественен гарем. Он заставляет героя наблюдать счастливых юных прожигательниц жизни в роли гаремных жён – и согласиться с тем, что их пустые головы годны к такой жизни едва ли не больше, чем к любой другой.
Герой Уэльбека не предатель и не слабак. В рецензиях часто пишут, что он неудачник и «лишний человек». Но это неправда – в том-то и дело, что он представитель интеллектуальной элиты, совершенно социализирован и отличается внутренней цельностью и силой. Именно сила и требует не жить растительной жизнью на 3,5 тыс гарантированных евро в месяц, а найти новый жизни смысл. Смысл может быть в интеллектуальных занятиях и преподавании. Платить за это отказом от веры – он не стал бы, но это не его случай. От чего отказываться неверующему? Отказом от принципов моногамии? Но это не его принципы! Новая зарплата позволит иметь трёх жён – ни одну он отнюдь не собирается ни к чему принуждать, менее всего к себе…
Тонкая штука! Новая Франция, какой её видит герой Уэльбека – это вовсе не покорённая захватчиком униженная страна. Это империя или часть великой империи, её новый правитель подобен Ришелье и Наполеону, её роль в мире заставила бы де Голля улыбнуться.
И покорность – совсем не плохая штука, если речь идёт о покорности тебе, а не твоей.
Э, соблазн велик и гораздо, гораздо тоньше, именно соблазнительнее, чем кажется при взгляде на современных радикалов.
А что стать в новом мире господином и повелителем означает признать смерть старого мира или даже поучаствовать в его убийстве – так это, душа моя, всё философия… а если принять во внимание, что «смерть запада» была частью убеждений героя и до революции, что ему не нужно себе лгать, а нужно только говорить правду…
Хорошая книжка, братцы. Гораздо более умная, чем положено модному роману на модную тему.
Андрей Перла
Фото: imhoclub.by, anchiktigra.livejournal.com, vk.com/libagik