Когда Бог устал нас любить: тысячи земных «почему» Вячеслава Земляного
Премьера на малой сцене театра Черноморского флота имени Б.А. Лавренёва. Моноспектакль «Когда Господь устал» по одноимённой пьесе Сергея Варсонофьева. Спектакль-эксперимент, спектакль-бенефис заслуженного артиста Республики Крым Вячеслава Земляного в постановке главного режиссёра театра Юрия Маковского.
Малая сцена всегда предполагает всецелое вовлечение зрителя в историю. К тому же моноспектакль по пьесе, написанной под одного артиста и начинающийся с диалога со зрителями. Это создаёт эффект присутствия в происходящем: артист выходит на сцену, приветствует всех пришедших. Показывает на декорацию справа – в данном случае это вешалка с костюмами персонажей, сыгранных им в севастопольском театре; на декорацию слева – гримёрный столик.
Далее он слегка гримируется, наклеивает усы и превращается в еврея Ивана, от лица которого ведётся дальнейшее повествование. Также в глубине сцены мы наблюдаем скамейку с букетом полевых цветов на ней, освещённую фонарём, как в парке — композиция для свидания, не иначе.
Спектакль знакомит читателя с пожилым человеком, доживающим свой век в одиночестве: жена вместе с детьми, уехала в Израиль и друзей давно не видать. Как в том анекдоте:
— Все уже там, а ты почему ты не уезжаешь?
— Кто-то же должен выключить свет…
Всё, что ему осталось – это воспоминания о былой беззаботной молодости с весёлыми историями о любви. По-чеховски несчастный, он пытается найти ответы на тысячи земных «почему», вспоминая при этом анекдоты из своей жизни. «Шутим, шутим, а тоска всё растёт, растёт» – читается между строк. Счастливое начало: знакомство с женой-еврейкой с Украины, званые обеды у тёщи, посиделки с друзьями. И совсем неожиданная развязка: работа в такси и фантазии о том, как всё могло быть. «Ну, разве Бог допустил бы…» — так думаем мы всегда, когда случается несчастье. Сетуем на Бога, на людей, на кого угодно, кроме себя. И врём сами себе, что не виноваты.
— Мне бабушка говорила: Иван! Жизнь – это не то, что у тебя уже было, жизнь – это то, что у тебя осталось.
Нужно жить, понимаете? Не сетовать на отсутствие жизни, не предаваться унынию, не боятся старости, а просто жить.
Нарастающий драматизм спектакля «разбавлен» музыкальными номерами: герой то бросается в пляс, то поёт, вспомнив очередной анекдот. При всём уважении к артистам, в особенности к таким, как Вячеслав Земляной, в эти моменты хотелось выкрикнуть: «Стойте! Не нужно танцевать, я сама станцую. Просто присядьте и расскажите, как прожить жизнь, чтобы в конце не пришлось сожалеть?». А как, действительно?
Спектакль, ожидаемый как долгожданный ответ мудрого человека на молодую неопытность, спектакль больших надежд стал горьким разочарованием. Оказалось, никто не знает ответа на главные вопросы: что такое счастье, как мудро принять свою старость и как прожить жизнь правильно, чтобы не остаться в конце тем человеком, которому поручено выключить свет?
Следует отметить, что спектакль рассчитан на аудиторию от шестнадцати и старше. Отнюдь не детские сюжеты, всплывающие в сознании героя, обличают как его самого, так зрителя-наблюдателя, препарируют его душу, заставляют смеяться и плакать от осознания правдивости того или иного анекдота.
Под занавес Иван садится на скамейку в глубине сцены, слышится голос его дочери: «папа, приезжай, понянчишься с внуками, отдохнёшь, мы тебя любим!». Медленно гаснет свет. Что же остаётся у нас в конце? Мы сами и наша жизнь.
Марина Майстрова
Фото Дмитрия Кириченко