Без слёз не взглянешь — «Достать ножи: Стеклянная луковица»
Когда кинодетективы стали откровенно душить своей серостью и безыдейностью, Райан Джонсон пришёл и проветрил комнату. А его фильм «Достать ножи» быстро стал детективной классикой. Так какие же слёзы вызвала «Стеклянная луковица»: счастья или разочарования?
Оговорка по Кристи
Посидев в уюте американского особняка, молодая детективная франшиза решила подышать свежим воздухом. Продолжение «Ножей» стало куда масштабнее и эффектнее — Netflix подсобил. Разношёрстная компания получает от своего друга-миллиардера приглашение на греческий остров, чтобы раскрыть его «убийство». Уже на этом этапе фильм начинает хвастаться своими главными достоинствами.
Как и в первой части, здесь отменный актёрский состав. Эксцентричного богача Майлза Брона сыграл Эдвард Нортон, который снимается по формуле «редко, но метко». Кейт Хадсон потрясающе воплотила роль экстравагантной и недалёкой супермодели Бёрди. Дейв Батиста, который решил с головой уйти в кино, показал яркий образ качка-стримера Дюка. Порадовала своим появлением певица Жанель Моне — талантливый человек талантлив во всём. Она сыграла Энди, бывшего партнёра Майлза. Именно с её появления интрига в фильме начинает нарастать.
Главная звезда здесь, конечно же, детектив Бенуа Блан, сыгранный экс-агентом 007 Дэниелом Крэйгом. Здесь он всё такой же харизматичный, а его образ гениального мыслителя грамотно обыгрывается (в отличие от одного усатого детектива).
Добавь Джонсон ещё персонажей — получились бы каноничные «Десять негритят». Но ему интересно не повторять творчество Агаты Кристи, а грамотно его деконструировать. И когда герои оказываются в «Стеклянной луковице», магия «Ножей» начинает показывать себя во всей красе.
Какая еще луковица?
… наверняка подумали вы. Одна из песен Beatles, чудо-особняк Майлза Брона и ещё одна прекрасная метафора. Вроде «дырки от бублика» в первой части «Достать ножи». Стеклянная луковица состоит из множества слоёв, но всё равно не может скрыть свою суть. Этому принципу и подчинён фильм.
Джонсон будет старательно водить вас за нос: путать следы, усыплять бдительность. «Стеклянная луковица» справляется с этим даже искуснее первой части. Помимо очевидных зацепок на зрителя обрушивается множество ярких деталей и остроумных комментариев. Например, Дюк крепит к трусам пистолет и борется за права мужчин, но боится маму. Как бы ярко не бликовали грани луковицы — суть всегда на видном месте.
Главная фишка «Достать ножи», а именно смена перспективы, в сиквеле работает так же отменно. Здесь размах фильма идёт только на пользу: если в первой части приём вызывал любопытство, то здесь ещё и смех. Другая обаятельная черта предшественника — пасхалки, которые было очень весело находить. В «Стеклянной луковице» внимательность также поощряется, так что постарайтесь не упускать мелкие детали.
Всё так же остры
«Достать ножи» продолжают резать американское общество по живому . В первом фильме через героиню Марты обыгрывалось отношение богачей к мигрантам. В «Луковице» сатира стала куда более едкой. События фильма происходят во время пандемии и Джонсон не упускает возможности пошутить. В начале фильма происходит своеобразное дефиле масок: кто-то надел медицинскую, а вот Бёрди — декоративную сеточку.
Образ Майлза Брона тоже взят не с пустого места. Эпатажность, зацикленность на технических прорывах и автомобиль будто из будущего — напоминает одного скандального бизнесмена. Персонаж Брона также помогает затронуть вечную тему денег и злоупотребления ими. Кому-то даже может показаться, что сиквел «Ножей» — это забористая критика капитализма.
Стоило ли доставать?
Нетривиальному подходу Джонсона тесно в рамках детективной классики. Поэтому в начале фильма Бенуа Блан развлекается с Among Us. А в некоторых моментах фильма режиссёр словно экранизирует популярную игру. Но основную порцию новаторства Джонсон оставил на концовку. И тут начинаются странности.
Весь финал вас может подстерегать ощущение, что его снимал кто-то другой. В этот момент меняется тональность, сам подход к фильму. Такое завершение — последнее, что будет ждать зритель, смотревший первую часть. Сложно назвать концовку хорошей или плохой. Но она определённо удивляет своим отходом от концепции «Достать ножи» и вызывает немало вопросов.
С другой стороны, желание отходить от концепции и сделало обе части такими захватывающими. Как и её прекрасный предшественник, «Стеклянная луковица» — это остросоциальный комедийный детектив, в чём-то даже приумножающий свои достоинства. Прекрасная режиссура, харизматичные актёры, роскошные локации — и вот перед нами «лук», на который хочется смотреть.
Обсудить сиквел «Достать ножи» можно в нашем Дзене.
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru