#КиноКухня: что осталось за кадром «Тобола»

31-03-2019 12:35

Если мы не родились в Сибири, то наши знания о ней скудны и опираются в основном на информацию из школьных учебников. Помню, как меня волновали харизматичные образы вольных людей — Ермака Тимофеевича, Степана Разина, Емельяна Пугачева. Исторические факты, легенды, песни, воспевающие их бытие и подвиги. Все это казалось невероятно романтичным и привлекательным. И только значительно позднее в сознании вырисовалась реалистичная картина Московского, Русского, Российского царства — империи. Ее великой и многострадальной истории.

Отрадно, что в последнее время в культурном дискурсе все громче звучит тема исторической памяти, а в стратегии развития современного российского кинематографа отчетливо прослеживается тренд производить большие исторические эпопеи, несущие просветительский характер.

В конце февраля 2019 года на киноэкраны страны вышла картина «Тобол». Уникальный художественный фильм по мотивам одноименного романа Алексея Иванова рассказывает об истории освоения Сибири в петровские времена, первом сибирском губернаторе, князе Матвее Гагарине и русском просветителе Семене Ремезове.

Декорациями к фильму послужили шедевры архитектуры XVII—XVIII веков: Тобольский кремль, Гостиный двор, Шведская рентерея и Софийский собор. Генеральными продюсерами картины выступили Олег и Иван Урушевы. Режиссеры — Игорь Зайцев и Петр Зеленов. В ролях снялись замечательные актеры, такие как Дмитрий Назаров, Евгений Дятлов, Дмитрий Дюжев, Александр Лазарев, Андрей Бурковский, Агата Муцениеце, Екатерина Гусева и другие.

По словам генерального продюсера и автора идеи Олега Урушева, в фильме зритель увидит три разных пути осмысления того, что есть любовь, честь, достоинство, отношение к Родине. Иван и Маша передают взгляд русского человека. Йохан и Бригитта — носители европейских ценностей, Онхудай — олицетворение восточного восприятия мира. Очень интересно наблюдать, как пересекаются эти миры, где они похожи, а в чем принципиально различаются.

Тобольск был основан летом 1587 года близ устья реки Тобол, впадающего в Иртыш, недалеко от столицы Сибирского ханства — Искера. Спустя три года после его основания, в 1590 году, Тобольск фактически превратился в центр русской колонизации Сибири. Его называли не иначе как столицей Сибири.

 При этом чуть ли не с момента основания Тобольск превращается в «ссыльный» город. Какие только знаменитости не отбывали здесь ссылку. А началось все с колокола. В 1591 году ударами колокола в Угличе оповестили о гибели царевича Дмитрия. Угличане приняли весть настолько близко к сердцу, что быстро расправились с предполагаемыми, на их взгляд, убийцами наследника престола.

Царь Борис Годунов жестоко наказал как участников самосуда, так и колокол, звон которого предшествовал расправе. Колокол сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему «язык» и принародно «наказали» 12-ю ударами плетей. Вместе с угличанами его отправили в сибирскую ссылку. Целый год угличские каторжане шли до Тобольска и тянули за собой «наказанный» колокол. Многострадальный, он сперва был заперт в приказной избе, а потом, после «помилования», повешен на колокольню. Лишь в 1892 году колокол был возвращен в Углич. Его точную копию можно увидеть в одном из залов Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. 

За любым художественным проектом стоит история его создания. И зачастую это влияет на отношение зрителей. Наверняка продюсеры «Тобола» работали ради коммерческого успеха, но на первом месте все равно оказалась человеческая составляющая. Съемки стали большим событием для жителей Сибири, в массовке картины, без преувеличения, была задействована половина населения Тобольска.

О том, как готовился фильм, ForPost-Афиша рассказал один из участников съемок, известный современный тобольский художник по кости Минсалим Тимергазеев — яркая творческая индивидуальность, арт-директор тобольского дома-музея «Минсалим».

«Съемки стали одним из самых масштабных событий для нашего города. Скорее, это был культурологический проект, объединивший огромное количество людей разных профессий, конфессий и убеждений и не оставивший равнодушным никого. В творческом союзе мастеров из Москвы, Петербурга и Тобольска были возведены потрясающие декорации. Можно сказать, в Тобольске построили Северную Венецию.

Впоследствии весь реквизит со съемочной площадки, декорации, сделанные добротно, на высоком художественном уровне, стали достоянием города. Теперь это интерактивный музейный комплекс «Посад сибирских старожилов», куда могут приходить жители и гости города. Безусловно, это даст значительный толчок развитию туристической сферы. В древней столице Сибири декорации к фильму были возведены на Красной площади около Тобольского кремля, стены которого для съемок специально «состарили», а также в подгорной части, неподалеку от Чувашского мыса — места одного из главных сражений в истории Сибири.

В 1582 году здесь произошла решающая битва дружины Ермака с войском сибирского хана Кучума. В подгорной части выстроили целый город XVIII века. Воссоздали храмы, мельницы, мосты, а также реку и порт. Реконструкцию зданий делали по сохранившимся историческим чертежам. Например, дом князя Матвея Гагарина построили по образцу его дома в Коломенском, а дом Семена Ремезова — по образцу типичного жилья зажиточного сибиряка.

Добраться до места съемок было не так-то просто. Последний километр актерам массовки приходилось идти пешком, по колено в грязи. Автобусы проехать там были не в состоянии, а внедорожников на всех не хватало. В массовке участвовало около 150 человек. Члены съемочной группы рассказывали, что немецкого актера Филиппа Рейнхарда забыли предупредить о логистических сложностях, и он шел до своего вагончика пешком, без резиновых сапог, в кроссовках. Очень потом возмущался.

Из-за непогоды (съемки проходили весной 2017) у съемочной группы в два с лишним раза выросли затраты на компьютерную графику, так как снег в зимних сценах им пришлось дорисовывать на компьютере. Актер Дмитрий Назаров (он сыграл архитектора Семена Ремезова) вспоминал: «Снимать снег в глине очень сложно. Мы должны сегодня снимать. У меня в сценарии написано: «…По пояс в снегу идет ожесточенно Ремезов», — а снега нет. Забавно, но в Тобольске снимали и несколько эпизодов, которые в картине показывают Санкт-Петербург. При этом Иртыш исполнял роль Невы.

Минсалим Тимергазеев (второй справа) и автор идеи фильма Олег Урушев (второй слева)

Зрелищности фильму добавила команда каскадеров Nomad Stunts из Казахстана, кстати лучшая на постсоветском пространстве. Каскадеры привезли с собой своих лошадей, но их оказалось недостаточно, поэтому всем нам пришлось искать недостающих скакунов в окрестностях Тобольска. Так многие кони, и не помышлявшие о славе, неожиданно для себя получили шанс принять участие в съемках масштабной исторической эпопеи.

Минсалим Тимергазеев в роли старого охотника-ханты Ахута

Мне поручили сыграть роль старого охотника ханты — Ахута. Роль крошечная. В художественный фильм она не вошла, может, эпизод появится в телевизионной версии. Во время съемок наша мастерская сделала из кости и дерева ладью «Тобол», где изображена почти вся киногруппа: наверху — оператор, впереди — Ермак, Филофей Лещинский и режиссер Игорь Зайцев, за парусом — продюсер Олег Урушев. Впереди на парусе — карта Семена Ремезова, а с обратной стороны, где в кресле сидит продюсер, — герб Сибирский, Тобольский. Под крышей на веслах — вспомогательная команда киношников».

Знаменателен факт, что генеральный продюсер Олег Урушев передал Тюменскому музейно-просветительскому объединению уникальные исторические документы. Таким образом коллекция музея пополнилась копиями письма Петра I первому Сибирскому губернатору, с подлинным автографом государя, и прошение князя Матвея Гагарина о помиловании.

Как рассказывал Олег Урушев, эти материалы были найдены в архивах Москвы и Санкт-Петербурга, и они еще раз подтверждают реальность воссозданных в кинокартине исторических фактов.

При создании фильма съемочная группа тщательно подходила к изучению событий становления Сибири петровских времен. Использовались материалы не только местных музеев, но и столичных. Тщательно подошли к созданию исторических костюмов. Так, костюмы Петра I сохранились в Эрмитаже, там же есть образцы одежды матросов и гвардейцев. Историзм прослеживается и в речи главных героев. В фильме повторяются подлинные высказывания Петра I и других исторических личностей.

После полнометражного «Тобола» зрителей ожидает телевизионная версия, которую покажет Первый канал, поскольку в 108 минут — а именно столько идет фильм — создатели не смогли вместить все, что отсняли и о чем хотели рассказать.

Инга Хрулёва
Фото: Минсалим Тимергазеев, tobol-film.ru, tv2.today

 311 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Не ограничиваясь полумерами: Достоевский погружается в «человеческие болезни» до дна

25 января отмечается День российского студенчества (Татьянин День). И именно в этот праздник один из самых любимых молодёжью спектаклей театра имени Лавренёва «Отец мой Карамазов» вы сможете увидеть по «студенческой цене». Зачем режиссёр постановки п

Завораживающий мир воды: «Севкабель Порт» представил экологическую выставку

Для севастопольцев привычно созерцать буйство стихии. В Санкт-Петербурге такого не увидишь, но почувствовать единение с морем жители на Неве могут на выставке «Гидра» в "Севкабель Порт". Главная метафора выставки, вынесенная в название проекта — Г

На очередной лекции-концерте зрителям раскроют тайны оперного театра Европы XVIII-XIX веков

Знаете ли вы, зачем нужны реформы в оперном театре, как композитор Глюк изменил оперу, почему единственную оперу Бетховена называют «оперой спасения», и кем была «бессмертная возлюбленная», к которой обращены его письма? Об этом и других секретах евр

King's Man: шпионаж с привкусом клюквы

Спустя несколько переносов, новое детище Мэттью Вона наконец-то увидело свет. И пока одни зрители рады возвращению балагурного шпионского боевика, другие воспринимают подзаголовок «Начало» как начало конца. Картина изящно рассказывает нам предысто

В Севастополе впервые пройдёт конкурс «Королева России – Крым 2022»

В Крыму впервые пройдёт отборочный этап Национального конкурса красоты «Королева России – Крым 2022». Грандиозный финал регионального конкурса состоится в Севастополе, 21 января, на сцене Драматического театра Черноморского флота имени Б. А. Лавренёв

Новости ForPost

Метки

поэзия Театр им. Кукол Море выставки Крымский военно-исторический фестиваль Михаил Булгаков Достоевский Федюхины высоты День ВМФ карантин пандемия арт-отель "Украина" музыка День Победы Театральная улица дети балет Большие гастроли СЦКиИ Херсонес Таврический Ольга Панкратова Эрмитаж искусство концерт Севастопольский военно-исторический музей-заповедник кино Григорий Лифанов живопись танцы Мариинский театр благотворительность выставка Виталий Либа Дворец культуры рыбаков изоляция Динопарк Валерий Либа книги VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Фонд «Живая классика» художник Картины Лев Толстой кинофестиваль Святой Владимир праздник Анна Каренина Фёдор Достоевский спектакли Конкурс "Живая классика" Крымская весна Великая Отечественная война онлайн-марафон Севастопольский ТЮЗ 75 лет Победы художники Конкурс красоты Таврида-АРТ шоу СевТЮЗ Санкт-Петербург Молодёжь Золотая балка Херсонес Театр Лавренёва Живая классика Музеи онлайн Опера в Херсонесе Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Александр Петров Севастополь фильмы театр Луначарского ДКР опера коронавирус Афиша Севастополя 9 мая Zакрытый покаZ История спектакль Балаклава Сергей Безруков театр драмы "Психо Дель Арт" фестиваль Международный день танца «Оперные вечера в Севастополе» Большой севастопольский офицерский бал «Эхо БДФ» самоизоляция Андрей Маслов Севастопольский театр оперы и балета Театр имени Луначарского мастер-классы Крым Клим Шипенко Сергей Шнуров творчество театр Новый год Психо Дель Арт