Кино на праздники: 20+ фильмов и сериалов, с которыми вы отлично проведёте выходные
Накануне Дня Победы принято пересматривать кино о войне, но в этот раз мы решили отойти от устоявшегося правила и собрать в одной подборке фильмы и сериалы, которые вы возможно пропустили. Если вы цените хорошую драматургию и пробирающую актёрскую игру, то эти картины определённо стоят вашего внимания. В любом случае, среди этого разнообразия вы найдёте фильм для души или сериал, который вполне можно успеть посмотреть за выходные. Готовы окунуться в удивительный мир кино? Ну, тогда оглашаем наш список.
«Шерлок в России»
Нуарный детектив с Максимом Матвеевым в главной роли. Шерлок Холмс, пытаясь поймать серийного убийцу, отправляется за ним по пятам и оказывается в России – в совершенно чужой для себя стране. И надо признать, что вот этот конфликт менталитетов – один из успехов сериала. Новая история о Шерлоке получилась весьма атмосферной и непривычно масштабной для стриминговых платформ. Зрителей ждёт изобилие погонь, драк и неожиданных поворотов.
«257 причин, чтобы жить»
История Жени Коротковой, победивший рак и пытающейся начать жизнь с чистого листа, отозвалась не только в сердцах у российских зрителей, но и покорила европейских взыскательных кинодеятелей.
«257 причин, чтобы жить» стал единственным российским проектом, который вошёл в десятку лучших сериалов, отобранных со всего мира для участия в фестивале в Каннах. Рекордное количество просмотров на видеосервисе START и положительные оценки самых строгих критиков помогли сериалу пробиться на международный рынок. Права на его дальнейшее продвижение приобрела крупная компания BETA Film, и таким образом проект быстро проложил себе дорогу в Канны на один из самых престижных международных фестивалей Cannes Series.
«Псих»
Столичный психотерапевт Олег после ухода жены находится на грани помешательства. В свои 40 лет он делит жилплощадь с мамой, которая мечется в отчаянных попытках как-то устроить свою личную жизнь. Пытаясь справиться с нарастающей агрессией и раздражительностью, Олег сидит на психотропных веществах. И, возможно, только это сдерживает его от того, чтобы не закончить очередной сеанс с клиентом рукоприкладством.
От привычного нам Бондарчука в «Психе» нет ничего. Единственные спецэффекты в этой драме производит разве что сам Константин Богомолов – все его внутренние взрывы режиссёр берёт крупным планом, открывая в создателе «Содержанок» ещё и весьма неплохого артиста.
«Метод» (два сезона)
Для выпускницы школы-студии МХАТ Паулины Андреевой «Метод» стал первой заметной работой в российском сериальном пространстве. Её партнёром выступил Константин Хабенский, исполнивший роль следователя Родиона Меглина. Таким образом, состоявшейся дуэт был признан одним из самых оригинальных на отечественном телевидении.
Бывший маньяк Меглин, словно с цепи сорвавшийся пёс, нападает на след своих «коллег по цеху», а вчерашняя выпускница юрфака Есеня Стеклова, наблюдая за этим, вступила в борьбу со своими внутренними демонами. Мы наблюдаем что-то вроде отчаянной схватки, когда уже не понимаешь, что страшнее – противостояние вселенскому злу, или вызов тем монстрам, что однажды нашли пристанище в твоей голове.
«Перевал Дятлова»
Кинокритики окрестили «Перевал Дятлова» одним из главных российских сериалов 2020 года. Новая история о перевале Дятлова цепляет своей необычной формой повествования. Серии расследования таинственного дела чередуются с реконструкцией хроники похода дятловцев, выдержанной в духе советского чёрно-белого кино. Чувствуется некая щемящая ностальгия по старым добрым «Девчатам», «Карьере Димы Горина», «Неотправленному письму» и другим атмосферным лентам 60-х. годов.
Нечётные серии «Перевала Дятлова» сняты в стилистике американского нуара: приглушённые тона, тёплый свет, зернистость. Ретро сегодня в моде, но при этом «Перевал Дятлова» не стилизован под плёнку. Он действительно на неё снят. По словам создателей, это был непростой, но полностью осознанный шаг. Авторы стремились передать фактуру того времени, его дух.
«Нежность»
Как и в предыдущих работах, Анна Меликян остаётся верна себе и своему режиссёрскому почерку – говорить о любви просто, тихо, без надрыва и с душой. «Нежность» – уверенное следование выбранному курсу. У картины какая-то обволакивающая лёгкость. В закадровом тексте, читаемым Хабенским, улавливаешь что-то от гениальной чеховской прозы, а в интонациях чтеца – те самые, ласкающие слух, сказочные нотки, которые так нам полюбились в «Ёлках».
Также надо отметить, что чёрно-белое решение кадра – это особый успех «Нежности». Глубже передаётся характер как главных персонажей, так и обеих столиц нашей родины. Что важно, оператор Всеволод Каптур не просто снимает кадр, а практически его пишет – как писал бы художник Возрождения свою картину, стремясь передать красоту человека. «Нежность» выглядит будто ода выдающемуся стилю таких легендарных операторов, как Теодор Дрейер, Сергей Урусевский, Вадим Юсов.
«Просто представь, что мы знаем»
Нельзя сказать, что это одна из самых заметных премьер этой осени, но, тем не менее, режиссёрский проект бывшего кинообозревателя Романа Волобуева получил в целом положительные отзывы кинокритиков, взяв на «Кинопоиске» рейтинг 7,1. Неплохо, особенно для мини-сериала такой узко направленной тематики, как новые российские медиа.
В центре сюжета – три хваткие столичные «чики», которые отчаянно борются за подписчиков созданного ими Telegram-канала «ПЧМЗ». Расшифровка аббревиатуры, собственно и есть название сериала – «Просто представь, что мы знаем». Амбиции самонадеянных красоток зашкаливают, чего, правда, нельзя сказать о количестве читателей их канала. И для того, чтобы преодолеть отметку в 500 тысяч, они готовы поступиться многими моральными принципами. Очень многими…
«Скользкий путь»
Политические интриги в этой картине выступают неким фоном для размышлений больше философского характера – о человеческих отношениях, о последствиях выбора, о власти эмоций над обстоятельствами. «Скользкий путь» рассказывает об амбициозном политике Питере Лоуренсе, занимающем в британском Кабинете пост министра транспорта, а позже – министра юстиции.
Пожалуй, вся прелесть «Скользкого пути» в том, что он способен завладеть вниманием абсолютно всех категорий зрителей – даже тех, кто не интересуется международной политикой. Сценарист сериала Дэвид Хейер признался журналистам, что Питер Лоуренс, как и другие персонажи сериала, не имеет конкретного прототипа. Хейер создал параллельный мир, ничего не имеющего общего с реальностью.
Реальны лишь те ситуации, в которых всегда оказывается большой политик: палки в колёса от недоброжелателей, война с журналистами, раскапывающими нелицеприятные факты биографии, и главное – проверка на верность своим собственным идеалам и убеждениям.
«Конференция»
Жёсткое, бескомпромиссное, «неудобное» кино Ивана И. Твердовского сегодня выполняет особую миссию – находит на теле общества самые критические воспаления и изо всей силы давит на них. Борьба за право быть собой, принятие себя – с разной тональностью, но одинаково пронзительно эти мотивы звучат в его довольно сложной и многослойной «Зоологии», в запредельно реалистичном «Классе коррекции».
В «Конференции» режиссёр продолжает искать свой почерк и это ему не мешает задумываться о вопросах, которые, образно говоря, выпадают из ежедневной повестки. Пережить теракт на Дубровке, но при этом всё равно остаться вечным заложником – своих страхов, своего прошлого, неизжитых обид. Углубляясь в такие темы, Твердовский не забывает о главном – не щадить своего зрителя. Однако это уже не удары наотмашь, которые были характерны для его предыдущих работ. Кино для тех, кто готов к серьёзной внутренней работе.
«Гнездо»
Действие фильм Шона Дуркина «Гнездо» разворачивается в середине 1980-х. Англичанин-эмигрант Рори О’Хара (в исполнении Джуда Лоу) живёт в Штатах вроде бы счастливой семейной жизнью: жена-американка Эллисон даёт уроки верховой езды, приёмная дочь делает успехи в художественной гимнастике, сын отлично ладит с друзьями в школе. Но Рори однажды понимает, что такая спокойная размеренная жизнь не для него.
«Гнездо» прежде всего цепляет не самой историей, а тем, как это сделано. Здесь уже можно говорить о целом комплексе художественных приёмов, которые придают картине особый шарм и настроение. От первого до последнего кадра фильм остаётся жёсткой социальной драмой о плате за мечту, но при этом атмосфера, создаваемая на экране, отсылает к жанру классического хоррора.
«Как Надя пошла за водкой»
Надя и Валя – две сестры, мотающие свой век в дачном посёлке. Надя – типичный представитель поколения молодых оторв, стремящихся забыться на танцполе ночных клубов. Валя – полная её противоположность: серьёзная, вдумчивая, знающая лучше других как им жить. После очередной ночной тусовки Надя приводит домой Алексея. Ему не повезло в семейной жизни: жена-тиран контролирует каждый его шаг, а он называет её «псиной». Про себя. Убивающий быт подводит его к финальной черте – удавиться в ванной комнате на батарее. Сёстры решают, что Алексея нужно спасать. Но вот тут встаёт извечный русский вопрос – можно ли спасти человека против его воли?
Фильм Владимира Мирзоева – типичный российский артхаус, при этом, способный найти отклик в душе у рядового зрителя, не готового к серьёзной внутренней работе. Да Мирзоев к этому собственно и не призывает, хотя картина наводит на определённую мысль: «Режиссёр может покинуть театр, но театр никогда не покинет режиссёра».
«Молочные зубы»
Австралийское, авторское неспешное кино. Дебютантка в полном метре Шеннон Мерфи сняла молодёжную драму о первой любви на фоне смертельной болезни. Пожалуй, рекомендовать эту картину можно тем, чья насмотренность в подобной категории выходит далеко за рамки «Осени в Нью-Йорке» и «Сладкого ноября». «Молочные зубы» – это чисто фестивальная история со своим специфичным киноязыком, который неподготовленный зритель может не принять.
Ну а сама история стара как мир.15-летня Милла (Элайза Сканлен) страдает неизлечимой болезнью. Её родители – папа-психолог и мама-пианистка – стараются уберечь дочь от любых внешних раздражителей, но их гипер опека в какой-то момент даёт совершенно обратный эффект. Случайное знакомство с 23-летним жизнерадостным наркоманом Мозесом (Тоби Уоллес) переворачивает мир девочки.
«Беспринципные»
Хоть «Беспринципные» и не возглавили рейтинг лучших российских сериалов 2020 года, но надо сказать, что это вполне адекватный выбор, если хочешь дать полноценный отдых глазам и мозгу. В основу сюжета легли сатирические рассказы Александра Цыпкина.
Перед нами своеобразный сборник новелл о неловких и забавных ситуациях, в которых оказываются семьи, проживающие в одном из самых престижных районов Москвы – на Патриарших прудах (или как его называет местная элита – Патриках). У богатых свой дурдом – это если коротко о сериале. Муж, дабы скрыть любовную связь на стороне, прикрывается выдуманной дочерью друга. А этот друг, в свою очередь, толкает своего подчинённого на измену, потому что так хочет жена. И это лишь малая толика ситуаций «из ряда вон», в которых оказываются герои «Беспринципных».
«Обычная женщина»
«Обычная женщина» – этот как раз тот самый случай, когда сериал смотреть больно. Во всех смыслах. И нервы натянуты потуже гитарной струны, да и за саму Россию больно. На примере Марины и той жуткой ситуации, в которой она оказалась, Хлебников преподносит нам очень неприятную правду – иногда, чтобы выжить в наших реалиях, приходится становиться частью большой преступной системы. Страшно оказаться за чертой уголовного кодекса, но не менее страшно упасть лицом на осколки собственного мира. Герои постоянно балансируют на этой тонкой грани, но так ли просто отказаться от компромиссов с собственной совестью, когда всё вокруг тебя рушится стремительнее карточного домика?
Пожалуй, первый проект в фильмографии Анны Михалковой, где её актёрский талант заиграл в полную силу.
«Первые ласточки. Зависимые»
Сериалы – это такая особая территория, где неудобные проблемы молодёжи намечаются лёгким штрихом. В данном же случае, авторы истории решили направить вектор в самую гущу вопросов, которые не принято громко обсуждать на федеральном ТВ. И Новый канал прекрасно понимал, что у «Первых ласточек» будет высокий, но не безоблачный полёт. Правдоподобно показать ад современной молодёжи – очень смелая задача, однако она не везде будет оценена по достоинству. До российского телевидения «Ласточки» так и не долетели.
Создатели «Ласточек» никого не пытаются оправдывать. Они просто рисуют картину мира, который для современной молодёжи сегодня всё больше напоминает «лабиринт Минотавра». Не находя выхода, не получая ответа, они пускаются во все тяжкие. Как остросюжетный сериал, «Первые ласточки» держат нас в хороших тисках, а как социальный проект, делают последнее предупреждение. Хотя сколько их уже было. И толку то. Молодёжь продолжает ходить по краю…
«Рождество на двоих»
Спасаясь от войны, семья Кейт покидает родную Югославию и перебирается в Лондон. Проходят годы, и главная героиня обнаруживает себя абсолютно несчастной, с целым багажом личных и семейных проблем. Она не поддерживает контакт с родителями, снимает комнату у подруги, и чтобы как-то свести концы с концами, работает в магазине рождественских товаров. Злая на весь мир, Кейт из последних сил терпит покупателей, конфликтует с начальницей, злоупотребляет алкоголем и уже вроде как смирилась с таким образом жизни. Всё меняет случайное знакомство с загадочным Томом. Очаровательный молодой человек открывает для Кейт совершенно другой мир и заставляет девушку по-иному взглянуть на свою жизнь…
«Пассажиры»
Что нас ждёт по окончанию земного пути? Пережившие клиническую смерть, говорят, там что-то есть. Однако создатели сериала «Пассажиры» решают не копать так глубоко и предлагают нам свою версию развития событий после того, как душа покидает тело. Если человек не успел подвести какой-то важный итог, в чём-то себе признаться, и при этом ему ещё повезло родиться в Москве, то он попадает… в такси. Оно будет его неспешно везти по столичным проспектам до тех пор, пока собственно не случится сама «исповедь». Ну а в роли «батюшки-таксиста» – Кирилл Кяро собственной персоны.
Сериал конечно можно упрекнуть в том, что почти всё действие происходит в замкнутом пространстве – салоне старого «Мерседеса» из далёких 90-х. Но, во-первых, 17-18 минут хронометража – это слишком короткое время, чтобы зритель заскучал. И, в конце концов, в эпоху, когда люди разучились говорить и слушать, подобные фильмы приучают в первую очередь прислушиваться к себе. Хотя бы иногда.
«Доктор Лиза»
Главную роль в картине исполнила Чулпан Хаматова. Вряд ли удастся представить более подходящую кандидатуру. Уж какому как ни ей, основательнице фонда «Подари жизнь», понять, о чём надо играть и как. В своём изначальном виде сценарий представлял собой байопик с настолько елейным и причёсанным образом Глинки, что Хаматова настояла на полной его переработке. В итоге мы получили двухчасовый фильм, рассказывающий об одном дне из жизни Доктора Лизы, полным забот: похоронить бывшую подчинённую, накормить бомжей у Павелецкого вокзала, найти ампулы с морфином для смертельно больной девочки.
Снятая в телевизионном формате, «Доктор Лиза» своими филигранными актёрскими работами уверенно держит курс в сторону фестивального кино. Если не брать в расчёт то, как запредельно честно Хаматова проживает в кадре жизнь своего персонажа, наотмашь бьёт игра таких корифеев кино, как Татьяна Догилева и Сергей Сосновский. Даже уже ради их эпизодов на «Доктора Лизу» стоит потратить два часа своей жизни.
«Неадекватные люди 2»
Продолжение «Неадекватных людей» ещё на стадии анонсов звучало как определённый реванш режиссёра, возвращение того самого Каримова, которому когда-то удалось о себе громко заявить в большом кино. Но так, на секундочку, с того момента прошло уже десять лет – изменился как режиссёр, так и его герои, увязшие в семейном быте.
Складывается ощущение, что полюбившиеся зрителям персонажи были использованы лишь для привлечения внимания к картине, являющейся по факту сиквелом, а по сути – отдельным кино о кризисе брака. В принципе, всё понятно. Закоренелый интроверт и девочка с багажом психологических проблем просто повзрослели. Он пытается уверенно шагать по карьерной лестнице, она – найти своё призвание. У каждого формируется своя система ценностей и это приводит к логичному и жизненному финалу.
«Ещё по одной»
Старые друзья решают проверить научную теорию о том, что у человека с самого рождения не хватает в крови 0,5 промилле. Как бы это смешно ни звучало, но школьным учителям предстоит серьёзное испытание. Они намереваются употреблять в рабочие дни, но при этом не пить вечером и по выходным. Цель проста – понять, как такой режим будет влиять на их социальные связи и психологическое состояние. По началу их накрывает эйфория, они загораются своим делом, превращают свои уроки в настоящие перформансы, ученики кайфуют. Но как только друзья решают увеличить дозу, ситуация начинает выходить из под контроля…
Герои зарубежного фестивального кино в кадре пьют русскую императорскую водку, рассуждают о русском алкоголизме и картина как-то незаметно обретает очертания зеркала, в которое смотреться нашему человеку и страшно и приятно одновременно.
«Полёт»
Это уже далеко не первый проект продюсерского тандема Валерия Федоровича и Евгения Никишова и вот они уже в который раз идут проверенным путём: звёздный состав, мощный сценарий и сама история, виртуозно играющая на нервах зрителя. Нет, мы не увидим в кадре задыхающуюся от вируса столицу («Эпидемия»), а с экрана на нас не будут лететь брызги крови участников зверского ТВ-шоу («Игра на выживание»). В этот раз мы с вами окажемся в эпицентре человеческой драмы. И не одной. Восемь серий и шесть историй «полёта» – то ли в бездну, то ли просто в неизвестность. Что страшнее – решать конечно зрителю.
«Потерянный рай»
«Потерянный рай», сделанный по всем канонам сериального жанра, определённо способен завладеть вашим вниманием. Да, это происходит не сразу – воронка закручивается неспешно, несколько серий нас вводят в курс дела, но приятное томление в предвкушении развязки гарантировано. Нагнетание атмосферы, осознание грядущего кошмара, ощущение тотального зла, нависшего над южным городком – сценаристы лихо используют все эти веками проверенные приёмы, чтобы вечернее щекотание нервов растянулось на всю ночь. Бороться с желанием включить новую серию, когда утром надо вставать на работу – бессмысленно. Создатели сериала всё просчитали.
«Трое»
Популярный московский ведущий (Константин Хабенский), окончательно разочаровавшийся в своей реальности, решает свести счёты с жизнью прямо в самом сердце культурной столицы. А тут рядом оказывается питерская поэтесса Вероника Гущина (Юлия Пересильд) и не даёт шоумэну исполнить задуманное. В результате – чуть ли не моментальное родство душ. А в Москве ждёт жена Злата (Виктория Исакова), известный столичный психолог, увязший в типичной и до боли неприятной ситуации для профессионалов её профиля – сапожник без сапог.
Ювелирные монтажные склейки, замедление кадра в стиле фон Триера, крупные планы, в которые невольно въедаешься глазами – такое проживание истории оператором Николаем Желудовичем было оценено по достоинству. На «Кинотавре» фильм взял приз «За лучшую операторскую работу».
И как и в «Нежности», Меликян отдаёт дань уважения советской классике. В этот раз она не просто привносит в фильм дух того времени, а буквально ностальгирует по ушедшей эпохе, сужая формат экрана до старого кадра 3:4. При такой камерности от зрителя не ускользнёт ни одна эмоция, ни одна оценка, ни один взгляд.
«Она»
С первых кадров режиссёр погружает зрителя в интригующую и местами пугающую реальность: в опустевшем мегаполисе живут мать и дочь. В такой атмосфере давящего постапокалипсиса проходят их размеренные будни. Выстроенную «идиллию» нарушает лишь одно обстоятельство – странное поведение девочки. Она чувствует, что, кроме них, в этом городе есть кто-то ещё. С этого момента привычный мир женщины начинает рушиться. Ей становится непонятно, что несёт большую опасность – тот «третий» или собственная дочь…
Пожалуй, одно из главных достоинств картины в том, что это не только фильм-сон. Это ещё и фильм-метафора, фильм-притча. И блуждание по тёмному лабиринту заканчивается не кирпичной стеной, а табличкой со спасительным словом «Выход». Несмотря на то, что карты на стол режиссёр выкладывает раньше, чем этого хотел бы зритель, заявленная интрига стоит 70 минут вашей жизни.
Арсений Веденин