Истории из камня: летняя ностальгия и мудрость Востока

Нашему взору привычна живопись маслом, акварелью или графика как средство художественного выражения. Но некоторые авторы отходят от классики жанра — находят удивительные формы отражения как окружающей действительности, так и своих сюжетов.
Более 15 лет Алиса Мельник создает картины в необычной технике – мозаике из камней и мелких ракушек. В Культурно-информационном центре недавно открылась её выставка «Мир, в котором я живу».
На первый взгляд кажется, что каждый камушек специально покрашен в нужной цвет, но это не так – цветовая палитра дарована самым лучшим художником – природой. Если присмотреться к любой работе, становится ясно насколько трудоемким и кропотливым является сам процесс. Некоторые камушки размером в несколько миллиметров. Благодаря им создается нужный контур. Все продумано до мелочей. Казалось бы, прекрасный цветок на картине – уже готовая работа, но автор привносит детали, обыгрывает и появляется сюжет. В «Злословии» переданы характеры злых людей, а в картине «Цветы» красоту и нежность общей композиции подчёркивает бабочка. Если же присмотреться к картине «Маргаритки», то можно увидеть маленькую божью коровку.
Природа Дальнего Востока и восточная гравюра вдохновили художницу создавать картины в столь необычной технике.
«На Дальнем Востоке прожила с семьей 13 лет. Интерес к каменной мозаике побудило разнообразие и красота природы, моря, прибрежной гальки. Близость Японии и Кореи, знакомство с классической восточной гравюрой вызвали желание создать цикл работ на эту тематику», — рассказала Алиса Мельник.
Первой картиной, которая не сохранилась, стала гравюра «Брат и сестра». Затем появились «Гейша, расчесывающая волосы», «Гейша за чаепитием» и «Самурай». В нелегкие 90-е годы часть картин пришлось продать.
Алиса Мельник с ностальгией вспоминает постоянное ожидание лета в школьные годы, так как именно в летние месяцы большую часть времени с подругами проводила на Солнечном пляже или в Херсонесе. Шум моря, древние севастопольские храмы, маки, цветущие на склонах, необыкновенной красоты цветы — все это художница пронесла через годы и отразила на своих полотнах после возвращения в Севастополь.
Севастопольские пляжи – настоящий кладезь для Алисы Мельник. К примеру, на пляже Парка Победы большое разнообразие серого камня желтого оттенка, а в Любимовке она собирает маленькие камушки, которые использует для контура будущих рисунков. На Яшмовом пляже в Балаклаве можно найти серо-зеленый и красно-коричневый камень.
Батилиман привлекает художницу обилием антрацитно-серого и серо-бардового камня, а перламутр Алиса Мельник собирает в районе бухты Омега. Все это богатство раскладывается по цветам, шлифуется и долгими месяцами выкладывается на десятимиллиметровую фанеру. То, что видно вблизи – одно. Аккуратно и плотно по отношению друг другу расположены камешки, тонко подобрана цветовая гамма, продуманы детали. Отойдешь на несколько метров назад – открывается совершенно другая картина. О том, что здесь использована мозаичная техника – ни намека.
Увидеть необычные картины камнем можно в выставочном зале Культурно-информационного центра до конца сентября.
Татьяна Руснак
Фото автора