Картина Бэнкси ушла с молотка почти за 10 миллионов долларов
На лондонском аукционе Sotheby’s новый шедевр Бэнкси продали менее чем за 10 минут. «Show Me The Monet» отсылает к картине французского живописца, одного из основателей импрессионизма, Клода Моне.
1893 год. Клод Моне уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Здесь, в своём саду, он написал серию картин «Японский мостик» (1895-1905 гг.), которая является лишь малой частью знаменитой серии «Водяные лилии».
Сегодня, спустя более чем век, легендарная тема вновь на слуху. «Покажи мне Моне» Бэнкси — отсылка к полотну «Японский мостик (пруд с водяными лилиями, симфония в розовом)». Разве что на картине помимо мостика изображены сброшенные в пруд тележки из супермаркета и дорожный конус.
Предварительно картина Бэнкси оценивалась в 3 — 5 млн фунтов (3,9–6,5 млн. долларов).
«Show Me The Monet» Бэнкси, озорная версия шедевра Клода Моне, превысила оценку и принесла 7 551 600 фунтов стерлингов (9 814 353 доллара) после 8-минутной битвы на торгах», — сообщает аукционный дом Sotheby’s в Твиттере.
К слову, она не стала самым дорогим произведением художника-инкогнито. В 2019 году картина «Переданный парламент» ушла с молотка за 12 млн долларов.
Полотно изображает заседание Палаты общин британского парламента, но вместо депутатов места на парламентских скамьях, галерее и даже в кресле спикера занимают шимпанзе и орангутаны.
Примечательно, что само название картины — Devolved Parliament — содержит игру слов. Термин devolved может означать деградацию и вырождение, однако словосочетание devolved parliament имеет также вполне безобидное юридическое значение. В Соединенном Королевстве он применяется к автономным законодательным собраниям Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса, которым парламент Великобритании делегировал часть своих полномочий (этот процесс и называется деволюцией).
5 фактов о Бэнкси:
Первый и, пожалуй, самый известный факт — то, что до сих пор нет достоверных сведений о том, кто именно скрывается под псевдонимом. Но версий на этот счёт существует немало. Одна из них гласит, что это Роберт Дель Ная из Massive Attack. Ещё одна из версий заключается в том, что это не один человек, а группа из нескольких художников.
«Люди думают, что анонимность была таким маркетинговым ходом. И это так, но это было сделано не намеренно. В его случае анонимность больше самосохранение, чем самореклама», — говорит Стив Лазаридес, агент Бэнкси, который работал с ним 11 лет.
«Выход через сувенирную лавку» — документальный фильм Бэнкси, который рассказывает о культуре стрит-арта от имени эксцентричного персонажа, владельца магазина одежды Тьерри Гетта. Герой так увлечён граффити, что мечтает отыскать Бэнкси и снять о нём фильм. Но в итоге сам становится художником по прозвищу Mr. Brainwash и устраивает себе помпезную выставку, чтобы заработать денег. Материал, который отснял Гетта, попадает в руки Бэнкси, и из него он делает «Выход через сувенирную лавку». В итоге получается высказывание о том, что есть подлинное искусство, а что коммерция.
В 2011 году картину номинировали на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Но критики до сих пор спорят, была ли это документалистика или все-таки стёб над ней.
Крысы — один из самых знаменитых образов Бэнкси, который он не раз использовал в своих работах. Уличный художник Blek Le Rat тоже начинал с крыс. Он считал их «единственными свободными животными в городе».
В 2017 году Бэнкси открыл бутик-отель Walled off Hotel в Вифлееме с «худшим видом на свете» — его окна ведут на израильский разделительный барьер. Местные номера получают всего 25 минут прямого солнечного света в день, а рядом с душем здесь может висеть табличка, сообщающая о том, что местное население страдает от нехватки воды. Оформлением отеля занималось сразу несколько художников (в том числе Доминик Петрин и Сами Муса), и все их работы так или иначе посвящены палестино-израильскому конфликту (и британскому в него вмешательству.)
«Язык художников современного искусства понятен 1% населения, язык Бэнкси — 100%», — говорит французский галерист Николя Логеро-Лассер. Кажется, Бэнкси может иронизировать над всем: расизмом, политикой британского парламента, войной в Сирии, детским трудом, бедностью и т.д. Для его творчества запретных тем не существует.
О других фактах читайте здесь.
Татьяна Руснак
Фото: allpainters.ru, nytimes.com, Jonathan Brady / PA / AP