«Кармен-сюита»: вершина карьеры легендарной Майи Плисецкой

03-08-2020 19:40

2 августа завершился IV Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес». В первом отделении публика рукоплескала оперным солистам Большого театра с мировыми именами и начинающим артистам, а во втором — в своё время новаторскому балету «Кармен-сюита». Яркая музыка постановки, интересная хореографическая концепция Алонсо, рождённая под влиянием неповторимой личности Плисецкой, пополнили балетный репертуар XX века. Да, спектакль претерпел немало критики, но выстоял, хоть и с изменениями.

В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. У неё не было недостатка в спектаклях, наоборот — из-за большой занятости приходилось отказываться от участия в некоторых спектаклях. Вместе с ростом славы росло и чувство творческой неудовлетворенности. Хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое.

«Танцевать Кармен мне хотелось всегда, — признавалась балерина. — Ну не с самого раннего детства, разумеется, но так давно, что первый импульс и припомнить не могу. Разве что выдумать?.. Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах — образ Кармен являлся первым», — отмечала Плисецкая.

Фото: zvezdagukovo.ru

В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет вместе с легендарным балетмейстером, родоначальником кубинского балета Альберто Алонсо.

«С первого же движения танцоров меня словно ужалила змея. До перерыва я досиживала на раскалённом стуле. Это язык Кармен. Это её пластика. Её мир».

В антракте она бросилась за кулисы и, разыскав Альберто Алонсо, без всяких предисловий, даже не поздоровавшись, выпалила: Альберто, вы хотите поставить «Кармен»? Для меня?

Фото: fiesta.ru

Альберто был согласен, но при одном условии. Он должен был обязательно вернуться на Кубу и, если к сроку придет официальное приглашение советского министерства, то только тогда он сможет вновь прилететь в Москву. «С готовым либретто», — пообещал он. Так и случилось.

20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита». Балет был поставлен очень быстро, а транскрипцию оперы Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки — всего за 20 дней.

Декорации к спектаклю, главную идею которого балетмейстер сформулировал ёмкой фразой «Вся жизнь Кармен — коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Борис Мессерер, главный художник МХАТ.

Фото: glamour.ru

Обескураженная новизной балета, публика отнеслась к премьере прохладно. Второй спектакль был намечен через день — 22 апреля, и тут пришло известие, что его отменяют.

«Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована. Надо пересмотреть концепцию. У меня большие сомнения, можно ли балет доработать. Это чуждый нам путь», — говорила министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

Балерина упрашивала, уговаривала, искала аргументы, подливала масла в огонь: как отреагирует товарищ Фидель Кастро, узнав, что в СССР запретили балет ведущего кубинского балетмейстера? Аргумент был весомым. Госпожа министр колебалась.

«Я сокращу любовное адажио, — обещала Плисецкая. — Все шокировавшие вас поддержки мы опустим. Вырубку света дадим».

Фото: krym.news

Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Дмитрий Шостакович, о чём он сообщил в Министерство культуры. Создатели «Кармен-сюиты», слишком непривычной, эротичной, нуждались в поддержке.

«На Кубе был интересный момент. Мы выступили, и к нам за кулисы явился с визитом Рауль Кастро. Он поздравил артистов. А Александра Лавренюка, исполнявшего роль Коррехидора, поприветствовал так: хэлло, коллега милитэр. Думаю, что этот немного чёрный юмор свидетельствовал о том, что он понял: это политический спектакль. Если и была в «Кармен» крамола для советской власти, то как раз эта, а не эротическая «подоплека». Впрочем, эротику та власть, как известно, тоже не жаловала».

(Майя Плисецкая, из интервью газете «Большой театр»)

Возобновленный в 2005 году, к 80-летнему юбилею легендарной артистки, балет с тех пор продолжает свою вторую жизнь на сцене Большого театра. В этом году его впервые смогли увидеть севастопольцы и гости города.

В завершающий день фестиваля роль Кармен исполнила заслуженная артистка России Анна Никулина.

В 2003 году балерина с отличием окончила Московскую государственную академию хореографии (МГАХ) и была принята в балетную труппу Большого театра, где в возрасте 19 лет впервые станцевала партию Одетты-Одиллии.

В её репертуар также вошли главные партии в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Корсар», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и многих других.

Роль молодого солдата Хозе исполнил Егор Геращенко, а Коррихидора — Александр Водопетов.

На открытии фестиваля директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова поблагодарила организаторов и коллектив Большого театра за плодотворное сотрудничество, отметив, что проведение фестиваля в Херсонесе — это очень ответственная задача.

«Представляете, какая безграничная радость у нас, у севастопольцев, у гостей города и Крыма! Много ли кому из нас довелось побывать в Большом театре? А сегодня IV фестиваль оперы и балета мы открываем выступлением всемирно известных артистов Большого театра России и именно здесь, в Херсонесе», — заключила она.

И для артистов Большого фестиваль стал особенным — ведь это было их первое выступление после перерыва в гастрольном графике из-за пандемии.

Материал подготовила Татьяна Руснак
Фото музея-заповедника «Херсонес Таврический»

Loading



IV Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес», «Кармен-сюита», балет, Большой театр, Майя Плисецкая, Музей-заповедник "Херсонес Таврический", опера,

Поделиться:

Похожие посты

«Чудесная история Генри Шугара»: как надо экранизировать книги

Несколько дней назад в сети наконец-то появилась короткометражка Уэса Андерсона под названием «Чудесная история Генри Шугара». Эту работу режиссёр впервые презентовал миру 1 сентября на Подробнее

«Фиона и Кейк»: бывают ли хорошие спин-оффы?

Неудачные ремейки и продолжения убили в фанатах веру в чудо. Теперь каждый сиквел или кроссовер кажется надругательством над оригинальной вселенной, дешёвой копией ради наживы. Но иногда зрители всё же ошибаются. Так случилось со спин-оффом «Фиона и

Неделя моды в Париже 2023: чем удивляют французы?

Неделя моды в Париже в самом разгаре. Пока видные французские бренды продолжают представлять свои коллекции на сезон «весна-лето 2024», мы выбрали самое интересное из недавних показов. А про коллекции четырех брендов расскажем подробнее.

Подробнее

Cyberpunk 2077: «Phantom Liberty»: Лекарство от всех болезней

Выход игры неонового техно-будущего перевернул гейм-индустрию в 2020 году. Правда не так, как ожидали игроки. Релиз Cyberpunk 2077 стал

«Victoria's Secret: Мировое турне»: Восстание из пепла?

Спустя более пяти лет перерыва «ангельское» шоу возвращается на подиум. После неудачных экспериментов и скандалов Victoria's Secret предпринимает ещё одну попытку вернуть себе былую славу. Как мировой бренд женского нижнего белья «растерял» всех зрит

Новости ForPost

Метки

Театральная улица художник Мастер и Маргарита Балаклава Федюхины высоты Фёдор Достоевский сериалы 2023 рецензия Севастополь Виталий Либа театр Луначарского Театр им. Кукол Психо Дель Арт Большой севастопольский офицерский бал Музеи онлайн коронавирус "Кинопоиск" Аниме Опера в Херсонесе Анна Каренина мультфильмы 2023 театр драмы "Психо Дель Арт" СевТЮЗ Золотая балка книги Клим Шипенко Достоевский ЦГБ им. Л.Н.Толстого Сергей Шнуров Российские сериалы спорт поэзия художники игры 2023 Дворец культуры рыбаков Севастопольский театр оперы и балета День Победы Фонд «Живая классика» 75 лет Победы Мариинский театр выставки фестиваль «Природа Искусства» Григорий Лифанов СЦКиИ Мода фильмы Санкт-Петербург мастер-классы концерт Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фестиваль Крым арт-отель "Украина" Netflix живопись выставка Море опера праздник фильмы 2023 кино День ВМФ искусство Динопарк Михаил Булгаков Музей обороны Севастополя Севастопольский ТЮЗ ДКР Конкурс "Живая классика" Ольга Панкратова Валерий Либа Театр имени Луначарского Молодёжь творчество Афиша Севастополя Театр Лавренёва Неделя моды спектакль куда сходить Конкурс красоты театр Сергей Безруков музыка 2023 Картины 9 мая Фестиваль «Таврида — АРТ» Эрмитаж Новый год Херсонес «Оперные вечера в Севастополе» Андрей Маслов карантин музыка хоррор Херсонес Таврический балет изоляция кинофестиваль Святой Владимир мультфильмы спектакли