«Кармен-сюита»: вершина карьеры легендарной Майи Плисецкой

03-08-2020 19:40
IV Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес», «Кармен-сюита», балет, Большой театр, Майя Плисецкая, Музей-заповедник "Херсонес Таврический", опера,

2 августа завершился IV Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес». В первом отделении публика рукоплескала оперным солистам Большого театра с мировыми именами и начинающим артистам, а во втором — в своё время новаторскому балету «Кармен-сюита». Яркая музыка постановки, интересная хореографическая концепция Алонсо, рождённая под влиянием неповторимой личности Плисецкой, пополнили балетный репертуар XX века. Да, спектакль претерпел немало критики, но выстоял, хоть и с изменениями.

В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. У неё не было недостатка в спектаклях, наоборот — из-за большой занятости приходилось отказываться от участия в некоторых спектаклях. Вместе с ростом славы росло и чувство творческой неудовлетворенности. Хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое.

«Танцевать Кармен мне хотелось всегда, — признавалась балерина. — Ну не с самого раннего детства, разумеется, но так давно, что первый импульс и припомнить не могу. Разве что выдумать?.. Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах — образ Кармен являлся первым», — отмечала Плисецкая.

Фото: zvezdagukovo.ru

В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет вместе с легендарным балетмейстером, родоначальником кубинского балета Альберто Алонсо.

«С первого же движения танцоров меня словно ужалила змея. До перерыва я досиживала на раскалённом стуле. Это язык Кармен. Это её пластика. Её мир».

В антракте она бросилась за кулисы и, разыскав Альберто Алонсо, без всяких предисловий, даже не поздоровавшись, выпалила: Альберто, вы хотите поставить «Кармен»? Для меня?

Фото: fiesta.ru

Альберто был согласен, но при одном условии. Он должен был обязательно вернуться на Кубу и, если к сроку придет официальное приглашение советского министерства, то только тогда он сможет вновь прилететь в Москву. «С готовым либретто», — пообещал он. Так и случилось.

20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита». Балет был поставлен очень быстро, а транскрипцию оперы Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки — всего за 20 дней.

Декорации к спектаклю, главную идею которого балетмейстер сформулировал ёмкой фразой «Вся жизнь Кармен — коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Борис Мессерер, главный художник МХАТ.

Фото: glamour.ru

Обескураженная новизной балета, публика отнеслась к премьере прохладно. Второй спектакль был намечен через день — 22 апреля, и тут пришло известие, что его отменяют.

«Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована. Надо пересмотреть концепцию. У меня большие сомнения, можно ли балет доработать. Это чуждый нам путь», — говорила министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

Балерина упрашивала, уговаривала, искала аргументы, подливала масла в огонь: как отреагирует товарищ Фидель Кастро, узнав, что в СССР запретили балет ведущего кубинского балетмейстера? Аргумент был весомым. Госпожа министр колебалась.

«Я сокращу любовное адажио, — обещала Плисецкая. — Все шокировавшие вас поддержки мы опустим. Вырубку света дадим».

Фото: krym.news

Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Дмитрий Шостакович, о чём он сообщил в Министерство культуры. Создатели «Кармен-сюиты», слишком непривычной, эротичной, нуждались в поддержке.

«На Кубе был интересный момент. Мы выступили, и к нам за кулисы явился с визитом Рауль Кастро. Он поздравил артистов. А Александра Лавренюка, исполнявшего роль Коррехидора, поприветствовал так: хэлло, коллега милитэр. Думаю, что этот немного чёрный юмор свидетельствовал о том, что он понял: это политический спектакль. Если и была в «Кармен» крамола для советской власти, то как раз эта, а не эротическая «подоплека». Впрочем, эротику та власть, как известно, тоже не жаловала».

(Майя Плисецкая, из интервью газете «Большой театр»)

Возобновленный в 2005 году, к 80-летнему юбилею легендарной артистки, балет с тех пор продолжает свою вторую жизнь на сцене Большого театра. В этом году его впервые смогли увидеть севастопольцы и гости города.

В завершающий день фестиваля роль Кармен исполнила заслуженная артистка России Анна Никулина.

В 2003 году балерина с отличием окончила Московскую государственную академию хореографии (МГАХ) и была принята в балетную труппу Большого театра, где в возрасте 19 лет впервые станцевала партию Одетты-Одиллии.

В её репертуар также вошли главные партии в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Корсар», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и многих других.

Роль молодого солдата Хозе исполнил Егор Геращенко, а Коррихидора — Александр Водопетов.

На открытии фестиваля директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова поблагодарила организаторов и коллектив Большого театра за плодотворное сотрудничество, отметив, что проведение фестиваля в Херсонесе — это очень ответственная задача.

«Представляете, какая безграничная радость у нас, у севастопольцев, у гостей города и Крыма! Много ли кому из нас довелось побывать в Большом театре? А сегодня IV фестиваль оперы и балета мы открываем выступлением всемирно известных артистов Большого театра России и именно здесь, в Херсонесе», — заключила она.

И для артистов Большого фестиваль стал особенным — ведь это было их первое выступление после перерыва в гастрольном графике из-за пандемии.

Материал подготовила Татьяна Руснак
Фото музея-заповедника «Херсонес Таврический»

 66 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

На ночь глядя: 15 фактов о «Звонке», которые вы могли не знать

Американский фильм ужасов «Звонок» о видеокассете с "записью-убийцей" в 2002 году напугал весь мир. Когда мы искали тему для сегодняшнего материала, то узнали, что во второй половине нулевых по Сети гуляли жуткие видео, которые наносили непоправимый

Невероятная жизнь Ханнеса Беккера: фотографии, от которых захватывает дух

Ханнес Беккер — немецкий фотограф, оператор дрона и путешественник. В его объективе не только страны, популярные среди туристов, но и малоизвестные места нашей планеты. За приключениями Ханнеса наблюдают 1,5 миллиона подписчиков в Instagram.

Культура в твоём телефоне: 10 мобильных приложений для жаждущих искусства

Человечество с каждым годом всё больше уходит в онлайн. И надо признать, что в эпоху пандемии этот процесс ускорился. Сегодня смартфон практически стал нашим продолжением. А когда ещё ощущаешь острый дефицит культуры в своей жизни, виртуальное простр

Идя «Дорогами Победы»: фестиваль «Севастополь 1941-1944» пройдёт в режиме онлайн

6 декабря для всех любителей истории состоится трансляция военно-исторического фестиваля «Севастополь 1941-1944». Главным событием станет реконструкция боя крымских партизан против немецких и румынских войск, которая пройдёт в онлайн-режиме из-за огр

Новости ForPost

Метки

театр Луначарского Большой севастопольский офицерский бал Опера в Херсонесе Конкурс "Живая классика" Дворец культуры рыбаков Фёдор Достоевский балет искусство Музей-заповедник "Херсонес Таврический" живопись День Победы VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Херсонес Таврический Балаклава Онлайн-экскурсии Конкурс красоты Театральная улица Севастопольский ТЮЗ Психо Дель Арт мастер-классы Великая Отечественная война поэзия Мастер и Маргарита Международный день танца Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Федюхины высоты кинофестиваль Святой Владимир Лев Толстой День театра Море музыка Молодёжь День ВМФ День рыбака самоизоляция Живая классика фильмы Клим Шипенко Динопарк Александр Петров Фонд «Живая классика» Сергей Шнуров видеосервис "START" Новый год в Севастополе театр танца Вадима Елизарова спектакль #WineFest Большие гастроли Кванториум 9 мая 75 лет Победы Золотая балка Григорий Лифанов Севастопольский офицерский бал изоляция Крымский военно-исторический фестиваль Херсонес творчество Театр им. Кукол выставка Бесы Театр танца им. Вадима Елизарова онлайн-марафон Театр имени Луначарского кино Ольга Панкратова спектакли Константин Богомолов фестиваль Севастополь открытие сезона Картины Импровизационный батл группа Ленинград опера книги дети История СЦКиИ роман "Текст" коронавирус художник Музеи онлайн карантин конкурс Достоевский Дмитрий Глуховский выставки СевТЮЗ благотворительность Анна Каренина праздник пандемия шоу вокал ДКР концерт Севастопольский военно-исторический музей-заповедник театр художники