«Кармен-сюита»: вершина карьеры легендарной Майи Плисецкой

03-08-2020 19:40
IV Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес», «Кармен-сюита», балет, Большой театр, Майя Плисецкая, Музей-заповедник "Херсонес Таврический", опера,

2 августа завершился IV Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес». В первом отделении публика рукоплескала оперным солистам Большого театра с мировыми именами и начинающим артистам, а во втором — в своё время новаторскому балету «Кармен-сюита». Яркая музыка постановки, интересная хореографическая концепция Алонсо, рождённая под влиянием неповторимой личности Плисецкой, пополнили балетный репертуар XX века. Да, спектакль претерпел немало критики, но выстоял, хоть и с изменениями.

В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. У неё не было недостатка в спектаклях, наоборот — из-за большой занятости приходилось отказываться от участия в некоторых спектаклях. Вместе с ростом славы росло и чувство творческой неудовлетворенности. Хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое.

«Танцевать Кармен мне хотелось всегда, — признавалась балерина. — Ну не с самого раннего детства, разумеется, но так давно, что первый импульс и припомнить не могу. Разве что выдумать?.. Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах — образ Кармен являлся первым», — отмечала Плисецкая.

Фото: zvezdagukovo.ru

В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет вместе с легендарным балетмейстером, родоначальником кубинского балета Альберто Алонсо.

«С первого же движения танцоров меня словно ужалила змея. До перерыва я досиживала на раскалённом стуле. Это язык Кармен. Это её пластика. Её мир».

В антракте она бросилась за кулисы и, разыскав Альберто Алонсо, без всяких предисловий, даже не поздоровавшись, выпалила: Альберто, вы хотите поставить «Кармен»? Для меня?

Фото: fiesta.ru

Альберто был согласен, но при одном условии. Он должен был обязательно вернуться на Кубу и, если к сроку придет официальное приглашение советского министерства, то только тогда он сможет вновь прилететь в Москву. «С готовым либретто», — пообещал он. Так и случилось.

20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита». Балет был поставлен очень быстро, а транскрипцию оперы Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки — всего за 20 дней.

Декорации к спектаклю, главную идею которого балетмейстер сформулировал ёмкой фразой «Вся жизнь Кармен — коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Борис Мессерер, главный художник МХАТ.

Фото: glamour.ru

Обескураженная новизной балета, публика отнеслась к премьере прохладно. Второй спектакль был намечен через день — 22 апреля, и тут пришло известие, что его отменяют.

«Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована. Надо пересмотреть концепцию. У меня большие сомнения, можно ли балет доработать. Это чуждый нам путь», — говорила министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

Балерина упрашивала, уговаривала, искала аргументы, подливала масла в огонь: как отреагирует товарищ Фидель Кастро, узнав, что в СССР запретили балет ведущего кубинского балетмейстера? Аргумент был весомым. Госпожа министр колебалась.

«Я сокращу любовное адажио, — обещала Плисецкая. — Все шокировавшие вас поддержки мы опустим. Вырубку света дадим».

Фото: krym.news

Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Дмитрий Шостакович, о чём он сообщил в Министерство культуры. Создатели «Кармен-сюиты», слишком непривычной, эротичной, нуждались в поддержке.

«На Кубе был интересный момент. Мы выступили, и к нам за кулисы явился с визитом Рауль Кастро. Он поздравил артистов. А Александра Лавренюка, исполнявшего роль Коррехидора, поприветствовал так: хэлло, коллега милитэр. Думаю, что этот немного чёрный юмор свидетельствовал о том, что он понял: это политический спектакль. Если и была в «Кармен» крамола для советской власти, то как раз эта, а не эротическая «подоплека». Впрочем, эротику та власть, как известно, тоже не жаловала».

(Майя Плисецкая, из интервью газете «Большой театр»)

Возобновленный в 2005 году, к 80-летнему юбилею легендарной артистки, балет с тех пор продолжает свою вторую жизнь на сцене Большого театра. В этом году его впервые смогли увидеть севастопольцы и гости города.

В завершающий день фестиваля роль Кармен исполнила заслуженная артистка России Анна Никулина.

В 2003 году балерина с отличием окончила Московскую государственную академию хореографии (МГАХ) и была принята в балетную труппу Большого театра, где в возрасте 19 лет впервые станцевала партию Одетты-Одиллии.

В её репертуар также вошли главные партии в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Корсар», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и многих других.

Роль молодого солдата Хозе исполнил Егор Геращенко, а Коррихидора — Александр Водопетов.

На открытии фестиваля директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова поблагодарила организаторов и коллектив Большого театра за плодотворное сотрудничество, отметив, что проведение фестиваля в Херсонесе — это очень ответственная задача.

«Представляете, какая безграничная радость у нас, у севастопольцев, у гостей города и Крыма! Много ли кому из нас довелось побывать в Большом театре? А сегодня IV фестиваль оперы и балета мы открываем выступлением всемирно известных артистов Большого театра России и именно здесь, в Херсонесе», — заключила она.

И для артистов Большого фестиваль стал особенным — ведь это было их первое выступление после перерыва в гастрольном графике из-за пандемии.

Материал подготовила Татьяна Руснак
Фото музея-заповедника «Херсонес Таврический»

Похожие посты

В СЦКиИ состоялась трансляция концерта под руководством легендарного Юрия Башмета

22 сентября в Севастопольском центре культуры и искусств в рамках реализации национального проекта «Культура» состоялось открытие обновлённого виртуального концертного зала, действующего в рамках всероссийского проекта.

На волне эмоций: в Севастополе пройдёт кинофестиваль «Серебряная ставрида»

С 25 по 27 сентября в арт-галерее "Зелёная пирамида" пройдёт Международный фестиваль короткометражного и документального кино в Севастополе "Серебряная ставрида". Девиз фестиваля – "На волне эмоций!" – отражает концепцию: кино должно задевать у зрите

Вверх по карьерной лестнице: в чём ужас «Метода Грёнхольма»

20 сентября в театре имени Луначарского состоялся второй премьерный показ спектакля «Метод Грёнхольма» по одноимённой пьесе каталонского драматурга Жорди Гальсерана. Уйти с территории смелых экспериментов очень сложно: ч

СевГУ представляет первый фестиваль молодёжи UniFest

UniFest – это первый фестиваль в Севастополе для продвинутой молодёжи, где каждый студент и школьник сможет найти занятие по душе. Уже 10 октября новый современный

Залпы добра, любви и жизни: каким будет VII Севастопольский офицерский бал

27 сентября на площади Михайловской береговой батареи состоится VII Большой Севастопольский благотворительный офицерский бал «Победа!». В этом году он пройдёт под знаком двух юбилеев – 75-летия Победы в Великой Отечестве

Новости ForPost

Метки

живопись группа Ленинград Севастопольский военно-исторический музей-заповедник концерт Море опера дети Александр Петров Фёдор Достоевский спектакли Музей-заповедник "Херсонес Таврический" праздник Большие гастроли выставка Фонд «Живая классика» 9 мая Дмитрий Глуховский благотворительность Бесы VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Севастопольский ТЮЗ художники открытие сезона фестиваль творчество СевТЮЗ Крымский военно-исторический фестиваль Конкурс "Живая классика" выставки День рыбака Кванториум СЦКиИ музыка коронавирус Дворец культуры рыбаков Форум Таврида Клим Шипенко Федюхины высоты Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Григорий Лифанов Импровизационный батл пандемия вокал книги Севастопольский офицерский бал Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» Опера в Херсонесе День театра Живая классика Балаклава мастер-классы История Сергей Шнуров конкурс афиша Театр имени Луначарского карантин Театр им. Кукол Севастополь Театр танца им. Вадима Елизарова спектакль Большой севастопольский офицерский бал Херсонес кинофестиваль Святой Владимир Анна Каренина Динопарк шоу Херсонес Таврический балет театр Великая Отечественная война театр танца Вадима Елизарова Мастер и Маргарита Конкурс красоты роман "Текст" Достоевский Музеи онлайн ДКР поэзия онлайн-марафон Лев Толстой Театральная улица День ВМФ Молодёжь Международный день танца Психо Дель Арт 75 лет Победы Онлайн-экскурсии самоизоляция искусство Золотая балка фильмы Новый год в Севастополе театр Луначарского художник День Победы кино #WineFest Картины изоляция