«Кармен-сюита»: вершина карьеры легендарной Майи Плисецкой

03-08-2020 19:40

2 августа завершился IV Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес». В первом отделении публика рукоплескала оперным солистам Большого театра с мировыми именами и начинающим артистам, а во втором — в своё время новаторскому балету «Кармен-сюита». Яркая музыка постановки, интересная хореографическая концепция Алонсо, рождённая под влиянием неповторимой личности Плисецкой, пополнили балетный репертуар XX века. Да, спектакль претерпел немало критики, но выстоял, хоть и с изменениями.

В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. У неё не было недостатка в спектаклях, наоборот — из-за большой занятости приходилось отказываться от участия в некоторых спектаклях. Вместе с ростом славы росло и чувство творческой неудовлетворенности. Хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое.

«Танцевать Кармен мне хотелось всегда, — признавалась балерина. — Ну не с самого раннего детства, разумеется, но так давно, что первый импульс и припомнить не могу. Разве что выдумать?.. Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах — образ Кармен являлся первым», — отмечала Плисецкая.

Фото: zvezdagukovo.ru

В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет вместе с легендарным балетмейстером, родоначальником кубинского балета Альберто Алонсо.

«С первого же движения танцоров меня словно ужалила змея. До перерыва я досиживала на раскалённом стуле. Это язык Кармен. Это её пластика. Её мир».

В антракте она бросилась за кулисы и, разыскав Альберто Алонсо, без всяких предисловий, даже не поздоровавшись, выпалила: Альберто, вы хотите поставить «Кармен»? Для меня?

Фото: fiesta.ru

Альберто был согласен, но при одном условии. Он должен был обязательно вернуться на Кубу и, если к сроку придет официальное приглашение советского министерства, то только тогда он сможет вновь прилететь в Москву. «С готовым либретто», — пообещал он. Так и случилось.

20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита». Балет был поставлен очень быстро, а транскрипцию оперы Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки — всего за 20 дней.

Декорации к спектаклю, главную идею которого балетмейстер сформулировал ёмкой фразой «Вся жизнь Кармен — коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Борис Мессерер, главный художник МХАТ.

Фото: glamour.ru

Обескураженная новизной балета, публика отнеслась к премьере прохладно. Второй спектакль был намечен через день — 22 апреля, и тут пришло известие, что его отменяют.

«Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована. Надо пересмотреть концепцию. У меня большие сомнения, можно ли балет доработать. Это чуждый нам путь», — говорила министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

Балерина упрашивала, уговаривала, искала аргументы, подливала масла в огонь: как отреагирует товарищ Фидель Кастро, узнав, что в СССР запретили балет ведущего кубинского балетмейстера? Аргумент был весомым. Госпожа министр колебалась.

«Я сокращу любовное адажио, — обещала Плисецкая. — Все шокировавшие вас поддержки мы опустим. Вырубку света дадим».

Фото: krym.news

Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Дмитрий Шостакович, о чём он сообщил в Министерство культуры. Создатели «Кармен-сюиты», слишком непривычной, эротичной, нуждались в поддержке.

«На Кубе был интересный момент. Мы выступили, и к нам за кулисы явился с визитом Рауль Кастро. Он поздравил артистов. А Александра Лавренюка, исполнявшего роль Коррехидора, поприветствовал так: хэлло, коллега милитэр. Думаю, что этот немного чёрный юмор свидетельствовал о том, что он понял: это политический спектакль. Если и была в «Кармен» крамола для советской власти, то как раз эта, а не эротическая «подоплека». Впрочем, эротику та власть, как известно, тоже не жаловала».

(Майя Плисецкая, из интервью газете «Большой театр»)

Возобновленный в 2005 году, к 80-летнему юбилею легендарной артистки, балет с тех пор продолжает свою вторую жизнь на сцене Большого театра. В этом году его впервые смогли увидеть севастопольцы и гости города.

В завершающий день фестиваля роль Кармен исполнила заслуженная артистка России Анна Никулина.

В 2003 году балерина с отличием окончила Московскую государственную академию хореографии (МГАХ) и была принята в балетную труппу Большого театра, где в возрасте 19 лет впервые станцевала партию Одетты-Одиллии.

В её репертуар также вошли главные партии в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Корсар», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и многих других.

Роль молодого солдата Хозе исполнил Егор Геращенко, а Коррихидора — Александр Водопетов.

На открытии фестиваля директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова поблагодарила организаторов и коллектив Большого театра за плодотворное сотрудничество, отметив, что проведение фестиваля в Херсонесе — это очень ответственная задача.

«Представляете, какая безграничная радость у нас, у севастопольцев, у гостей города и Крыма! Много ли кому из нас довелось побывать в Большом театре? А сегодня IV фестиваль оперы и балета мы открываем выступлением всемирно известных артистов Большого театра России и именно здесь, в Херсонесе», — заключила она.

И для артистов Большого фестиваль стал особенным — ведь это было их первое выступление после перерыва в гастрольном графике из-за пандемии.

Материал подготовила Татьяна Руснак
Фото музея-заповедника «Херсонес Таврический»

 1,270 Всего просмотров



IV Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес», «Кармен-сюита», балет, Большой театр, Майя Плисецкая, Музей-заповедник "Херсонес Таврический", опера,

Поделиться:

Похожие посты

Выиграть в ящик: выбираем бюджетные адвент-календари

До Нового Года осталось чуть больше месяца, а значит — самое время позаботиться о подарках. С презентами близким разобраться не так сложно, а что подарить себе любимому? На помощь приходит главный тренд сезона — адвент-календари. ForPost-Афиша подобр

Сезон скидок: откуда взялась «Черная пятница»

25 ноября стартовала самая масштабная распродажа года. Сложно найти витрину, которую бы не украшала надпись: «Скидки!». А на первой странице маркетплейсов и онлайн-магазинов нас повсеместно встречает «Черная пятница». Но почему в этот день продавцы п

«Уэнсдэй»: хороший ремейк от Netflix?

Беспощадный конвейер ремейков добрался до классики моего детства. Так появился сериал «Уэнсдэй», посвящённый дочери семейства Аддамс. Удалось ли создателям не упасть в грязь лицом, или очередное продолжение заклеймят низкими рейтингами? Расскажу в эт

Познавая Пелевина: каким вышел новый фильм про писателя?

22 ноября свой день рождения отмечает самый популярный и загадочный писатель современной России — Виктор Пелевин. По случаю юбилея, режиссёр Родион Чепель попытался узнать больше о писателе, и создал одноимённый документальный фильм. Удалось ли ему р

Как футболисты играют на поле высокой моды?

Некоторые звёзды футбола любят чередовать газон стадиона с подиумом модного показа. Тем временем, эстетика спортивной формы всё активнее проникает в коллекции брендов. Вот и перед ЧМ-2022 Роналду и Месси сделали вирусный проект с Louis Vuitton. В это

Новости ForPost

Метки

фестиваль Конкурс "Живая классика" Психо Дель Арт Херсонес Таврический Живая классика ЦГБ им. Л.Н.Толстого Севастопольский ТЮЗ спектакли Фестиваль «Таврида — АРТ» Балаклава Музей обороны Севастополя Театральная улица Федюхины высоты самоизоляция История театр Россия Фёдор Достоевский поэзия Музеи онлайн ДКР 9 мая коронавирус Михаил Булгаков СЦКиИ Динопарк СевТЮЗ Александр Петров Сергей Безруков Картины художники дети Санкт-Петербург рецензия театр Луначарского Севастополь Виталий Либа Опера в Херсонесе карантин 75 лет Победы Крым Театр Лавренёва танцы выставки Конкурс красоты Клим Шипенко Фонд «Живая классика» Дворец культуры рыбаков Григорий Лифанов Мариинский театр День ВМФ Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Сергей Шнуров арт-отель "Украина" Севастопольский театр оперы и балета выставка Молодёжь изоляция Мастер и Маргарита Мода спектакль Бесы Валерий Либа балет живопись Театр имени Луначарского искусство Ольга Панкратова День Победы опера Афиша Севастополя Анна Каренина театр драмы "Психо Дель Арт" Эрмитаж творчество Достоевский Море Новый год кино Крымский военно-исторический фестиваль Херсонес Большой севастопольский офицерский бал мастер-классы книги Таврида-АРТ Андрей Маслов фильмы Театр танца им. В.А.Елизарова Золотая балка музыка концерт Театр им. Кукол художник Лев Толстой кинофестиваль Святой Владимир Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фестиваль «Природа Искусства» Великая Отечественная война праздник «Оперные вечера в Севастополе»