«Кармен-сюита»: вершина карьеры легендарной Майи Плисецкой
2 августа завершился IV Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес». В первом отделении публика рукоплескала оперным солистам Большого театра с мировыми именами и начинающим артистам, а во втором — в своё время новаторскому балету «Кармен-сюита». Яркая музыка постановки, интересная хореографическая концепция Алонсо, рождённая под влиянием неповторимой личности Плисецкой, пополнили балетный репертуар XX века. Да, спектакль претерпел немало критики, но выстоял, хоть и с изменениями.
В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. У неё не было недостатка в спектаклях, наоборот — из-за большой занятости приходилось отказываться от участия в некоторых спектаклях. Вместе с ростом славы росло и чувство творческой неудовлетворенности. Хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое.
«Танцевать Кармен мне хотелось всегда, — признавалась балерина. — Ну не с самого раннего детства, разумеется, но так давно, что первый импульс и припомнить не могу. Разве что выдумать?.. Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах — образ Кармен являлся первым», — отмечала Плисецкая.
Фото: zvezdagukovo.ru
В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет вместе с легендарным балетмейстером, родоначальником кубинского балета Альберто Алонсо.
«С первого же движения танцоров меня словно ужалила змея. До перерыва я досиживала на раскалённом стуле. Это язык Кармен. Это её пластика. Её мир».
В антракте она бросилась за кулисы и, разыскав Альберто Алонсо, без всяких предисловий, даже не поздоровавшись, выпалила: Альберто, вы хотите поставить «Кармен»? Для меня?
Фото: fiesta.ru
Альберто был согласен, но при одном условии. Он должен был обязательно вернуться на Кубу и, если к сроку придет официальное приглашение советского министерства, то только тогда он сможет вновь прилететь в Москву. «С готовым либретто», — пообещал он. Так и случилось.
20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита». Балет был поставлен очень быстро, а транскрипцию оперы Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки — всего за 20 дней.
Декорации к спектаклю, главную идею которого балетмейстер сформулировал ёмкой фразой «Вся жизнь Кармен — коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Борис Мессерер, главный художник МХАТ.
Фото: glamour.ru
Обескураженная новизной балета, публика отнеслась к премьере прохладно. Второй спектакль был намечен через день — 22 апреля, и тут пришло известие, что его отменяют.
«Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована. Надо пересмотреть концепцию. У меня большие сомнения, можно ли балет доработать. Это чуждый нам путь», — говорила министр культуры СССР Екатерина Фурцева.
Балерина упрашивала, уговаривала, искала аргументы, подливала масла в огонь: как отреагирует товарищ Фидель Кастро, узнав, что в СССР запретили балет ведущего кубинского балетмейстера? Аргумент был весомым. Госпожа министр колебалась.
«Я сокращу любовное адажио, — обещала Плисецкая. — Все шокировавшие вас поддержки мы опустим. Вырубку света дадим».
Фото: krym.news
Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Дмитрий Шостакович, о чём он сообщил в Министерство культуры. Создатели «Кармен-сюиты», слишком непривычной, эротичной, нуждались в поддержке.
«На Кубе был интересный момент. Мы выступили, и к нам за кулисы явился с визитом Рауль Кастро. Он поздравил артистов. А Александра Лавренюка, исполнявшего роль Коррехидора, поприветствовал так: хэлло, коллега милитэр. Думаю, что этот немного чёрный юмор свидетельствовал о том, что он понял: это политический спектакль. Если и была в «Кармен» крамола для советской власти, то как раз эта, а не эротическая «подоплека». Впрочем, эротику та власть, как известно, тоже не жаловала».
(Майя Плисецкая, из интервью газете «Большой театр»)
Возобновленный в 2005 году, к 80-летнему юбилею легендарной артистки, балет с тех пор продолжает свою вторую жизнь на сцене Большого театра. В этом году его впервые смогли увидеть севастопольцы и гости города.
В завершающий день фестиваля роль Кармен исполнила заслуженная артистка России Анна Никулина.
В 2003 году балерина с отличием окончила Московскую государственную академию хореографии (МГАХ) и была принята в балетную труппу Большого театра, где в возрасте 19 лет впервые станцевала партию Одетты-Одиллии.
В её репертуар также вошли главные партии в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Корсар», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и многих других.
Роль молодого солдата Хозе исполнил Егор Геращенко, а Коррихидора — Александр Водопетов.
На открытии фестиваля директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова поблагодарила организаторов и коллектив Большого театра за плодотворное сотрудничество, отметив, что проведение фестиваля в Херсонесе — это очень ответственная задача.
«Представляете, какая безграничная радость у нас, у севастопольцев, у гостей города и Крыма! Много ли кому из нас довелось побывать в Большом театре? А сегодня IV фестиваль оперы и балета мы открываем выступлением всемирно известных артистов Большого театра России и именно здесь, в Херсонесе», — заключила она.
И для артистов Большого фестиваль стал особенным — ведь это было их первое выступление после перерыва в гастрольном графике из-за пандемии.
Материал подготовила Татьяна Руснак
Фото музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Поделиться:
Похожие посты
«Первый номер»: глянец умер, да здравствует глянец!
«Злая: какой получилась экранизация бродвейского мюзикла?
Смотрим спектакли Большого театра, не выходя из дома
Подробнее
Как устроен «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки
«Дети перемен»: криминальная драма в духе «Слово пацана»
Новости ForPost
- В Севастополе жители дома взяли торговцев в железные сети
- Что остановит нашествие алкоголиков на Севастополь?
- Севастопольская культура прирастет металлодетекторами и антитеррористическим спектаклем
- Севастопольцам приходят штрафы за нарушения полуторагодовой давности
- Экс-заместитель Развожаева бывший вице-губернатор Горлов отказался участвовать в апелляции
- Севастополец Андрей Шульга умер в госпитале после ранения в боях на Курском фронте
- Балаклавскую бухту в Севастополе продолжат закрывать с моря
- В Севастополе объяснили рост цен
- Жители севастопольского дома боятся заходить в лифты
- Во сколько обошлась Севастополю «Избушка рыбака»