Канье Уэст: отменить нельзя простить
Культура отмены — главный хит сезона последних нескольких лет. Она позволяет почувствовать себя причастным к «благородному делу», а по силе несравнима ни с чем другим: из-за обвинения человек может потерять работу, рекламные контракты, связи. Что с культурой отмены сейчас? Как она приходит в Россию? И почему Канье Уэст — король кэнселлинга? Отвечаем в этой статье.
Кэнселлинг — публичное бойкотирование персоны за какое-либо совершённое действие — стал широко распространяться в западном интернете в 2018 году. Тогда, на фоне роста антирасистского движения Black Lives Matter в США, многим блогерам «припомнили» оскорбительные высказывания. Карьеры некоторых пошли крахом, других — серьёзно пострадали, но выстояли.
Канье Уэст: тот, кого нельзя отменить
В 2018 впервые «отменили» и Канье Уэста — известного рэпера, музыкального продюсера и дизайнера. Сейчас его по праву можно назвать «королём кэнселлинга». Тогда он опубликовал в Твиттере* фото в кепке с надписью «Make America Great Again» и назвал президента Трампа своим братом. В результате от Уэста отписалось около 9 млн подписчиков, среди которых множество голливудских актёров и исполнителей.
В 2022 Канье Уэст, — а точнее Ye (новое имя рэпера), — вернулся, и всего за несколько дней успел оскорбить своими высказываниями буквально всех. Всё началось с показа бренда Yeezy на Неделе моды в Париже, где Уэст презентовал новые футболки с надписью White Lives Matter. Именно с фразой «жизни белых важны» обычно выступают противники движения BLM. Сразу после Ye выложил в сторис своей страницы в Instagram* белую надпись на тёмном фоне.
«Все знают, что Black Lives Matter было аферой. Теперь она кончилась, не благодарите», — гласит сообщение.
Один против всех
На следующий день рэпер Diddy осудил создание подобных футболок, и призвал публику не покупать их. В ответ на это Канье Уэст опубликовал пост, который позже назвали антисемитским. В переписке с рэпером он намекнул, что Diddy контролируют влиятельные евреи. В итоге данный пост удалили за «нарушения», а на аккаунт автора «наложили ограничения».
Это вынудило исполнителя вернуться в Твиттер*, где он не был активен с 2020 года — так Канье Уэст бойкотировал выборы президента США. Сперва он обвинил Марка Цукерберга в блокировке своего аккаунта в Instagram**, а после опубликовал сообщение «против еврейского народа»:
«Я сейчас немного сонный, но когда я проснусь, я перейду в смертельный режим 3 против ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. Смешно, что я-то на самом деле не могу быть антисемитом, потому что темнокожие люди — на самом деле евреи, а вы, ребята, со мной игрались и пытались прокатить любого, кто против вашей повестки».
Данный твит был удалён за нарушение правил соцсети, а аккаунт Канье — заблокирован. В этот раз исполнитель не смог отделаться лишь осуждением своих коллег — компания Adidas сообщила, что пересмотрит своё сотрудничество с рэпером. Forbes сообщил, что, если она расторгнет контракт с Уэстом, то Йе перестанет быть миллиардером: сейчас журнал оценивает состояние рэпера в два миллиарда долларов, из которых полтора миллиарда — контракт с Adidas. Не будем также забывать, что он — не единственный креативщик в мире модных брендов. Есть и другие.
Канье Уэст не сдаётся
Однако риск потерять 75% своего дохода не испугал Канье. 10 октября он выложил на YouTube документальный фильм под названием «Last Week», который рассказывает о недавних деловых встречах и личных делах артиста. В одном из фрагментов «Last Week» Уэст срывает встречу с двумя руководителями Adidas, проигрывая порнографическое видео. Держа свой телефон рядом с лицом руководителя, рэпер настаивает на том, что голос актёра в видео похож на голос руководителя, который пытается восстановить профессиональную обстановку. Точное время съёмки клипа неизвестно, но, судя по разговору, это произошло сразу после того, как Канье Уэст расторг свой 10-летний контракт с брендом Gap в сентябре.
Несмотря на всё это, сам исполнитель уверяет: он «вне культуры отмены» и уверен в своей неуязвимости перед этим явлением. В этом его поддерживает другой «король кэнселлинга» — Илон Маск. Он поддержал возвращение Уэста в Твиттер*, написав: «С возвращением в Твиттер, мой друг!». Ранее самого Маска неоднократно критиковали за неоднозначные высказывания, политику компании Tesla в отношении сотрудников, политические взгляды и многое другое.
А что в России?
В 2020 году эта культура пришла в Россию, явившись первым громким прецедентом «отмены» медийной персоны. Ей стала Регина Тодоренко — во время интервью журналу PeopleTalk она допустила неосторожное высказывание о домашнем насилии. Фраза «А что ты сделала, чтобы он тебя не бил?» стоила ведущей звания «Женщины года» и контрактов с брендами J7, Pampers, Aussie. С тех пор было множество попыток отменить кого-то, но культура отмены слабо приживается в России — она редко выходит за рамки обсуждений в Твиттере* и подогревается только подростковой аудиторией.
Сейчас явление культуры отмены всё чаще осуждается: учёные называют это современной формой остракизма, а звёзды говорят об использовании кэнселлинга как инструмента запугивания и замалчивания.
*Социальная сеть запрещена к использованию на территории РФ.
**Социальная сеть принадлежит компании Meta, которая объявлена в России экстремистской организацией, деятельность компании в РФ запрещена.
Елена Фокина
Фото: theguardian.com, the-flow.ru, thesouthafrican.com, youtube.com