Как «Сад. Раневская» прорабатывает психологические травмы и показывает нас такими, какие мы есть

02-12-2025 07:11
Раневская сад спектакль

Спектакль «Сад. Раневская» (16+) по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишнёвый сад» (12+) прошёл в Севастополе.

Обложка: Наташа Попова

Постановка Наташи Поповой — это исповедь женщины, которую бы в наши дни назвали заблудшей. Её главная жизненная заслуга в том, что она любила. По-настоящему. При этом оба её любовных опыта — законное замужество и роман с неизвестным мужчиной после смерти супруга — имели деструктивный характер. Ибо бывший муж Любови Андреевны Раневской (в исполнении Ксении Кузнецовой), прокутив её состояние, умер оттого, что много пил. А любовник, с которым она завязала роман уже за границей, разорил её и ушёл к другой.

Но даже в таких обстоятельствах она продолжает его любить. Во всяком случае сама в этом признаётся, когда получает от него телеграммы из Парижа, в которых тот кается в содеянном, снова признаётся в любви и просит вернуться.

Вероятно, в наши дни любой бы, даже начинающий психолог выдал бы такой женщине диагноз «синдром жертвы». Чехов не вдаётся в детали её детства, чтобы выявить, что стало причиной появления такого синдрома, однако сообщает, что Раневская потеряла семилетнего сына Гришу, утонувшего в реке. Быть может, психике Любови Андреевны этот смертельный инцидент нанёс непоправимую травму, и он стал триггером всех последующих событий.

В частности, привёл к тому, что она была вынуждена уехать за рубеж на пять лет, в течение которых сама же разбрасывалась деньгами, стараясь заглушить мучительную боль потери. А это в свою очередь привело к тому, что помещица обросла многотысячными долгами и лишилась имения с сокровенным вишнёвым садом, которое продали на торгах.

Фото: Евгения Рогова

Трагедия свершилась. И причины тому — экзальтированность главной героини, слабость её характера, нежелание понять суть момента, но главное — мощная социальная трансформация капиталистической России, вступающей в XX век, в котором страну ожидает жуткая череда глобальных потрясений: революций, войн и развал Советского Союза.

Потеря как приобретение и наоборот

Важная особенность постановки Наташи, интерпретирующей чеховский «Вишнёвый сад», состоит в том, что она смещает акцент с остро социальной проблематики пьесы на психологическую. «Сад. Раневская» — это сугубо личная, камерная история запутавшейся женщины, которая не смогла совладать с крутыми жизненными обстоятельствами. И это делает реплику пьесы 120-летней давности невероятно актуальной в наши дни.

Уже с первых минут спектакля видно, что Раневская на грани нервного срыва. На грани надрыва. На грани вопля. Кажется, с ней вот-вот случится припадок. Свидетельство тому — частые перепады настроения, сильные эмоциональные качели, когда непонятно, чего хочется: не то чаю, не то повеситься.

Причём эта переменчивость выражается не только в поведении, но и в отношении ко всему происходящему здесь и сейчас. В частности, прямо противоположные чувства испытывает героиня к поместью. С одной стороны, это дом её детства, сохранившего тёплые радостные воспоминания, а с другой — место, где погиб её сын, место, от которого надо бежать. Причём бежать из страны, в Париж, где всё так красиво, легко и радужно.

Фото: Евгения Голобурдина

Однако природная мудрость Раневской, несмотря на ложные экстазы радости, дают понять зрителю, что она сама не верит в то, что внешним парижским блеском и переменой места сможет заглушить свою боль. Она осознаёт, что обречена. Трагедия свершилась, причём очень давно. Возможно, в глубоком детстве. И сейчас она только расцвела во всей своей ужасающей «красе».

Но спасение есть. Спасение души Любови Андреевны, лившейся абсолютно всего, в том числе драгоценного для неё вишнёвого сада, — есть. Спасение находится в умении любить. В её способности, несмотря на боль, продолжать любить. Любить жизнь, любить людей, любить бога. И бог, вероятно, отвечает ей взаимностью. Во всяком случае, она готова ко встрече с ним.

И хотя создаётся иллюзия, что в рамках земного бытия Раневская проиграла по всем фронтам, на духовном уровне она оказывается победительницей. Она, несущая свой крест, сама становится репликой образа Христа, божьего человека, принёсшего миру чистую и бескорыстную любовь.

Фото: Руслан Микаилов

Раневская побеждает купца Лопахина (в исполнении Николая Нечаева), своего главного оппонента, воплощение краха её дворянского мира. Поначалу тот с трудом скрывает зловещую радость от приобретения имения. Для него эта покупка как символ реванша, ведь он смог опрокинуть бояр, которым прежде прислуживал. Но в конце театрального действа, когда с неба на Раневскую нисходит божественный свет, Лопахин уныло сидит в темноте, на досках как символе погубленного им сада.

Минутная радость купца улетучивается. Ведь он способен жить лишь в парадигме материального мира. В парадигме купли-продажи. И то духовное, то вечное, то божественное, с чем соприкасается в этот момент Раневская, ему непосильно. Лопахин обречён. Как обречён каждый обыватель в наши дни оставаться пустым, если поставил себе за цель обретать «счастье» за счёт каждой новой покупки. Ведь приобретение не даёт счастье. Оно лишь обрекает на желание получения новой покупки.

Фото: Руслан Микаилов

Раневская откровенничает купцу, что он очень быстро живёт, что у него нет времени подумать, что жизнь у него дурацкая, в ней нет места чуду. А в её жизни — есть. Она искала смысл жизни, а он здесь, в имении, среди вишнёвых деревьев. Другое дело, что поняла она это слишком поздно.

Трансформации

По законам драматургии оба персонажа к концу постановки меняются. Раневская переходит на новый, духовный, уровень, а Лопахин — наконец демонстрирует своё истинное лицо. Если в начале спектакля он робок, заикается, продолжает ещё по привычке прислуживать своей бывшей госпоже и в какой-то момент проявляет к ней чувства, похожие на нежность, то с приобретением имения сбрасывает с себя оковы лицемерия, демонстрируя клыки типичного хищника-капиталиста.

Фото: Руслан Микаилов

Очарование постановки Наташи Поповой ещё и в том, что ей удаётся донести мощный эмоциональный посыл минимумом декораций и числа актёров. И хотя в спектакле играют двое, по сути, «Сад. Раневская» — это моноспектакль, который держится на крепкой часовой игре актрисы Ксении Кузнецовой.

Руслан Микаилов

Loading



«Сад. Раневская», Антон Чехов, Наташа Попова, рецензия, спектакль, театр,

Поделиться:

Похожие посты

Как «Сад. Раневская» прорабатывает психологические травмы и показывает нас такими, какие мы есть

Спектакль «Сад. Раневская» (16+) по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишнёвый сад» (12+) прошёл в Севастополе.
Обложка: Наташа Попова
Постановка Наташи Поповой — это исповедь женщины, которую бы в наши дни назвали заблудшей. Её главная жизненн

Зловещая Долина: за что отменяют народную артистку

Певица Лариса Долина теперь в немилости. Люди массово возвращают билеты на еë концерты, а бренды высмеивают артистку и отказывают в обслуживании. Рассказываем, почему Долина попала под культуру отмены и что за эффект назвали в её честь.
Обложка:

Это уже совсем другая история: за что мы любим тру-крайм

Ничто так не расслабляет после долгого рабочего дня, как чашечка ароматного чая и… леденящий душу тру-крайм. Но почему нам нравятся истории о преступлениях, убийцах и жертвах? Разбираемся в феномене тру-крайма и советуем, что посмотреть, послушать и

Проявление божественного в виде морского шторма показали в Севастополе

Персональная выставка «Сердце моря» (0+) художницы Натальи Нестеровой открылась в Севастополе. В экспозиции, состоящей из серий «Чёрное море», «Шторм века» и «Эмоции», представлены акварели мастера, посвящённые морским штормам и эмоциям, которые те в

Клавиатура как метафора жизни: в Севастополе представили работы, вдохновлённые клавишами

Мультидисциплинарная выставка Clavier (16+) — проект творческого объединения «Форма места», который собрал 25 художников, фотографов и перформеров из Крыма и Севастополя, — открылась в арт-пространстве «10й ДОМ». Концепция экспозиции строится вокруг

Новости ForPost

Метки

куда сходить афиша Севастополь Balenciaga хоррор BLACKPINK музыка 2025 K-pop Севастопольский театр оперы и балета Российские сериалы современное искусство фэнтези СевТЮЗ Театр им. Кукол спектакль кино Афиша Севастополя музыка 2023 Психо Дель Арт мода и стиль игры 2023 опера музыка фестиваль Театральная улица Крым живопись Аниме выставки Новый год Севастополь Большой севастопольский офицерский бал сериалы 2025 Обзор аниме 2024 Мода Игры 2025 мультфильмы 2023 Григорий Лифанов Клим Шипенко мультфильмы фильмы 2023 театр книги Александр Петров ДКР фильмы ужасов Неделя моды театр Луначарского Неделя моды в Париже мастер-классы мультфильмы 2024 Билли Айлиш фильмы 2024 искусство сериалы 2023 Херсонес обзор аниме карантин арт-отель "Украина" Тейлор Свифт детектив балет 9 мая изоляция сериалы 2024 концерт Театр имени Луначарского рецензия поп-музыка Дворец культуры рыбаков "Кинопоиск" Херсонес Таврический Хаяо Миядзаки Модный показ коронавирус аниме 2025 музыка 2024 выставка Конкурс "Живая классика" комедия Charli XCX театр драмы "Психо Дель Арт" поэзия Фильмы 2025 художники Музей-заповедник "Херсонес Таврический" игры 2024 Netflix Dior фильмы скандал Российские сериалы 2025 СЦКиИ Севастопольский ТЮЗ рэп Золотая балка День Победы российские фильмы спектакли праздник