Избежать ловушки арт-бизнеса: как выбрать картину и не ошибиться

30-10-2020 19:52

Горизонтальные картины — лучше, чем вертикальные. Яркие цвета продаются лучше, чем блеклые. Натюрморт с цветами стоит дороже, чем натюрморт с фруктами, а роза — дороже, чем хризантема. Как вам такие любопытные факты, о которых пишет знаток искусства Дональд Томпсон в своей книге «Как продать за $12 миллионов чучело акулы»? Вместе с севастопольскими художниками разберёмся, есть ли единые критерии, определяющие выбор картины и всё ли решает бренд.

Портрет привлекательной женщины или ребенка будет стоить дороже, чем портрет пожилой женщины или несимпатичного мужчины.

Бретт Горви, один из руководителей отдела современного искусства в штаб-квартире «Кристис», утверждает, что можно распределить цвета от наилучшей продаваемости к наихудшей: красный, белый, голубой, желтый, зелёный и чёрный.

Обнажённая натура дороже, чем скромность, а обнажённое женское тело дороже, чем мужское. Сюжетные работы продаются лучше, чем пейзажи.

Спокойная вода на картине увеличивает её стоимость, бурная вода   уменьшает. Кораблекрушение стоит ещё дешевле (как хорошо, что Айвазовский об этом не знал).

Чистокровные собаки дороже дворняжек. Скаковые лошади дороже упряжных.

Если на картине присутствует дичь, то чем дороже обходится охота на неё, тем больше она увеличивает стоимость картины. К примеру, рябчик втрое дороже утки. Существует и более конкретное правило: картины с коровами никогда не продаются по хорошей цене. Никогда!

Об этом пишет профессор Гарварда, известный экономист и знаток искусства Дональд Томпсон в своей книге «Как продать за $12 миллионов чучело акулы». Он подробно рассказывает обо всех составляющих мира современного искусства: дилерах, аукционных домах, галереях, коллекционерах, арт-брендах и начинающих художниках. Томпсон приводит скандальные подробности и открывает читателю шокирующую правду о рыночных механизмах арт-бизнеса.

Автор рассказывает о том, как один предприимчивый дилер в сфере искусства пытался (и небезуспешно) продать мёртвую рыбу за баснословные деньги.

Первая проблема, с которой столкнулся продавец — цена. Другая, но не менее важная проблема — тот факт, что весит это произведение чуть больше двух тонн. Эта чуть ли не пятиметровая «скульптура» тигровой акулы установлена в гигантской стеклянной витрине и имеет креативное название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Был и ещё один повод для беспокойства. В мире искусства многие сомневались в том, что это чудо вообще можно назвать произведением искусства. Но, что не поддаётся сомнению — то, какую роль играет бренд и другие тонкости, но об этом уже подробнее читаете в книге.

Ну а что думают севастопольские художники по поводу наблюдений, приведённых в отрывке зарубежного автора? По мнению председателя Севастопольской региональной общественной организации «Творческий союз художников Севастополя» Сергея Берлова, отрывок из книги Томпсона укладывается в алгоритмику public relations: за высокую цену продаются картины авторов, имеющих наработанный имидж.

Читайте также: На лондонском аукционе Sotheby’s новый шедевр Бэнкси продали менее чем за 10 минут.

«Картина как иллюстрация благосостояния», где сюжеты демонстрируют «символы богатства». Именно так трактует слова Томпсона искусствовед-маркетолог, председатель Севастопольского отделения Союза дизайнеров России Венера Курмаева.

По её мнению, такой подход не имеет никакого отношения с коллекционированием произведений искусства. К тому же здесь отсутствует техника исполнения, упоминание направления / течения в живописи (авангард, импрессионизм, супрематизм и т.д).

«То, что продаётся на аукционах — не входит в круг широких интересов. Эти произведения — вложения, как в акции, которые всегда только растут. Поэтому тем, кто планирует купить произведение живописного искусства, следует задать себе вопрос: это вложение или нужно, чтобы «пустоту в проёме между окнами заполнить». Если хотите долгосрочное вложение, то обращайтесь к специалисту, который поможет сориентироваться в мире современного искусства. Агенты по продвижению произведений искусства учатся не меньше врачей, востребованы больше».

Художник Руслан Микаилов советует руководствоваться двумя критериями — именем автора и собственными ощущениями, которые появляются при взгляде на картину. А уже потом думать о том, по карману ли покупка. Со вторым критерием полностью согласна московская художница Ирина Ива. Вызывает ли картина отклик в душе? Вот главный вопрос.

О явной закономерности продажи картины и её умелым продвижением говорит и севастопольский художник, поэт Тихон Синицын. Вместе с тем отмечает, что общих правил здесь не существует.

«Всё зависит от ситуации и цели покупки, особенностей референтной группы, — говорит Тихон Синицын. — Например, если картина кисти Рэмбранта с изображением старика, то, конечно, её купят. Аналогично с изображением мужских портретов. Примеров — уйма. Формат тоже не принципиален: и вертикальный, и горизонтальный, и квадратный могут иметь спрос. Важен контекст и пространство, где они размещены».

По его мнению, цену картины увеличивает не сюжет со спокойной или бурной водой, а имя автора и узнаваемость бренда. Разбираться в качестве можно лишь после изучения основ истории искусств, получения профессионального образования.

Художник обращает внимание и на регион, где продаются картины. Немудрено, например, что в Крыму часто продают горизонтальные панорамные морские пейзажи с яхтами и береговыми скалами. Их массово покупают как региональный сувенир.

О нюансах предпочтений в зависимости от имени автора, региона и страны рассказал ForPost-Афише и художник Анатолий Дымант:

«В Китае, например, натюрморт с мёртвой рыбой очень сложно продать, а в Голландии — вполне, если речь идёт о классическом голландском натюрморте. Картина с чистокровными собаками может стоить дороже, чем с дворняжками в том случае, если это изображение собак состоятельного заказчика. Портрет старика будет иметь высокую стоимость и востребован не меньше портрета красивой девушки, если это профессиональный портрет известного автора или портрет близкого заказчику человека. Так как люди в большинстве случаев хотят видеть радость, молодость и позитив, то чаще привлекают яркие картины».

По словам художника, в коллекционировании картин наблюдается другая тенденция — больше пользуются спросом работы с негативным окрасом. В основном это относится к современному искусству, особенно на Западе.

«Рынок современного искусства превратился в арену состязаний. Ставки в игре велики. А подпитывается она колоссальным количеством денег и, конечно, бешеного самолюбия, — считает основатель одного из креативных агентств Алексей Иванов. — Произведения искусства определяется известностью и авторитетом художника, арт-дилера или аукционного дома, а также тщеславием коллекционера. Качество произведения в этот список, увы, не попадает. Ценность произведения современного искусства не зависит от мастерства художника. Не зависит от того, сколько времени ушло на его создание».

Стать счастливым обладателем прекрасного произведения искусства можно и не имея миллионы. Как выбрать картину и не обмануться в цене?

Советы Анатолия Дыманта

  • Всё индивидуально. Выбор и покупка картины — личное решение каждого человека, которое зависит от степени вовлечённости в искусство.
  • Интерьер. В обстановку со сдержанными тонами впишется картина со сдержанными оттенками. Дизайнеры интерьеров могут предложить варианты, которые будут гармонично смотреться в общем пространстве комнаты или гостиной.
  • Ценообразование. Любая хорошая картина не может стоить дёшево. Исключение составляют работы молодых, начинающих и ещё неузнаваемых широкой аудиторией авторов.
  • Выгоднее покупать картину у художника, чем в галерее или салоне, чтобы не переплачивать из-за наценки.
  • Художественный рейтинг. Он устанавливает ценовые рекомендации для художников, имеющих ту или иную рейтинговую категорию. Узнайте об авторе и сравните цены. Хотя, как правило, цену устанавливает сам автор. Покупать или нет — решаете вы.
  • Аукционы. На онлайн-аукционах за небольшие деньги можно купить неплохую картину, но многое зависит от удачи. Нужно разбираться в произведениях искусства, чтобы не упустить важные детали. Смело можно приобретать картины, которые выставляют известные аукционные дома. Ориентируйтесь на личные предпочтения и финансовые возможности.
  • Помощь. Обратитесь к специалистам. Почему бы не посоветоваться с художником или искусствоведом? Можно проконсультироваться в художественной галерее и там же купить картину.
  • Автор — кто он? Перед покупкой лучше узнать подробнее об авторе. Если можете познакомиться с художником, не упустите возможность. Ведь помимо эстетической и инвестиционной составляющей картина несёт энергетику автора.
  • Насмотренность. Посещайте художественные выставки, галереи, общайтесь с художниками. Подпишитесь на авторитетные группы и страницы в соцсетях на тему искусства, просматривайте их. Со временем придёт понимание того, какая картина заслуживает внимания, а какая нет.

Татьяна Руснак

Фото автора, picorgi.com, artguide.com, pixabay

 

 

 

 873 Всего просмотров



бренд, изобразительное искусство, Картины,

Поделиться:

Похожие посты

Будущее на подиуме: «Жидкое платье» Беллы Хадид и другие инновации моды

Сегодня к финалу подходит одно из четырёх грандиозных событий мира моды — Paris Fashion Week Spring/Summer 2023. За уходящую неделю подиум Парижа открыл для нас не только трендовые цвета и фасоны, но и стал местом для настоящего перформанса будущего.

Октябрь: дайджест месяца

К началу каждого месяца ForPost-Афиша собирает для вас список самых интересных новинок, на которые стоит обратить своё внимание. Как провести время в октябре — уже в этом дайджесте.

Почитать:

Своё, родное: что модные российские бренды предлагают этой осенью?

Осень 2022 стала прорывом в мире моды. Но что делать, если за окном непогода, а из торговых центров пропали любимые магазины? ForPost-Афиша предлагает решение, обращаясь к российским брендам одежды в поисках самых стильных образов сезона. Многие ж

«Блондинка»: хроника страданий Мэрилин Монро

Спустя 60 лет Мэрилин Монро продолжает оставаться культовой персоной мира Голливуда. Её стиль — в творчестве тысяч «вдохновившихся», а сияющее от улыбки лицо — на рекламных постерах и старых афишах. Но реальная жизнь дивы не была лишена страданий. Им

«Осенний приём»: как в Севастополе будут возрождать культуру меценатства?

24 сентября в бизнес-центре «Царская пристань» состоялся «Осенний приём». Представители власти, бизнеса и искусства собрались с весьма амбициозной целью — возродить в Севастополе традиции меценатства. О самом вечере и перспективах, которые он открыва

Новости ForPost

Метки

Виталий Либа Конкурс красоты арт-отель "Украина" фестиваль «Природа Искусства» Херсонес Таврический Мариинский театр Опера в Херсонесе коронавирус Сергей Шнуров Михаил Булгаков Крым Психо Дель Арт Россия Великая Отечественная война Александр Петров концерт поэзия фильмы фестиваль Ольга Панкратова Музеи онлайн Картины День Победы Международный день танца Эрмитаж Театр Лавренёва Живая классика онлайн-марафон Григорий Лифанов Федюхины высоты Динопарк опера Музей обороны Севастополя Клим Шипенко Севастопольский военно-исторический музей-заповедник искусство театр Луначарского мастер-классы СЦКиИ Севастопольский ТЮЗ Фестиваль «Таврида — АРТ» Молодёжь Театр имени Луначарского Афиша Севастополя ЦГБ им. Л.Н.Толстого Театральная улица танцы Лев Толстой театр драмы "Психо Дель Арт" художник Большой севастопольский офицерский бал выставка спектакли Балаклава творчество музыка пандемия День ВМФ Санкт-Петербург театр Анна Каренина Мастер и Маргарита художники изоляция 75 лет Победы Севастопольский театр оперы и балета Андрей Маслов Достоевский карантин 9 мая Большие гастроли История живопись Таврида-АРТ Фёдор Достоевский Золотая балка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" кино «Оперные вечера в Севастополе» Херсонес ДКР Крымский военно-исторический фестиваль кинофестиваль Святой Владимир СевТЮЗ Дворец культуры рыбаков спектакль Севастополь праздник Море Сергей Безруков самоизоляция Театр им. Кукол Бесы Конкурс "Живая классика" Валерий Либа Фонд «Живая классика» книги дети балет выставки