Изба-читальня: гениальная повседневность охотника за душами

11-05-2022 19:51

Когда ты его читаешь – ты уже заранее знаешь, что можешь рассчитывать либо на гениальную повседневность, либо на великолепный магический реализм, — пишет в своей рубрике «Изба-читальня» Павел Кухмиров. Ну, или на то и другое вместе взятое. И это будет написано роскошным литературным стилем с потрясающими описаниями и чем-то таким, что как-то незаметно берёт тебя за душу. Мураками всегда медленно и постепенно нагнетает сюжет, а потом в финале эмоционально разрывает. Он словно охотится за твоей душой. В хорошем смысле слова. И вот я снова его читаю. Что ж, поделюсь с вами, чем меня порадовали на этот раз.

«ПОСЛЕМРАК»

Кроткий роман, больше похожий на длинную повесть. Хоть и говорят, что это самая нетипичная книга данного автора, но я с таким утверждением категорически не согласен – это ОЧЕНЬ сильно для Мураками. И нет, он не экспериментирует со стилем – он наоборот доводит некоторые аспекты собственного стиля до абсолюта. В частности, то, что Мураками немыслимо кинематографичен (не устану это повторять), здесь представлено максимально – некоторые сцены (например, эпизоды со спящей Эри) являются практически готовыми раскадровками.

Сюжета, как такового, у книги нет. Её повествование – это просто отрезок жизни. И такое, кстати, классический японский приём, наиболее блестяще использованный такими авторами, как Кавабата Ясунари («Старая столица», «Стон горы»). И в это повествование ты неспешно входишь, как в реку. Затягивающая, обволакивающая атмосфера рассказа поглощает тебя очень быстро. Гений описаний Мураками верен себе – он мгновенно рисует у тебя перед глазами полную картину того, о чём он говорит. События романа разворачиваются в течении одной ночи в Токио. И ночь – это, пожалуй, главный герой книги. Мистическое пространство между уходящим и наступающим днём.

Люди в этой ночи, как звёзды – далёкие и мерцающие. Люди – это миры, находящиеся на немыслимом расстоянии друг от друга. И главные герои – Мари и Такахаси – это два мира, случайно столкнувшиеся друг с другом. Их истории – это та самая гениальная повседневность с вкраплениями магического реализма, о которой я только что говорил. Нечто, напоминающее другую книгу того же автора «1Q84» и, одновременно, культовый фильм «Ночь на земле» Джима Джармуша (кто в теме, тот поймёт, о чём я). Грустная и светлая притча в декорациях ночной забегаловки, лав-отеля и круглосуточного супермаркета «7-Eleven». И я задаю себе вопрос: вот что такого в этой истории и почему по итогу она цепляет тебя за какие-то неведомые струны души, достаёт до сердца? Задаю его снова, как и каждый раз после каждой книги Мураками. Как это у него получается? Может это и в самом деле магия. Волшебство в повседневности…

По поводу необычного стиля романа, до меня вдруг внезапно дошло, в чём там дело: это же джем-сэйшен! Джазовая импровизация, на что автор (страстный поклонник джаза) несколько раз намекает в тексте. Что ж, у него получилось. Книга небольшая и её можно прочитать за вечер. Или за ночь. Сидя в ночном кафе, окутываясь его атмосферой и чувствуя послемрак приближающегося рассвета…

А может и дождаться рассвета. «Ведь эта ночь только что миновала. И до прихода следующей у нас ещё есть какое-то время» (с).


«ТОКИЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ»

Небольшой сборник рассказов, в которых автор обыгрывает некоторые «городские легенды», существующие везде и, подчас, имеющие весьма странные формы. Впрочем, здесь не стоит ожидать какого-либо магического реализма. По факту, он даже в минимальной степени присутствует только в последней истории про обезьяну, похищающую чужие имена. В остальном же это просто рассказы «за жизнь», оформленные не самым обычным образом. Довольно занятные, но отнюдь не волшебные и не мистические. Это, скорее, некая литературная разминка самого Мураками – своего рода пробы пера, собранные впоследствии в один сборник. Читать интересно, но в плане рекомендации, скажу так: если Мураками вам нравится – читайте, а если нет – то и не тратьте время. Данная книга, что называется, для фанатов. И этим всё сказано.


«СТРАНА ЧУДЕС БЕЗ ТОРМОЗОВ И КОНЕЦ СВЕТА»

Это было круто… Книгу я дочитал уже больше суток назад и, честно говоря, под впечатлением нахожусь до сих пор. Мураками снова ухитрился вызвать у меня предельно богатый спектр эмоций. И самым первым на сей раз стало удивление. Да, именно оно. Данного автора я предпочитаю читать не спойлеря сюжет и совершенно не представляя того, о чём будет книга. Здесь было то же самое. И попытайтесь себе представить, что я испытал, поняв, что это – фантастический роман. Да не просто фантастический, а соединяющий два жанра, вообще не сочетающиеся друг с другом – жёсткий киберпанк и фэнтези (причём, лирическое). Вот и вообразите себе, ЧТО мог сотворить в этих жанрах Мураками. Ну, собственно, он и сотворил.

Сказать, что я был дико заинтригован – просто не сказать ничего. Говорю сразу: я не обманулся. Это произведение определённо будет в списке книг года. Не удивлюсь, если даже в верхней его части.
Сюжет разделён на два совершенно отдельных повествования. А может даже на два почти отдельных сюжета, где действие происходит в двух мирах. Абсолютно разных мирах. Первый: мир киберпанка в стиле Уильяма Гибсона – недалёкое будущее, где появились люди, использующие для глубокой обработки данных собственный мозг, где правят жестокие корпорации (легальные и подпольные, на деле оказывающиеся одной многоголовой гидрой), где под землёй живут древние монстры (допотопные соседи человека, которых он побеспокоил на свою голову), а сумасшедшие учёные ведут эксперименты по «улучшению» эволюции человека.

Второй: очень странный сказочный мир, где живут единороги и где находится город, попадая в который люди отдают свою тень стражу, сидящему у ворот. Город, где люди теряют себя, погружаясь в вечность без забот и потерь. Спокойную жизнь в комфорте, с исполнением желаний, при этом не имея ни грусти, ни потери, ни любви. Мир, пронизанный осенней грустью Толкиена и Урсулы Ле Гуин. Упоительно красивый, описанный тем, кто является гением описаний (не устану это повторять). Настоящее волшебство светлой печали.

Повторюсь: это не просто два повествования. Это две истории. Два ритма. Два разных художественных стиля. Почти что две полноценные книги. Они практически не пересекаются, а очень замысловато переплетаются друг с другом, образуя даже не единый рассказ, а узор: кружево, сплетённое из двух нитей разного цвета. Не удивлюсь, если Мураками и писал их по-отдельности, разнеся по времени.

И где-то до половины книги ты читаешь типичную фантастику (которой лично я от великого мастера повседневности и магического реализма не ожидал от слова «вообще»). Но Мураками остаётся верен себе. И эта книга вдруг оказывается очень пронзительной притчей с глубоким смыслом, что без грусти, утрат и разочарований не будет ни радости, ни счастья, ни любви. И совершенный мир, построенный на отказе от всего этого, ни разу не прекрасен. Такое стерильное совершенство – это уродство.

В литературном смысле книга просто великолепна. И стилистически, и по содержанию. Кроме того, Мураками – это буквально воплощение современной культуры в хорошем смысле слова. Его тексты переполнены отсылками к книгам, музыкальным композициям и фильмам. Они – настоящая нить текста. Причём, настолько, что наши нынешние переводчики просто с ними не справляются.

Ну, вот, к примеру, «жабервоки» (это те самые подземные монстры). Насколько я понимаю, здесь имелся в виду не кто-нибудь, а Бармаглот (Jabberwocky). Да, да, тот самый, собственной персоной. Однако переводчик этого не понял. По ходу, просто не знал. И я могу только гадать, какие пласты смысла он из-за этого упустил. Хотя, переводчик и в самом деле явно был не сильно образованным: ещё и перевёл название классического фильма Анджея Вайды «Пепел и алмаз», как «Пепел и алмазы». Ну, что ж, по крайней мере с чисто литературной частью он справился хорошо, на том спасибо. Но я, тем не менее, всем этим просто наслаждался, даже несмотря на то, что переводчик мне активно мешал.

Минус этой книги (пожалуй, единственный) – открытый финал. Чисто японский – недосказанность, многозначительность и полунамёки. Но я под финиш был уже настолько эмоционально раскачан, что практически пришёл в ярость: да как так-то! Как можно было в такой момент вот так на полуслове? Потом уже, слегка остыв, я пришёл к выводу, что такой финал, пожалуй, наилучший. Он стилистически идеален, и если бы Мураками написал его иначе – возможно, было бы даже где-то пошло. И всё равно принять это тяжело. Даже с учётом того, что там даются некие намёки на хороший исход. Но даже при всём этом роман вышел просто невероятно жизнеутверждающим. Что тут скажешь? Теперь я хочу перечитать эту книгу снова. Более спокойно, более вдумчиво, зная сюжет и с большим вниманием к мелочам, символам и намёкам, которыми книга просто переполнена.

Loading



Харуки Мураками,

Поделиться:

Похожие посты

Передвижники 2.0: как старая идея обрела новое дыхание в эпоху СВО

Портреты отличаются глубокой психологической проработкой – каждая морщина, каждая деталь военной формы становится фрагментом исторической памяти

В Севастополе завершается передвижная выставка «О Родине». На ней представлены работы двенадцат

Лоу-фай в стране чудес: Чеён из TWICE выпустила альбом «LIL FANTASY vol. 1»

12 сентября участница популярной южнокорейской группы TWICE Чеён выпустила дебютный сольный альбом LIL FANTASY vol. 1. На волне ажиотажа после участия в проекте «Кей-поп охотницы на демонов» артистка вложила в работу весь писательский талант и самобы

«Долгая прогулка» Стивена Кинга: идти во имя или против диктатуры?

11 сентября в международном прокате стартовала экранизация антиутопического романа Стивена Кинга «Долгая прогулка». В российских кинотеатрах новинка стартует 18 сентября. Пока критики на Rotten Tomatoes ставят новинке хвалебные 93% «свежести», а зрит

Между космосом и повседневностью: выставка Владимира Новикова

Это искусство для медленного рассматривания и глубокого переживания. Именно под таким ракурсом лучше проникаться работами севастопольского мастера акварели Владимира Новикова, представленными на его персональной выставке «Бумага/Акварель».
Облож

Зов Луны: как Нод-Край меняет Genshin Impact

Релиз государства Натлан в Genshin Impact вызвал массовую критику, а анонс Нод-Края — новый всплеск интереса даже со стороны ушедших игроков. Чем интересен новый район и почему релиз Натлана восприняли неоднозначно — в нашей статье.
Обложка: HoY

Новости ForPost

Метки

Мода Новый год балет арт-отель "Украина" Неделя моды Театральная улица Netflix Клим Шипенко поп-музыка сериалы 2024 Charli XCX ЦГБ им. Л.Н.Толстого спектакль театр Луначарского книги Игры 2025 хоррор Большой севастопольский офицерский бал Российские сериалы СевТЮЗ "Кинопоиск" рэп фильмы ужасов Театр имени Луначарского Аниме Обзор мастер-классы Модный показ Афиша Севастополя Театр им. Кукол музыка игры 2023 фэнтези Dior музыка 2024 День ВМФ театр аниме 2025 кино выставки театр драмы "Психо Дель Арт" Конкурс "Живая классика" сериалы 2025 игры 2024 концерт карантин фильмы 2023 выставка музыка 2025 Севастопольский театр оперы и балета Херсонес Золотая балка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" российские фильмы праздник детектив мультфильмы 2024 Крым Психо Дель Арт Севастопольский ТЮЗ K-pop обзор аниме Тейлор Свифт изоляция Севастополь Федюхины высоты художники фестиваль Херсонес Таврический Balenciaga Григорий Лифанов мода и стиль куда сходить Дворец культуры рыбаков афиша Севастополь искусство День Победы BLACKPINK Андрей Маслов спектакли Хаяо Миядзаки СЦКиИ 9 мая мультфильмы 2023 Российские сериалы 2025 сериалы 2023 фильмы Сергей Безруков опера мультфильмы фильмы 2024 комедия коронавирус аниме 2024 Фильмы 2025 ДКР рецензия Александр Петров музыка 2023 живопись