Из глубины веков: пленяющий взор батик в творчестве Людмилы Федчишиной
Как обновить гардероб или преобразить интерьер квартиры, не покупая новые вещи? Об этом, как никто другой, знает художница Людмила Федчишина. Работая в технике ручной росписи по ткани, она создаёт неповторимые авторские вещи — от картин до платков, декоративных подушек и одежды. Художница представила персональную выставку «Ткань, опьянённая собой, изнеженная лаской света…», приуроченную к Международному женскому дню.
Людмила Федчишина — севастопольская художница, чей творческий путь весьма необычен. Посвятив более 20 лет сфере здравоохранения, она вернулась в мир искусства. После обучения в Центре батика Сергея Давыдова (г. Москва) Людмила Степановна вот уже более 10 лет занимается батиком. Ей не чужда масляная живопись и пастель, но роспись по ткани занимает особое место в сердце художницы.
«Всегда нравился батик. Ведь как волшебно расплывается краска, например, на шёлке. А когда в свободной технике добавляю другую краску, то возникают совершенно удивительные сочетания. Без импровизации не обойтись.— делится с ForPost-Афишей Людмила Федчишина. — Батик требует кропотливого труда, огромного терпения и аккуратности. Каждый вид росписи имеет свои нюансы. Бывает, если допущена ошибка, исправить её невозможно — необходимо начинать заново».
Работая в этой непростой технике, автор берёт за основу полотна хлопковый материал, шёлк, шерстяные и синтетические ткани.
Между тем фактура материала словно подсказывает художественно-выразительные средства. Например, роспись на шёлке подразумевает широкое поле деятельности — от реализма, где роспись начинает соперничать с живописью и графикой, — до орнамента.
Творчество Людмилы Федчишиной отличается яркостью и красочностью. Именно за этот неповторимый стиль она и узнаваема. Любовь к родному полуострову, к его цветущим долинам, бескрайним просторам и памятникам древней архитектуры — всё это отражено в экспозиции, организованной региональным отделением Союза художников России.
«Прошлый год был юбилейным для Людмилы Степановны, но пандемия внесла коррективы. Мы перенесли выставку на этот год и рады, что именно ею ознаменовано начало нашей выставочной деятельности, — говорит зампредседателя регионального отделения Союза художников России Яна Чиж. — Мы видим любимые места, с которыми связаны важные для нас события. К примеру, вот эти подсолнухи навевают воспоминания детства. Мы с родителями много путешествовали и эти пейзажи находят отклик в душе».
В это сложно поверить, но некоторые «полотна» — настоящие женские платки. Работы художницы выставлены в Севастопольском центре культуры и искусств до 16 марта. Приходите, чтобы воочию оценить необычные творческие решения.
Другие полотна, благодаря особым приёмам, смотрятся необыкновенно реалистично. Двойной батик позволяет придать изображению многоплановость и объём.
Суть этого вида росписи проста — изображение подаётся зрителю на двух кусках ткани. Для первого (верхнего) обычно берётся тонкая прозрачная ткань (вуаль, шифон или органза). А вот второй слой должен быть чуть плотнее, чтобы на этом фоне хорошо заиграл первый план.
Слово «батик» (batik) — индонезийского происхождения. В переводе «ba» означает хлопчатобумажная ткань, а «tik» — точка или капля. Техника основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые смолы и лаки, нанесённые на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» отдельные участки ткани. Существуют несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись.
Батик гармонично соединяет в себе особенности различных художественных техник, таких как акварель, графика, витраж, мозаика. Неудивительно, что он широко используется в дизайне пространства, сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Он позволяет создавать эксклюзивные ткани и предметы интерьера. Поэтому, говоря о свободе самовыражения в творчестве, стоит признать, что эта техника, пожалуй, одна из самых подходящих. К тому же к ней редко обращаются художники.
Искусство росписи ткани издавна (по некоторым источникам – с I в.н.э.) практиковалось в древних цивилизациях Шумера и Перу. А также в Китае, Африке, Японии, Индии, странах Ближнего Востока. Однако родиной этого искусства называют Индонезию, в частности, остров Ява. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Традиционное искусство яванского батика — это не просто роспись по ткани. Изделия считались священными, используясь в качестве оберега.
Татьяна Руснак
Фото автора