Итоги Каннского кинофестиваля-2024: Русские олигархи, первое индийское Гран-при и 4 лучших актрисы
77-й Каннский фестиваль завершился церемонией награждения лауреатов основного конкурса, где жюри во главе с американской постановщицей Гретой Гервиг представило список лауреатов. Церемония объявления победителей прошла во Дворце фестивалей на Лазурном берегу. Рассказываем про итоги Каннского кинофестиваля 2024 в этом материале.
В течение 12 дней Канны оценивали кинокартины самых разных режиссёров, а также оценивали сценарную, актёрскую и операторскую работу. В основном конкурсе фестиваля в этом году были представлены 22 картины.
Обложка: AFP/Getty Images
Победила «Золушка» из стрип-клуба
Главной награды — «Золотой пальмовой ветви» — была удостоена «Анора» американского режиссёра Шона Бейкера. В главной роли в романтической комедии снялась американская актриса Майки Мэдисон, а также российские актёры Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Дарья Екамасова и Алексей Серебряков. Интересно, что русской речи в фильме было даже больше, чем у другого отечественного конкурсанта — российского режиссёра Кирилла Серебренникова в его байопике «Лимонов, баллада об Эдичке».
Дело в том, что «Анора» рассказывает немного грустную историю отношений Ивана — инфантильного сына российского олигарха, и молодой стриптизерши Аноры. Девушку Ваня встречает в одном из ночных клубов Нью-Йорка. Они сразу находят общий язык, у них завязывается роман, который даже перетекает в предложение руки и сердца.
Фото: IMDb
Все прекрасно до тех пор, пока состоятельные родители парня не узнают об его возлюбленной и не мчат расторгнуть их позорный союз. В погоню к молодожёнам олигархи отправляют русских «гангстеров» — нескольких армян во главе с молчаливым телохранителем горе-жениха Игорем. Так судьба «Золушки» из стрип-клуба оказывается под угрозой.
Премьера «Аноры» состоялась на кинофестивале 21 мая, а в конце показа фильм заслужил 10-минутные овации.
Фаворит — политическая драма
Хотя «Золотую пальмовую ветвь» забрала «Анора», одним из основных претендентов на награду называли фильм иранского режиссёра Мохаммада Расулофа «Семя священного инжира». Он также вызвал самые восторженные отклики зрителей и самые продолжительные овации. Но в итоге драма была удостоена «Специального приза кинофестиваля».
Сюжет «Семени священного инжира» долгое время держался в тайне и на момент включения картины в программу Каннского кинофестиваля о нём ничего не было известно. Позже появилась информация, что действие происходит в Тегеране, где на улице бушуют протесты.
Главный герой — недавно вступивший в должность судья Иман, которому для самообороны выдаётся пистолет. По мнению властей, ему и членам его семьи грозит опасность на фоне обстановки в городе. Однако дома оружие исчезает и Иман начинает подозревать своих родственников. Его жизнь охватывают недоверие, страх и паранойя.
Фото: IMDb
Эликсир молодости, но с подвохом
Приз за сценарий был вручен «феминистскому боди-хоррору» «Вещество» (или «Субстанция»). Для французского кинорежиссёра и сценариста Корали Фаржа, чьё имя в 2017-м прославил хоррор «Выжившая», эта новая картина — первый опыт работы с Голливудом. В рамках этого сотрудничества автор привлекла на главные роли американских актрис Деми Мур и Маргарет Куолли, а также актёра Денниса Куэйда.
По сюжету звезду популярной фитнес-телепрограммы Элизабет Спаркл увольняют и отправляют на «пенсию». Так женщина сталкивается с настоящей возрастной дискриминацией и больше не может работать в индустрии.
В отчаянной попытке вернуть свою молодость она принимает таинственный «эликсир». Однако вещество не молодит Элизабет саму, а создаёт не только более молодую, но и по всем параметрам лучшую копию актрисы. Из-за этого обе версии девушки начинают бороться за своё существование.
Фото: IMDb
Коллективная женская победа
«Гран-при Каннского кинофестиваля» — присудили картине «Все, что мы представляем как свет» индийского режиссёра Паял Кападиа. Это первый фильм из Индии, принявший участие в основном конкурсе Канн после «Свахама» в 1994 году. А Кападиа — первая индийская женщина-режиссёр на Каннском фестивале. Драма о двух медсёстрах и их путешествии в пляжный городок заняла почётное второе место в конкурсе, став первым индийским фильмом, получившим подобное признание.
Третью по значимости премию «Приз жюри» и коллективную награду всем четырём актрисам за лучшую женскую роль получил мюзикл Жака Одиара «Эмилия Перес». В криминальной комедии сыграли Карла София Гаскон, Селена Гомес, Зои Салдана, Эдгар Рамирес. Что две награды, что коллективная — настоящая редкость для Каннского фестиваля. Поэтому фильм был отмечен не только жюри, но и прессой.
Фото: IMDb
Галопом по Азии
Приз за лучшую режиссуру получил художественный фильм «Большое путешествие» португальского режиссёра Мигела Гомиша. По сюжету чиновник Британской империи, помолвленный с девушкой Молли, сбегает со свадьбы, чтобы избежать её или хотя бы отложить. Он путешествует по Юго-Восточной Азии, Сингапуру, Таиланду, Вьетнаму, Филиппинам. В это время сама Молли тоже отправляется в путешествие. Но она опаздывает то на поезд, то на корабль и никак не может угнаться за женихом.
Лучшим актёром стал Джесси Племонс за роль в фильме «Виды доброты» греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса. А награда «Золотая камера» за дебютный фильм досталась картине «Арманд» норвежского режиссёра Хальвдана Ульмана Тёнделя. Она была представлена в программе «Особый взгляд».
Фото: IMDb
«Золотая пальмовая ветвь» 2023: кино, политика и платья
Таисия Сариева