История под ногами: в Севастополе проходит экспозиция старинных коллекционных кирпичей

07-09-2021 19:31

Живопись, графика, портреты, картины из различных подручных материалов — это всё уже настолько знакомо зрителю, что порой возникает желание увидеть нечто необычное. Приходите на выставку старинных кирпичей Санкт-Петербургской губернии. За каждым клеймом — личность: самая богатая наследница в России в начале XX века княгиня Юсупова, купец, старообрядец Громов, писатель Александр Верещагин…

По легенде, после обрушения одного из домов в Санкт-Петербурге император Николай I лично курировал и утвердил очередной трактат — указ «О мерах для прочной и качественной выделке кирпича».

Одним из пунктов было обязательное клеймение продукции. Это был 1847 год. К этому времени ранее казённое кирпичное производство перешло в частные руки. Предприятиями руководили разные люди — купцы, крестьяне, бывшие военные, чиновники. Кто-то не проработал и года, а кто-то отдал этому делу десятки лет. Имена и фамилии этих людей увековечены в стенах Петербурга.

Так как строительство города было грандиозным по своим масштабам, не все дома соответствовали необходимым правилам и нормам. По сути, клеймо — не только своего рода маркетинговый знак, но и ответственность застройщика.

В Крыму немного зданий, построенных из кирпича. Но есть дома, покрытые черепицей, изготовленной из местной глины на заводе Фрица Оттовича Шталя — знаменитого на весь мир промышленника, предпринимателя, торговца южнобережными винами, основателя винзавода и торговой марки «Алькадар».

К слову, его кирпичный завод находился недалеко от того места, где сейчас расположена библиотека-филиал №30. Здесь хранится кирпич с инициалами «Ф. Ш.» и черепица с фирменным слоником и надписью «Севастополь. Алькадар. Ф. О. Шталь».

Казалось бы, по меркам коллекционеров около 300 предметов это немного. Некоторые коллекции достигают до 2 000 тысяч экземпляров. Тем не менее, общий вес экспонатов выставки внушительный — 1,5 тонны. Автор коллекции — Максим Данилов из Санкт-Петербурга собирал её порядка 6-7 лет, а выставку организовал вместе с однокурсником по институту Александром Кочережкиным.

Максим Данилов увлёкся столь необычным коллекционированием случайно. Как ни странно, этому поспособствовал его прежний интерес к советским и дореволюционным карикатурам. В поиске одной из книг с изображениями  советского карикатуриста и графика Владимира Гальбы он знакомится с доктором технических наук, профессором Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Всеволодом Инчиком в «Музее истории кирпича» СПБГАСУ.

«Тогда не особо обратил внимание на представленные там кирпичи, но, вероятно, увиденное отложилось в памяти. А спустя какое-то время я иду по городу мимо места, где копали канаву, и нахожу первый в моей коллекции кирпич с клеймом. Я его перевернул, осмотрел, и мне он понравился с художественной точки зрения. Он был измятый временем», — вспоминает Максим Данилов.

А вот для того, чтобы найти кирпич с клеймом «Верещагинъ», пришлось изрядно потрудиться. Настоящая «сыскная работа» началась после того, как в Сети автор коллекции нашёл информацию одного из краеведов о кирпиче.

Максим Данилов поехал в г. Луга, начал поиски краеведа, с трудом узнал от него место находки (обычно места нахождения не разглашают). Отыскать заветный артефакт удалось нелегко.

«Сначала ничего не мог найти. Уже не верилось, что удастся. И вот смотрю: попадаются обломки с буквами «В», «Щ», «Е», — я воодушевился. Стал копать и нашёл этот кирпич. Когда выложил в Сеть — у многих был шок», — вспоминает Данилов.

Этот кирпич, скорее всего, произведён генерал-майором и военным писателем Александром Верещагиным, младшим братом известного художника-баталиста Василия Верещагина.

Александр Верещагин написал такие книги, как «Дома и на войне» (СПб., 1885, 2-е издание; перев. на английский, французский и немецкий языки), «У болгар и за границей» (СПб., 1896; в эту же книгу вошли «Рассказы банковского оценщика»), «Новые рассказы», «По Манчжурии», «В Китае» и «На войне».

Не всегда на кирпичах указаны фамилии или инициалы. С помощью клейма наносили и знаки. Например, предполагается, что производителем этого кирпича был один из директоров Преображенского речного пароходства Пётр Петрович Плетцер. На берегу реки Луги он построил общественные купальни рядом с дебаркадером в городском саду г. Луга.

В 1912 году Пётр Петрович организовал Товарищество «Плетцер и К» и наладил автобусное сообщение между Нарвой и Гводом, а в апреле того же года совершил пробный автобусный рейс между Лугой  и ст. Преображенской.

А эти экспонаты — «К.З.Ю» и «МГА» — связаны и именем княгини Юсуповой Зинаиды Николаевны, последней из рода Юсуповых, наследницей огромного состояния.

Под патронажем княгини находился целый ряд учреждений: приюты, больницы, гимназии, церкви не только в Петербурге, но и по всей стране. Во время русско-японской войны княгиня была шефом военно-санитарного поезда на фронте, а во дворцах и имениях Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых.

Князь Александр Михайлович писал о ней: «Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду».

«Конечно, были известные династии — Кононовы, Захаровы, Балашовы, Лядовы. Крупные купцы и предприниматели владели и несколькими заводами. Но коллекционеру всегда интересны кирпичи небольших производств — ведь они могли существовать совсем недолго, переходить из рук в руки. Количество таких кирпичей ограничено. Конечно, такая находка более ценна, — отмечает коллекционер. – Очень ценен также кирпич, который ты находишь сам».

А если не удаётся идентифицировать старинный кирпич с клеймом, то начинаются новые поиски — откуда и кому мог принадлежать артефакт. «Это азартно», — признаётся Максим Данилов.

Например, кирпич с клеймом «ЗПЛ» до сих пор не определён.

В коллекции есть не клеймённые кирпичи разрушенной стены Петропавловской крепости.

Кроме того, в экспозиции представлены огнеупорные кирпичи (в том числе привезённые в Санкт-Петербург из Англии и Швеции). Некоторые сегодняшние экспонаты, произведённые за рубежом, были найдены не только в Северной столице, но и в Севастополе — Инженерной бухте.

Выставка проходит по адресу: пр. Нахимова, 15 (вход справа от лестницы в чёрные ворота).

Телефон для справок: +7 (978) 956-63-87; +7 (978) 542-83-76

Татьяна Руснак

Фото автора

 433 Всего просмотров



Выставка старинных кирпичей, Севастополь,

Поделиться:

Похожие посты

«Дюна»: начало чего-то великого

Последние полтора года мы часто слышим, как кинотеатрам выносят смертный приговор. И правда, зачем они нам, когда есть стриминговые сервисы вроде Netflix: не нужно никуда ехать, смотри с кем хочешь и как хочешь. Ещё и безопаснее выходит. Так просмотр

Майк Тайсон дал мастер-класс по боксу звезде фильма «Гудбай, Америка!»

Известный американский боксер-профессионал, бывший абсолютный чемпион мира в супертяжелом весе, провёл серию персональных мастер-классов для международного актера театра и кино из России – Добромира Машукова. Тренировки проходили в Лос-Анджелесе в ра

В Феодосии пройдёт благотворительный «Бал у Айвазовского»

25 сентября в Феодосии состоится уникальное по своей важности и значению мероприятие –  благотворительный «Бал у Айвазовского». Он организован в честь 110-ти летия Всероссийской благотворительной акции милосердия «Белый цветок». Её родоначальником бы

За 7 дней вокруг театров танца: в Севастополе завершился фестиваль «ART-Бухта»

С 13 по 19 сентября в Севастополе проходил II Международный фестиваль профессиональных театров танца «ART-Бухта». Благодаря синтезу театрализованного хореографического действа и современных 3D-технологий артисты из Москвы, Ижевска, Астрахани и Севаст

Забавы кукловодов: «Новый балет» представил в Севастополе «Опасные связи»

17 сентября на сцене Драматического театра им. Б. Лавренёва зрители увидели спектакль «Опасные связи» в постановке московского театра «Новый балет». Танцевальное действо показали в рамках II Международного фестиваля профессиональных театров танца «AR

Новости ForPost

Метки

онлайн-марафон музыка самоизоляция праздник балет VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Андрей Маслов фильмы 75 лет Победы Ольга Панкратова Молодёжь благотворительность танцы Мариинский театр Театр имени Луначарского Санкт-Петербург Золотая балка Михаил Булгаков Севастополь Динопарк День ВМФ Живая классика Достоевский кинофестиваль Святой Владимир Афиша Севастополя ДКР кино театр драмы "Психо Дель Арт" мастер-классы Большие гастроли Фонд «Живая классика» изоляция СЦКиИ опера Сергей Безруков Великая Отечественная война Театр им. Кукол Крымский военно-исторический фестиваль современное искусство Крым пандемия театр кинорецензия Херсонес открытие сезона Музей-заповедник "Херсонес Таврический" История художники коронавирус Море спектакли дети Севастопольский ТЮЗ СевТЮЗ Эрмитаж Балаклава Севастопольский военно-исторический музей-заповедник выставки поэзия книги Zакрытый покаZ искусство День Победы театр Луначарского #WineFest фестиваль живопись Крымская весна Григорий Лифанов Музеи онлайн Лев Толстой Александр Петров Таврида-АРТ Мастер и Маргарита Психо Дель Арт Сергей Шнуров театр танца Вадима Елизарова Федюхины высоты «Эхо БДФ» Анна Каренина Дворец культуры рыбаков группа Ленинград Херсонес Таврический Бесы творчество Опера в Херсонесе арт-отель "Украина" концерт Конкурс "Живая классика" выставка Международный день танца карантин Клим Шипенко шоу художник Картины 9 мая Большой севастопольский офицерский бал спектакль Театральная улица