История под ногами: в Севастополе проходит экспозиция старинных коллекционных кирпичей
Живопись, графика, портреты, картины из различных подручных материалов — это всё уже настолько знакомо зрителю, что порой возникает желание увидеть нечто необычное. Приходите на выставку старинных кирпичей Санкт-Петербургской губернии. За каждым клеймом — личность: самая богатая наследница в России в начале XX века княгиня Юсупова, купец, старообрядец Громов, писатель Александр Верещагин…
По легенде, после обрушения одного из домов в Санкт-Петербурге император Николай I лично курировал и утвердил очередной трактат — указ «О мерах для прочной и качественной выделке кирпича».
Одним из пунктов было обязательное клеймение продукции. Это был 1847 год. К этому времени ранее казённое кирпичное производство перешло в частные руки. Предприятиями руководили разные люди — купцы, крестьяне, бывшие военные, чиновники. Кто-то не проработал и года, а кто-то отдал этому делу десятки лет. Имена и фамилии этих людей увековечены в стенах Петербурга.
Так как строительство города было грандиозным по своим масштабам, не все дома соответствовали необходимым правилам и нормам. По сути, клеймо — не только своего рода маркетинговый знак, но и ответственность застройщика.
В Крыму немного зданий, построенных из кирпича. Но есть дома, покрытые черепицей, изготовленной из местной глины на заводе Фрица Оттовича Шталя — знаменитого на весь мир промышленника, предпринимателя, торговца южнобережными винами, основателя винзавода и торговой марки «Алькадар».
К слову, его кирпичный завод находился недалеко от того места, где сейчас расположена библиотека-филиал №30. Здесь хранится кирпич с инициалами «Ф. Ш.» и черепица с фирменным слоником и надписью «Севастополь. Алькадар. Ф. О. Шталь».
Казалось бы, по меркам коллекционеров около 300 предметов это немного. Некоторые коллекции достигают до 2 000 тысяч экземпляров. Тем не менее, общий вес экспонатов выставки внушительный — 1,5 тонны. Автор коллекции — Максим Данилов из Санкт-Петербурга собирал её порядка 6-7 лет, а выставку организовал вместе с однокурсником по институту Александром Кочережкиным.
Максим Данилов увлёкся столь необычным коллекционированием случайно. Как ни странно, этому поспособствовал его прежний интерес к советским и дореволюционным карикатурам. В поиске одной из книг с изображениями советского карикатуриста и графика Владимира Гальбы он знакомится с доктором технических наук, профессором Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Всеволодом Инчиком в «Музее истории кирпича» СПБГАСУ.
«Тогда не особо обратил внимание на представленные там кирпичи, но, вероятно, увиденное отложилось в памяти. А спустя какое-то время я иду по городу мимо места, где копали канаву, и нахожу первый в моей коллекции кирпич с клеймом. Я его перевернул, осмотрел, и мне он понравился с художественной точки зрения. Он был измятый временем», — вспоминает Максим Данилов.
А вот для того, чтобы найти кирпич с клеймом «Верещагинъ», пришлось изрядно потрудиться. Настоящая «сыскная работа» началась после того, как в Сети автор коллекции нашёл информацию одного из краеведов о кирпиче.
Максим Данилов поехал в г. Луга, начал поиски краеведа, с трудом узнал от него место находки (обычно места нахождения не разглашают). Отыскать заветный артефакт удалось нелегко.
«Сначала ничего не мог найти. Уже не верилось, что удастся. И вот смотрю: попадаются обломки с буквами «В», «Щ», «Е», — я воодушевился. Стал копать и нашёл этот кирпич. Когда выложил в Сеть — у многих был шок», — вспоминает Данилов.
Этот кирпич, скорее всего, произведён генерал-майором и военным писателем Александром Верещагиным, младшим братом известного художника-баталиста Василия Верещагина.
Александр Верещагин написал такие книги, как «Дома и на войне» (СПб., 1885, 2-е издание; перев. на английский, французский и немецкий языки), «У болгар и за границей» (СПб., 1896; в эту же книгу вошли «Рассказы банковского оценщика»), «Новые рассказы», «По Манчжурии», «В Китае» и «На войне».
Не всегда на кирпичах указаны фамилии или инициалы. С помощью клейма наносили и знаки. Например, предполагается, что производителем этого кирпича был один из директоров Преображенского речного пароходства Пётр Петрович Плетцер. На берегу реки Луги он построил общественные купальни рядом с дебаркадером в городском саду г. Луга.
В 1912 году Пётр Петрович организовал Товарищество «Плетцер и К» и наладил автобусное сообщение между Нарвой и Гводом, а в апреле того же года совершил пробный автобусный рейс между Лугой и ст. Преображенской.
А эти экспонаты — «К.З.Ю» и «МГА» — связаны и именем княгини Юсуповой Зинаиды Николаевны, последней из рода Юсуповых, наследницей огромного состояния.
Под патронажем княгини находился целый ряд учреждений: приюты, больницы, гимназии, церкви не только в Петербурге, но и по всей стране. Во время русско-японской войны княгиня была шефом военно-санитарного поезда на фронте, а во дворцах и имениях Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых.
Князь Александр Михайлович писал о ней: «Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду».
«Конечно, были известные династии — Кононовы, Захаровы, Балашовы, Лядовы. Крупные купцы и предприниматели владели и несколькими заводами. Но коллекционеру всегда интересны кирпичи небольших производств — ведь они могли существовать совсем недолго, переходить из рук в руки. Количество таких кирпичей ограничено. Конечно, такая находка более ценна, — отмечает коллекционер. – Очень ценен также кирпич, который ты находишь сам».
А если не удаётся идентифицировать старинный кирпич с клеймом, то начинаются новые поиски — откуда и кому мог принадлежать артефакт. «Это азартно», — признаётся Максим Данилов.
Например, кирпич с клеймом «ЗПЛ» до сих пор не определён.
В коллекции есть не клеймённые кирпичи разрушенной стены Петропавловской крепости.
Кроме того, в экспозиции представлены огнеупорные кирпичи (в том числе привезённые в Санкт-Петербург из Англии и Швеции). Некоторые сегодняшние экспонаты, произведённые за рубежом, были найдены не только в Северной столице, но и в Севастополе — Инженерной бухте.
Выставка проходит по адресу: пр. Нахимова, 15 (вход справа от лестницы в чёрные ворота).
Телефон для справок: +7 (978) 956-63-87; +7 (978) 542-83-76
Татьяна Руснак
Фото автора
Поделиться:
Похожие посты
Лучшие аниме 2024
Коллаж д
«Игра в кальмара»: в чем феномен сериала?
«Игра в кальмара» вышла в 2021 году и по-прежнему остается самым популярным проектом Netflix. Феномен первого сезона заставил весь мир пересмотреть свое отношение к Подробнее