История под ногами: в Севастополе проходит экспозиция старинных коллекционных кирпичей

07-09-2021 19:31

Живопись, графика, портреты, картины из различных подручных материалов — это всё уже настолько знакомо зрителю, что порой возникает желание увидеть нечто необычное. Приходите на выставку старинных кирпичей Санкт-Петербургской губернии. За каждым клеймом — личность: самая богатая наследница в России в начале XX века княгиня Юсупова, купец, старообрядец Громов, писатель Александр Верещагин…

По легенде, после обрушения одного из домов в Санкт-Петербурге император Николай I лично курировал и утвердил очередной трактат — указ «О мерах для прочной и качественной выделке кирпича».

Одним из пунктов было обязательное клеймение продукции. Это был 1847 год. К этому времени ранее казённое кирпичное производство перешло в частные руки. Предприятиями руководили разные люди — купцы, крестьяне, бывшие военные, чиновники. Кто-то не проработал и года, а кто-то отдал этому делу десятки лет. Имена и фамилии этих людей увековечены в стенах Петербурга.

Так как строительство города было грандиозным по своим масштабам, не все дома соответствовали необходимым правилам и нормам. По сути, клеймо — не только своего рода маркетинговый знак, но и ответственность застройщика.

В Крыму немного зданий, построенных из кирпича. Но есть дома, покрытые черепицей, изготовленной из местной глины на заводе Фрица Оттовича Шталя — знаменитого на весь мир промышленника, предпринимателя, торговца южнобережными винами, основателя винзавода и торговой марки «Алькадар».

К слову, его кирпичный завод находился недалеко от того места, где сейчас расположена библиотека-филиал №30. Здесь хранится кирпич с инициалами «Ф. Ш.» и черепица с фирменным слоником и надписью «Севастополь. Алькадар. Ф. О. Шталь».

Казалось бы, по меркам коллекционеров около 300 предметов это немного. Некоторые коллекции достигают до 2 000 тысяч экземпляров. Тем не менее, общий вес экспонатов выставки внушительный — 1,5 тонны. Автор коллекции — Максим Данилов из Санкт-Петербурга собирал её порядка 6-7 лет, а выставку организовал вместе с однокурсником по институту Александром Кочережкиным.

Максим Данилов увлёкся столь необычным коллекционированием случайно. Как ни странно, этому поспособствовал его прежний интерес к советским и дореволюционным карикатурам. В поиске одной из книг с изображениями  советского карикатуриста и графика Владимира Гальбы он знакомится с доктором технических наук, профессором Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Всеволодом Инчиком в «Музее истории кирпича» СПБГАСУ.

«Тогда не особо обратил внимание на представленные там кирпичи, но, вероятно, увиденное отложилось в памяти. А спустя какое-то время я иду по городу мимо места, где копали канаву, и нахожу первый в моей коллекции кирпич с клеймом. Я его перевернул, осмотрел, и мне он понравился с художественной точки зрения. Он был измятый временем», — вспоминает Максим Данилов.

А вот для того, чтобы найти кирпич с клеймом «Верещагинъ», пришлось изрядно потрудиться. Настоящая «сыскная работа» началась после того, как в Сети автор коллекции нашёл информацию одного из краеведов о кирпиче.

Максим Данилов поехал в г. Луга, начал поиски краеведа, с трудом узнал от него место находки (обычно места нахождения не разглашают). Отыскать заветный артефакт удалось нелегко.

«Сначала ничего не мог найти. Уже не верилось, что удастся. И вот смотрю: попадаются обломки с буквами «В», «Щ», «Е», — я воодушевился. Стал копать и нашёл этот кирпич. Когда выложил в Сеть — у многих был шок», — вспоминает Данилов.

Этот кирпич, скорее всего, произведён генерал-майором и военным писателем Александром Верещагиным, младшим братом известного художника-баталиста Василия Верещагина.

Александр Верещагин написал такие книги, как «Дома и на войне» (СПб., 1885, 2-е издание; перев. на английский, французский и немецкий языки), «У болгар и за границей» (СПб., 1896; в эту же книгу вошли «Рассказы банковского оценщика»), «Новые рассказы», «По Манчжурии», «В Китае» и «На войне».

Не всегда на кирпичах указаны фамилии или инициалы. С помощью клейма наносили и знаки. Например, предполагается, что производителем этого кирпича был один из директоров Преображенского речного пароходства Пётр Петрович Плетцер. На берегу реки Луги он построил общественные купальни рядом с дебаркадером в городском саду г. Луга.

В 1912 году Пётр Петрович организовал Товарищество «Плетцер и К» и наладил автобусное сообщение между Нарвой и Гводом, а в апреле того же года совершил пробный автобусный рейс между Лугой  и ст. Преображенской.

А эти экспонаты — «К.З.Ю» и «МГА» — связаны и именем княгини Юсуповой Зинаиды Николаевны, последней из рода Юсуповых, наследницей огромного состояния.

Под патронажем княгини находился целый ряд учреждений: приюты, больницы, гимназии, церкви не только в Петербурге, но и по всей стране. Во время русско-японской войны княгиня была шефом военно-санитарного поезда на фронте, а во дворцах и имениях Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых.

Князь Александр Михайлович писал о ней: «Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду».

«Конечно, были известные династии — Кононовы, Захаровы, Балашовы, Лядовы. Крупные купцы и предприниматели владели и несколькими заводами. Но коллекционеру всегда интересны кирпичи небольших производств — ведь они могли существовать совсем недолго, переходить из рук в руки. Количество таких кирпичей ограничено. Конечно, такая находка более ценна, — отмечает коллекционер. – Очень ценен также кирпич, который ты находишь сам».

А если не удаётся идентифицировать старинный кирпич с клеймом, то начинаются новые поиски — откуда и кому мог принадлежать артефакт. «Это азартно», — признаётся Максим Данилов.

Например, кирпич с клеймом «ЗПЛ» до сих пор не определён.

В коллекции есть не клеймённые кирпичи разрушенной стены Петропавловской крепости.

Кроме того, в экспозиции представлены огнеупорные кирпичи (в том числе привезённые в Санкт-Петербург из Англии и Швеции). Некоторые сегодняшние экспонаты, произведённые за рубежом, были найдены не только в Северной столице, но и в Севастополе — Инженерной бухте.

Выставка проходит по адресу: пр. Нахимова, 15 (вход справа от лестницы в чёрные ворота).

Телефон для справок: +7 (978) 956-63-87; +7 (978) 542-83-76

Татьяна Руснак

Фото автора

Loading



Выставка старинных кирпичей, Севастополь,

Поделиться:

Похожие посты

Жуть как трогательно: чем хорош «Человек-бензопила. Фильм: История Резе»

4 декабря в российских кинотеатрах состоялась «взрывная» аниме-премьера — «Человек-бензопила. Фильм: История Резе». Сюжет мультфильма рассказывает о влюблённости главного героя Дэндзи в девушку Резе. Но вот незадача: она оказывается демоницей-взрывча

Как Севастополь повлиял на Чехова и становление системы Станиславского

Созданный в 1897 году Московский художественный театр отправился в первые гастроли в Севастополь в 1900 году. На Приморском бульваре тогда показали «Чайку» и «Дядю Ваню» Антона Чехова. Именно здесь произошёл творческий поворот в жизни драматурга. Чех

Почему нет единственно верного способа смотреть фильмы, рассказали в Севастополе

Произведение искусства, в том числе кинематографического, не существует в вакууме — его понимание зависит от контекста. Кроме того, кино — это не иерархическая система, где есть «правильный» и «неправильный» способ восприятия. Наоборот, это демократи

Цирк, опера и мармелад: какие тренды предсказывает Pinterest в 2026 году

Онлайн-платформа Pinterest представила ежегодный отчёт Pinterest Predicts, в котором предсказывает тренды 2026 в культуре, дизайне и моде. Изучили выводы и рассказываем, что с большой вероятностью станет модным в следующем году.
Обложка: Pintere

Севастопольская «Ханума» как топовая советская комедия

Это действительно смешно. И, несмотря на водевильный характер постановки, она не вызывает отторжения легкомыслием и пошлостью. Ведь смешное и лёгкое не означает глупое. «Ханума» (12+) от художественного руководителя театра им. Луначарского Григори

Новости ForPost

Метки

Игры 2025 современное искусство сериалы 2024 "Кинопоиск" Музей-заповедник "Херсонес Таврический" афиша Севастополь игры 2024 фильмы 2023 рецензия художники музыка 2024 Севастополь СевТЮЗ изоляция Netflix Психо Дель Арт поп-музыка Неделя моды в Париже Новый год музыка поэзия сериалы 2023 праздник выставки книги арт-отель "Украина" мультфильмы Клим Шипенко спектакль Афиша Севастополя театр Луначарского российские фильмы фильмы ужасов кино комедия Мода Российские сериалы 2025 Dior коронавирус Александр Петров карантин опера BLACKPINK фестиваль обзор аниме Тейлор Свифт театр драмы "Психо Дель Арт" Херсонес Таврический скандал фэнтези живопись мультфильмы 2023 Дворец культуры рыбаков Крым Григорий Лифанов музыка 2023 Аниме ДКР игры искусство Херсонес Большой севастопольский офицерский бал Театральная улица Российские сериалы фильмы куда сходить Модный показ театр спектакли Хаяо Миядзаки Balenciaga аниме 2024 Гарри Поттер Билли Айлиш музыка 2025 хоррор СЦКиИ балет мультфильмы 2024 День Победы Обзор Севастопольский театр оперы и балета фильмы 2024 выставка Театр имени Луначарского K-pop аниме 2025 Charli XCX Конкурс "Живая классика" Севастопольский ТЮЗ детектив Фильмы 2025 рэп сериалы 2025 концерт Неделя моды мастер-классы 9 мая мода и стиль игры 2023