История под ногами: в Севастополе проходит экспозиция старинных коллекционных кирпичей

07-09-2021 19:31

Живопись, графика, портреты, картины из различных подручных материалов — это всё уже настолько знакомо зрителю, что порой возникает желание увидеть нечто необычное. Приходите на выставку старинных кирпичей Санкт-Петербургской губернии. За каждым клеймом — личность: самая богатая наследница в России в начале XX века княгиня Юсупова, купец, старообрядец Громов, писатель Александр Верещагин…

По легенде, после обрушения одного из домов в Санкт-Петербурге император Николай I лично курировал и утвердил очередной трактат — указ «О мерах для прочной и качественной выделке кирпича».

Одним из пунктов было обязательное клеймение продукции. Это был 1847 год. К этому времени ранее казённое кирпичное производство перешло в частные руки. Предприятиями руководили разные люди — купцы, крестьяне, бывшие военные, чиновники. Кто-то не проработал и года, а кто-то отдал этому делу десятки лет. Имена и фамилии этих людей увековечены в стенах Петербурга.

Так как строительство города было грандиозным по своим масштабам, не все дома соответствовали необходимым правилам и нормам. По сути, клеймо — не только своего рода маркетинговый знак, но и ответственность застройщика.

В Крыму немного зданий, построенных из кирпича. Но есть дома, покрытые черепицей, изготовленной из местной глины на заводе Фрица Оттовича Шталя — знаменитого на весь мир промышленника, предпринимателя, торговца южнобережными винами, основателя винзавода и торговой марки «Алькадар».

К слову, его кирпичный завод находился недалеко от того места, где сейчас расположена библиотека-филиал №30. Здесь хранится кирпич с инициалами «Ф. Ш.» и черепица с фирменным слоником и надписью «Севастополь. Алькадар. Ф. О. Шталь».

Казалось бы, по меркам коллекционеров около 300 предметов это немного. Некоторые коллекции достигают до 2 000 тысяч экземпляров. Тем не менее, общий вес экспонатов выставки внушительный — 1,5 тонны. Автор коллекции — Максим Данилов из Санкт-Петербурга собирал её порядка 6-7 лет, а выставку организовал вместе с однокурсником по институту Александром Кочережкиным.

Максим Данилов увлёкся столь необычным коллекционированием случайно. Как ни странно, этому поспособствовал его прежний интерес к советским и дореволюционным карикатурам. В поиске одной из книг с изображениями  советского карикатуриста и графика Владимира Гальбы он знакомится с доктором технических наук, профессором Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Всеволодом Инчиком в «Музее истории кирпича» СПБГАСУ.

«Тогда не особо обратил внимание на представленные там кирпичи, но, вероятно, увиденное отложилось в памяти. А спустя какое-то время я иду по городу мимо места, где копали канаву, и нахожу первый в моей коллекции кирпич с клеймом. Я его перевернул, осмотрел, и мне он понравился с художественной точки зрения. Он был измятый временем», — вспоминает Максим Данилов.

А вот для того, чтобы найти кирпич с клеймом «Верещагинъ», пришлось изрядно потрудиться. Настоящая «сыскная работа» началась после того, как в Сети автор коллекции нашёл информацию одного из краеведов о кирпиче.

Максим Данилов поехал в г. Луга, начал поиски краеведа, с трудом узнал от него место находки (обычно места нахождения не разглашают). Отыскать заветный артефакт удалось нелегко.

«Сначала ничего не мог найти. Уже не верилось, что удастся. И вот смотрю: попадаются обломки с буквами «В», «Щ», «Е», — я воодушевился. Стал копать и нашёл этот кирпич. Когда выложил в Сеть — у многих был шок», — вспоминает Данилов.

Этот кирпич, скорее всего, произведён генерал-майором и военным писателем Александром Верещагиным, младшим братом известного художника-баталиста Василия Верещагина.

Александр Верещагин написал такие книги, как «Дома и на войне» (СПб., 1885, 2-е издание; перев. на английский, французский и немецкий языки), «У болгар и за границей» (СПб., 1896; в эту же книгу вошли «Рассказы банковского оценщика»), «Новые рассказы», «По Манчжурии», «В Китае» и «На войне».

Не всегда на кирпичах указаны фамилии или инициалы. С помощью клейма наносили и знаки. Например, предполагается, что производителем этого кирпича был один из директоров Преображенского речного пароходства Пётр Петрович Плетцер. На берегу реки Луги он построил общественные купальни рядом с дебаркадером в городском саду г. Луга.

В 1912 году Пётр Петрович организовал Товарищество «Плетцер и К» и наладил автобусное сообщение между Нарвой и Гводом, а в апреле того же года совершил пробный автобусный рейс между Лугой  и ст. Преображенской.

А эти экспонаты — «К.З.Ю» и «МГА» — связаны и именем княгини Юсуповой Зинаиды Николаевны, последней из рода Юсуповых, наследницей огромного состояния.

Под патронажем княгини находился целый ряд учреждений: приюты, больницы, гимназии, церкви не только в Петербурге, но и по всей стране. Во время русско-японской войны княгиня была шефом военно-санитарного поезда на фронте, а во дворцах и имениях Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых.

Князь Александр Михайлович писал о ней: «Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду».

«Конечно, были известные династии — Кононовы, Захаровы, Балашовы, Лядовы. Крупные купцы и предприниматели владели и несколькими заводами. Но коллекционеру всегда интересны кирпичи небольших производств — ведь они могли существовать совсем недолго, переходить из рук в руки. Количество таких кирпичей ограничено. Конечно, такая находка более ценна, — отмечает коллекционер. – Очень ценен также кирпич, который ты находишь сам».

А если не удаётся идентифицировать старинный кирпич с клеймом, то начинаются новые поиски — откуда и кому мог принадлежать артефакт. «Это азартно», — признаётся Максим Данилов.

Например, кирпич с клеймом «ЗПЛ» до сих пор не определён.

В коллекции есть не клеймённые кирпичи разрушенной стены Петропавловской крепости.

Кроме того, в экспозиции представлены огнеупорные кирпичи (в том числе привезённые в Санкт-Петербург из Англии и Швеции). Некоторые сегодняшние экспонаты, произведённые за рубежом, были найдены не только в Северной столице, но и в Севастополе — Инженерной бухте.

Выставка проходит по адресу: пр. Нахимова, 15 (вход справа от лестницы в чёрные ворота).

Телефон для справок: +7 (978) 956-63-87; +7 (978) 542-83-76

Татьяна Руснак

Фото автора

Loading



Выставка старинных кирпичей, Севастополь,

Поделиться:

Похожие посты

О чём говорят татуировки: экскурс в историю и декодирование скрытых сигналов

Татуировка — это не просто украшение или маргинальное явление. Изначально это сложный культурный код, который шифрует информацию о социальном статусе, поле, возрасте, боевой истории, принадлежности к определённому сообществу. Это язык, на котором люд

«Гойда» и Человек-паук: как прошёл суд Долиной

Со времён Джонни Деппа ни одно заседание не вызывало столько ажиотажа, сколько суд Долиной вокруг её квартиры в Хамовниках. Ещё до того, как Верховный суд России огласил вердикт в пользу покупательницы Полины Лурье, сам судебный процесс превратился в

Comic Con Игромир 2025: главные анонсы и премьеры фестиваля

С 12 по 14 декабря в московском «Тимирязев Центре» прошёл фестиваль поп-культуры Comic Con Игромир 2025. Программа была весьма богатой: новые проекты студии Bubble, аниме по игре «Зайчик», продолжение анимационного сериала «Киберслав», перспективные

Спектакль «Таня» как баланс между внутренними трансформациями и запросами общества

«Таня» (16+) — это про свободу и её обретение. Главная героиня спектакля, поставленного на сцене севастопольского театра им. Луначарского режиссёром Иваном Миневцевым, лишь спустя четыре года жизненных трудностей призналась себе, что обрела, наконец,

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Новости ForPost

Метки

Херсонес Неделя моды в Париже спектакль Григорий Лифанов Дворец культуры рыбаков изоляция Севастополь музыка 2023 игры 2023 опера книги СЦКиИ Театр имени Луначарского мода и стиль Неделя моды Гарри Поттер детектив хоррор праздник балет фильмы 2024 Севастопольский театр оперы и балета выставки мультфильмы 2024 куда сходить афиша Севастополь Российские сериалы 2025 сериалы 2023 Афиша Севастополя театр драмы "Психо Дель Арт" российские фильмы Charli XCX фэнтези Билли Айлиш Мода Balenciaga арт-отель "Украина" День Победы театр Луначарского концерт игры аниме 2025 Игры 2025 Обзор мультфильмы музыка 2025 игры 2024 музыка мультфильмы 2023 аниме 2024 спектакли фильмы 2023 Театральная улица кино Модный показ поп-музыка искусство современное искусство Фильмы 2025 Херсонес Таврический Dior Александр Петров карантин K-pop "Кинопоиск" Хаяо Миядзаки фильмы рэп комедия Севастопольский ТЮЗ коронавирус театр Аниме Конкурс "Живая классика" музыка 2024 СевТЮЗ мастер-классы Netflix Музей-заповедник "Херсонес Таврический" драма BLACKPINK сериалы 2024 живопись Новый год 9 мая фестиваль Большой севастопольский офицерский бал ДКР сериалы 2025 рецензия обзор аниме выставка скандал Психо Дель Арт Клим Шипенко Тейлор Свифт Крым Российские сериалы фильмы ужасов художники