История одной любви: французская фиалка для русской эмигрантки

07-05-2017 14:48

27 апреля Московский государственный музыкальный театр «На Басманной» в рамках Дней Москвы представил в Севастополе оперетту Имре Кальмана «Фиалка Монмартра». На три часа зрители театра имени Луначарского окунулись в атмосферу Парижа XIX века, где служители искусства не переставали искать своё место в жизни и верили в самое лучшее.

В основу либретто «Фиалки Монмартра» легли журналистские очерки Анри Морже из его книги «Сцены из жизни богемы». Имре Кальман посвятил эту оперетту своей жене, эмигрантке из Перми Вере Макинской. Можно предположить, что в последствии, её образ стал прототипом сразу двух героинь «Фиалки» — нищей цветочницы Виолетты и жаждущей красивой жизни натурщицы Нинон.

На момент встречи Веры и Кальмана, у Макинской ничего не было за душой: всё её приданое составляли одно единственное потертое платье и комната в убогом пансионате. Кофе в кофейне «Замер» ей давали в долг. В этой кофейне и встретились русская эмигрантка и венгерский композитор. Вера, знавшая до этого лишь нищету, от красивой жизни потеряла голову. После свадьбы девушка купила себе сразу шесть дорогих шуб.

Сам тот факт, что мир увидел «Фиалку Монмартра» можно считать настоящим чудом. Вера Макинская ворвалась в комфортный и отлаженный мир Кальмана подобно шаровой молнии. Она уволила всех старых слуг и настояла на том, чтобы муж из квартиры переехал в небольшой дворец. Композитор был выбит из колеи, но всё равно продолжал любить Веру.

Художественный руководитель театра на «Басманной» и режиссер-постановщик «Фиалки Монмартра» Жанна Тертерян в интервью севастопольским журналистам сказала, что Кальман одухотворил эту оперетту любовью к своей жене. Однако, если отталкиваться от образов, воплощенных на сцене и от самого сюжета, то станет вполне очевидным, что «Фиалка Монмартра» предсказала личную драму в жизни композитора.

Оперетта повествует о жизни трёх молодых людей, представителей парижской богемы – художника Рауля, композитора Марселя и поэта Анри. Они не смотрят в завтрашний день и творят, не стесняя себя никакими рамками.

Друзья живут впроголодь, но всё равно не перестают верить в лучшее. Однако, их возвышенных взглядов не разделяет жена Рауля – красавица Нино. Найдя более выгодную партию в лице министра изящных искусств Фраскатти, она уходит к нему. Казалось бы, вера в любовь подорвана навсегда, но тут в жизни молодых людей появляется очаровательная и талантливая певица Виолетта – будущая героиня их оперетты «Карамболина».

Оперетта – это музыкально-театральный жанр, симбиоз лёгкости и душевности, и поэтому детальный разбор сценографии, режиссерских находок и актёрской игры здесь не особо нужен. Хотя, что касается игры актёров, то в этой версии «Фиалки Монмартра» она имеет не меньшее значение, чем вокальная часть. Как призналась Жанна Тертерян в одном из своих интервью, ей жаль тех зрителей, которые смотрят оперетту с давно играющими актёрами. Вполне вероятно, что когда артисты устают от своих ролей, то едва ли могут передать тот молодой задор и ту любовь, которые должны излучать герои. А ведь это не только любовь к женщине, но и к искусству, и к друзьям, и каждому прожитому дню. Музыка и тексты «Фиалки Монмартра» пронизаны любовью и актёры должны быть самым ярким воплощением этого чувства.

Видимо, Жанна Тертерян смогла донести эту мысль до актёров в полной мере. Иначе как объяснить, что они влюбляют в себя с первых минут? Смотришь на Сергея Высокинского, Александра Кольцова и Евгения Петиша и понимаешь – появись такие люди в жизни заядлого пессимиста, они научат его любить эту жизнь до умопомрачения. Вопреки всему.

Наблюдая за воспитанниками Жанны Тертерян, задумываешься еще и о том, что актёрское мастерство – это ничто, если нет актёрского обаяния. Вячеслав Ткачук в роли дядюшки Франсуа своей игрой подтвердил эту мысль. Почти каждой репликой и жестом вызывать в зале смех – не это ли показатель мастерства и таланта? А также видно, что у актёра есть беспокойная душа, а не только отточенное ремесло.

Эта оперетта невероятно искреннее и легкое произведение. Лёгкость присутствует во всех её составляющих: и в актёрской игре, и в самом действии, и в либретто, и в музыке и, безусловно, в исполнении самих арий. Анастасия Сиваева была очень органична и естественна в роли цветочницы Виолетты. Она также естественно и легко брала самые высокие ноты и это не могло не вызывать восхищения. Единственным незначительным барьером, который стоял между мощным вокалом и слушателями – микрофоны актёров. Однако никакая техника не сможет заглушить эмоциональную составляющую. Пусть голос не был живым в полной мере, но в нём было столько чувства и любви, что микрофонная обработка почти не резала слух.

Хочется отметить, что к подбору актёров Жанна Тертерян подошла весьма мудро. В Павле Бадрахе, исполняющего роль министра изящных искусств можно узнать самого автора оперетты Имре Кальмана. По сюжету, Фраскатти, как и композитор, увлечётся девушкой из низших слоёв. Правда, Вера Макинская едва ли была так хороша и эффектна, как исполнительница роли Нино Ирина Суханова. Когда Фраскатти подставит его секретарь Ренар, и тот останется ни с чем, Нино уйдёт от него к состоятельному мужчине. В результате виртуозных махинаций им окажется никто иной, как Ренар. Этот сюжет повторится в жизни самого Кальмана – Вера Макинская уйдёт от него богатому французу. Правда, через некоторое время она вернётся. Композитор будет счастлив, но писать, как прежде, он не сможет.

В отличии от лёгкой «Фиалки Монмартра», жизнь Имре Кальмана была сложна, и в какой-то мере трагична. Без всяких преувеличений можно сказать, что эмигрантка из России забрала Кальмана у мировой музыки. Однако, до того, как это произошло, великий композитор успел создать одну из самых жизнеутверждающих оперетт. Ее герои вопреки нищете сделали свой выбор в пользу искусства. Кальман же вопреки искусству сделал выбор в пользу любви. Как бы там не было, но в итоге, все нашли своё счастье.

Арсений Веденин

 290 Всего просмотров



Имре Кальман, искусство, оперетта, показывать на главной, театр Луначарского,

Поделиться:

Похожие посты

«Встретимся в пути»: о фильме Хлои Чжао «Земля кочевников»

Два качества, которые определяют фильм «Земля кочевников»: умный и человечный. И если ум и человечность всё ещё высоко ценятся, это вселяет надежду. В российском кинопрокате идёт тихое и печально-счастливое кино от режиссёра Хлои Чжао. Не

Маргарита без Мастера: о фильме Ренаты Литвиновой «Северный ветер»

На экранах российского кинопроката повеяло холодом: это дует «Северный ветер» от Ренаты Литвиновой. Большинство тех, кто фильм уже смотрел, сходятся во мнении, что «фильм очаровательный», но о чём он? «да чёрт его знает о чём». Глазами F

Российский мультпрокат: время подумать о «Душе»

В российском прокате идёт мультфильм, уже собравший (вместе со странами СНГ) свыше 1 млрд. рублей. Ему прочат «Оскара», и эти ожидания вполне оправданы, если вспомнить, что его автор, Пит Доктер, уже является обладателем двух «Оскаров» за анимацию.

Буря в ясный день, или Победа Эроса в одной взятой Деревне

Постановки Григория Лифанова отличаются широтой замысла и смелостью воплощения. Ему по плечу такие полотна, как «Мастер и Маргарита», «Бесы», диптих «Анна Каренина» – «Идеальная любовь». Даже камерный «Крик» Теннесси Уильямса, буквально «втиснутый» в

#ТакоеКино: полёт над бездной, южная готика и нежное трио от Меликян

В сегодняшнем обзоре поговорим не только о новинках этой зимы, но и о тех картинах, которые привлекли к себе внимание в ушедшем 2020-м году. А ещё обратимся к авторскому кино трёхлетней давности. Личные и социальные трагедии, тайны прошлого, окутанны

Новости ForPost

Метки

Лев Толстой Херсонес карантин Россия Море СЦКиИ Фёдор Достоевский музыка День Победы Театральная улица Клим Шипенко Динопарк театр танца Вадима Елизарова 75 лет Победы Дворец культуры рыбаков фестиваль СевТЮЗ Золотая балка Картины Опера в Херсонесе Херсонес Таврический кино Мастер и Маргарита Севастополь коронавирус балет Севастопольский военно-исторический музей-заповедник кинофестиваль Святой Владимир Конкурс "Живая классика" арт-отель "Украина" День ВМФ искусство поэзия спектакль Кванториум Анна Каренина Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Федюхины высоты кинорецензия выставка Сергей Шнуров фильмы 9 мая Крымская война Музеи онлайн VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Фонд «Живая классика» вокал Импровизационный батл мастер-классы Ольга Панкратова онлайн-марафон пандемия спектакли опера Живая классика изоляция ДКР Крымский военно-исторический фестиваль художник группа Ленинград День рыбака творчество Великая Отечественная война История Санкт-Петербург художники дети Большой севастопольский офицерский бал праздник книги выставки концерт Крымская весна #WineFest живопись Психо Дель Арт театр Луначарского открытие сезона конкурс шоу театр драмы "Психо Дель Арт" Молодёжь благотворительность Севастопольский ТЮЗ Бесы самоизоляция Эрмитаж Балаклава Севастопольский офицерский бал Достоевский Александр Петров современное искусство Григорий Лифанов Театр имени Луначарского Конкурс красоты Театр им. Кукол роман "Текст" театр Афиша Севастополя