История одной любви: французская фиалка для русской эмигрантки

07-05-2017 14:48

27 апреля Московский государственный музыкальный театр «На Басманной» в рамках Дней Москвы представил в Севастополе оперетту Имре Кальмана «Фиалка Монмартра». На три часа зрители театра имени Луначарского окунулись в атмосферу Парижа XIX века, где служители искусства не переставали искать своё место в жизни и верили в самое лучшее.

В основу либретто «Фиалки Монмартра» легли журналистские очерки Анри Морже из его книги «Сцены из жизни богемы». Имре Кальман посвятил эту оперетту своей жене, эмигрантке из Перми Вере Макинской. Можно предположить, что в последствии, её образ стал прототипом сразу двух героинь «Фиалки» — нищей цветочницы Виолетты и жаждущей красивой жизни натурщицы Нинон.

На момент встречи Веры и Кальмана, у Макинской ничего не было за душой: всё её приданое составляли одно единственное потертое платье и комната в убогом пансионате. Кофе в кофейне «Замер» ей давали в долг. В этой кофейне и встретились русская эмигрантка и венгерский композитор. Вера, знавшая до этого лишь нищету, от красивой жизни потеряла голову. После свадьбы девушка купила себе сразу шесть дорогих шуб.

Сам тот факт, что мир увидел «Фиалку Монмартра» можно считать настоящим чудом. Вера Макинская ворвалась в комфортный и отлаженный мир Кальмана подобно шаровой молнии. Она уволила всех старых слуг и настояла на том, чтобы муж из квартиры переехал в небольшой дворец. Композитор был выбит из колеи, но всё равно продолжал любить Веру.

Художественный руководитель театра на «Басманной» и режиссер-постановщик «Фиалки Монмартра» Жанна Тертерян в интервью севастопольским журналистам сказала, что Кальман одухотворил эту оперетту любовью к своей жене. Однако, если отталкиваться от образов, воплощенных на сцене и от самого сюжета, то станет вполне очевидным, что «Фиалка Монмартра» предсказала личную драму в жизни композитора.

Оперетта повествует о жизни трёх молодых людей, представителей парижской богемы – художника Рауля, композитора Марселя и поэта Анри. Они не смотрят в завтрашний день и творят, не стесняя себя никакими рамками.

Друзья живут впроголодь, но всё равно не перестают верить в лучшее. Однако, их возвышенных взглядов не разделяет жена Рауля – красавица Нино. Найдя более выгодную партию в лице министра изящных искусств Фраскатти, она уходит к нему. Казалось бы, вера в любовь подорвана навсегда, но тут в жизни молодых людей появляется очаровательная и талантливая певица Виолетта – будущая героиня их оперетты «Карамболина».

Оперетта – это музыкально-театральный жанр, симбиоз лёгкости и душевности, и поэтому детальный разбор сценографии, режиссерских находок и актёрской игры здесь не особо нужен. Хотя, что касается игры актёров, то в этой версии «Фиалки Монмартра» она имеет не меньшее значение, чем вокальная часть. Как призналась Жанна Тертерян в одном из своих интервью, ей жаль тех зрителей, которые смотрят оперетту с давно играющими актёрами. Вполне вероятно, что когда артисты устают от своих ролей, то едва ли могут передать тот молодой задор и ту любовь, которые должны излучать герои. А ведь это не только любовь к женщине, но и к искусству, и к друзьям, и каждому прожитому дню. Музыка и тексты «Фиалки Монмартра» пронизаны любовью и актёры должны быть самым ярким воплощением этого чувства.

Видимо, Жанна Тертерян смогла донести эту мысль до актёров в полной мере. Иначе как объяснить, что они влюбляют в себя с первых минут? Смотришь на Сергея Высокинского, Александра Кольцова и Евгения Петиша и понимаешь – появись такие люди в жизни заядлого пессимиста, они научат его любить эту жизнь до умопомрачения. Вопреки всему.

Наблюдая за воспитанниками Жанны Тертерян, задумываешься еще и о том, что актёрское мастерство – это ничто, если нет актёрского обаяния. Вячеслав Ткачук в роли дядюшки Франсуа своей игрой подтвердил эту мысль. Почти каждой репликой и жестом вызывать в зале смех – не это ли показатель мастерства и таланта? А также видно, что у актёра есть беспокойная душа, а не только отточенное ремесло.

Эта оперетта невероятно искреннее и легкое произведение. Лёгкость присутствует во всех её составляющих: и в актёрской игре, и в самом действии, и в либретто, и в музыке и, безусловно, в исполнении самих арий. Анастасия Сиваева была очень органична и естественна в роли цветочницы Виолетты. Она также естественно и легко брала самые высокие ноты и это не могло не вызывать восхищения. Единственным незначительным барьером, который стоял между мощным вокалом и слушателями – микрофоны актёров. Однако никакая техника не сможет заглушить эмоциональную составляющую. Пусть голос не был живым в полной мере, но в нём было столько чувства и любви, что микрофонная обработка почти не резала слух.

Хочется отметить, что к подбору актёров Жанна Тертерян подошла весьма мудро. В Павле Бадрахе, исполняющего роль министра изящных искусств можно узнать самого автора оперетты Имре Кальмана. По сюжету, Фраскатти, как и композитор, увлечётся девушкой из низших слоёв. Правда, Вера Макинская едва ли была так хороша и эффектна, как исполнительница роли Нино Ирина Суханова. Когда Фраскатти подставит его секретарь Ренар, и тот останется ни с чем, Нино уйдёт от него к состоятельному мужчине. В результате виртуозных махинаций им окажется никто иной, как Ренар. Этот сюжет повторится в жизни самого Кальмана – Вера Макинская уйдёт от него богатому французу. Правда, через некоторое время она вернётся. Композитор будет счастлив, но писать, как прежде, он не сможет.

В отличии от лёгкой «Фиалки Монмартра», жизнь Имре Кальмана была сложна, и в какой-то мере трагична. Без всяких преувеличений можно сказать, что эмигрантка из России забрала Кальмана у мировой музыки. Однако, до того, как это произошло, великий композитор успел создать одну из самых жизнеутверждающих оперетт. Ее герои вопреки нищете сделали свой выбор в пользу искусства. Кальман же вопреки искусству сделал выбор в пользу любви. Как бы там не было, но в итоге, все нашли своё счастье.

Арсений Веденин

Loading



Имре Кальман, искусство, оперетта, показывать на главной, театр Луначарского,

Поделиться:

Похожие посты

«The Tortured Poets Department»: стагнация Тейлор Свифт

Тейлор Свифт уже давно вышла за пределы кантри и стала культурным феноменом в мире поп-музыки. Кто-то считает её песни слишком простыми, а кому-то нравится эта искренность в каждой строчке. Отрицать её влияние на индустрию бессмысленно, и сама Свифт

Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?

Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — филь

«Смута»: каким получился «Ведьмак» по-русски?

Конкурент «Ведьмака», убийца «Red Dead Redemption 2» и «Assassin's Creed» — как только не называли игру «Смута» студии Cyberia Nova. По геймплейному трейлеру и демо-версии, так называемой экскурсии, пользователи пришли к выводу: до известных AAA-игр

Музыка лечит: чему учит новый фильм «Ненормальный»?

Кино, где ни с кем из героев не происходит ничего плохого, уже не воспринимается как что-то банальное. Особенно когда это контрастирует с главной темой картины. Поэтому когда новый отечественный фильм «Ненормальный» рассказывает о больном мальчике по

Снимаю шляпу! Каким вышел альбом Бейонсе «COWBOY CARTER»

Покорив танцпол на пластинке «Renaissance», Бейонсе решила глубже изучить свои техасские корни. Новый альбом певицы — «COWBOY CARTER» — воспевает и переосмысляет кантри, хотя главный его «жанр» — сама Бейонсе. Удалось ли певице «оседлать» новый жанр

Новости ForPost

Метки

Театр им. Кукол Balenciaga кинофестиваль Святой Владимир Louis Vuitton Dior театр драмы "Психо Дель Арт" театр Луначарского российские фильмы мультфильмы Федюхины высоты СевТЮЗ Молодёжь изоляция Сергей Безруков хоррор искусство Афиша Севастополя Большой севастопольский офицерский бал живопись Новый год Александр Петров театр Музеи онлайн балет Динопарк фильмы 2023 фильмы Тейлор Свифт ДКР Театр Лавренёва Фонд «Живая классика» музыка 2023 Фёдор Достоевский фильмы 2024 концерт праздник выставка Херсонес Григорий Лифанов День ВМФ спектакль Балаклава мастер-классы Модный показ Севастопольский театр оперы и балета 9 мая Неделя моды в Париже Ольга Панкратова поэзия Картины Клим Шипенко Театр имени Луначарского Море сериалы 2023 ЦГБ им. Л.Н.Толстого Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Андрей Маслов кино Netflix Конкурс "Живая классика" Неделя моды спектакли фестиваль Мода игры 2023 Дворец культуры рыбаков Театральная улица Психо Дель Арт Конкурс красоты мультфильмы 2023 творчество День Победы арт-отель "Украина" Аниме Российские сериалы Музей обороны Севастополя художники Севастопольский ТЮЗ фестиваль «Природа Искусства» рецензия книги СЦКиИ 8 марта Золотая балка «Оперные вечера в Севастополе» карантин Херсонес Таврический коронавирус куда сходить Санкт-Петербург Крым опера Фестиваль «Таврида — АРТ» музыка Михаил Булгаков "Кинопоиск" выставки мода и стиль Севастополь Достоевский