История одной любви: французская фиалка для русской эмигрантки

07-05-2017 14:48

27 апреля Московский государственный музыкальный театр «На Басманной» в рамках Дней Москвы представил в Севастополе оперетту Имре Кальмана «Фиалка Монмартра». На три часа зрители театра имени Луначарского окунулись в атмосферу Парижа XIX века, где служители искусства не переставали искать своё место в жизни и верили в самое лучшее.

В основу либретто «Фиалки Монмартра» легли журналистские очерки Анри Морже из его книги «Сцены из жизни богемы». Имре Кальман посвятил эту оперетту своей жене, эмигрантке из Перми Вере Макинской. Можно предположить, что в последствии, её образ стал прототипом сразу двух героинь «Фиалки» — нищей цветочницы Виолетты и жаждущей красивой жизни натурщицы Нинон.

На момент встречи Веры и Кальмана, у Макинской ничего не было за душой: всё её приданое составляли одно единственное потертое платье и комната в убогом пансионате. Кофе в кофейне «Замер» ей давали в долг. В этой кофейне и встретились русская эмигрантка и венгерский композитор. Вера, знавшая до этого лишь нищету, от красивой жизни потеряла голову. После свадьбы девушка купила себе сразу шесть дорогих шуб.

Сам тот факт, что мир увидел «Фиалку Монмартра» можно считать настоящим чудом. Вера Макинская ворвалась в комфортный и отлаженный мир Кальмана подобно шаровой молнии. Она уволила всех старых слуг и настояла на том, чтобы муж из квартиры переехал в небольшой дворец. Композитор был выбит из колеи, но всё равно продолжал любить Веру.

Художественный руководитель театра на «Басманной» и режиссер-постановщик «Фиалки Монмартра» Жанна Тертерян в интервью севастопольским журналистам сказала, что Кальман одухотворил эту оперетту любовью к своей жене. Однако, если отталкиваться от образов, воплощенных на сцене и от самого сюжета, то станет вполне очевидным, что «Фиалка Монмартра» предсказала личную драму в жизни композитора.

Оперетта повествует о жизни трёх молодых людей, представителей парижской богемы – художника Рауля, композитора Марселя и поэта Анри. Они не смотрят в завтрашний день и творят, не стесняя себя никакими рамками.

Друзья живут впроголодь, но всё равно не перестают верить в лучшее. Однако, их возвышенных взглядов не разделяет жена Рауля – красавица Нино. Найдя более выгодную партию в лице министра изящных искусств Фраскатти, она уходит к нему. Казалось бы, вера в любовь подорвана навсегда, но тут в жизни молодых людей появляется очаровательная и талантливая певица Виолетта – будущая героиня их оперетты «Карамболина».

Оперетта – это музыкально-театральный жанр, симбиоз лёгкости и душевности, и поэтому детальный разбор сценографии, режиссерских находок и актёрской игры здесь не особо нужен. Хотя, что касается игры актёров, то в этой версии «Фиалки Монмартра» она имеет не меньшее значение, чем вокальная часть. Как призналась Жанна Тертерян в одном из своих интервью, ей жаль тех зрителей, которые смотрят оперетту с давно играющими актёрами. Вполне вероятно, что когда артисты устают от своих ролей, то едва ли могут передать тот молодой задор и ту любовь, которые должны излучать герои. А ведь это не только любовь к женщине, но и к искусству, и к друзьям, и каждому прожитому дню. Музыка и тексты «Фиалки Монмартра» пронизаны любовью и актёры должны быть самым ярким воплощением этого чувства.

Видимо, Жанна Тертерян смогла донести эту мысль до актёров в полной мере. Иначе как объяснить, что они влюбляют в себя с первых минут? Смотришь на Сергея Высокинского, Александра Кольцова и Евгения Петиша и понимаешь – появись такие люди в жизни заядлого пессимиста, они научат его любить эту жизнь до умопомрачения. Вопреки всему.

Наблюдая за воспитанниками Жанны Тертерян, задумываешься еще и о том, что актёрское мастерство – это ничто, если нет актёрского обаяния. Вячеслав Ткачук в роли дядюшки Франсуа своей игрой подтвердил эту мысль. Почти каждой репликой и жестом вызывать в зале смех – не это ли показатель мастерства и таланта? А также видно, что у актёра есть беспокойная душа, а не только отточенное ремесло.

Эта оперетта невероятно искреннее и легкое произведение. Лёгкость присутствует во всех её составляющих: и в актёрской игре, и в самом действии, и в либретто, и в музыке и, безусловно, в исполнении самих арий. Анастасия Сиваева была очень органична и естественна в роли цветочницы Виолетты. Она также естественно и легко брала самые высокие ноты и это не могло не вызывать восхищения. Единственным незначительным барьером, который стоял между мощным вокалом и слушателями – микрофоны актёров. Однако никакая техника не сможет заглушить эмоциональную составляющую. Пусть голос не был живым в полной мере, но в нём было столько чувства и любви, что микрофонная обработка почти не резала слух.

Хочется отметить, что к подбору актёров Жанна Тертерян подошла весьма мудро. В Павле Бадрахе, исполняющего роль министра изящных искусств можно узнать самого автора оперетты Имре Кальмана. По сюжету, Фраскатти, как и композитор, увлечётся девушкой из низших слоёв. Правда, Вера Макинская едва ли была так хороша и эффектна, как исполнительница роли Нино Ирина Суханова. Когда Фраскатти подставит его секретарь Ренар, и тот останется ни с чем, Нино уйдёт от него к состоятельному мужчине. В результате виртуозных махинаций им окажется никто иной, как Ренар. Этот сюжет повторится в жизни самого Кальмана – Вера Макинская уйдёт от него богатому французу. Правда, через некоторое время она вернётся. Композитор будет счастлив, но писать, как прежде, он не сможет.

В отличии от лёгкой «Фиалки Монмартра», жизнь Имре Кальмана была сложна, и в какой-то мере трагична. Без всяких преувеличений можно сказать, что эмигрантка из России забрала Кальмана у мировой музыки. Однако, до того, как это произошло, великий композитор успел создать одну из самых жизнеутверждающих оперетт. Ее герои вопреки нищете сделали свой выбор в пользу искусства. Кальман же вопреки искусству сделал выбор в пользу любви. Как бы там не было, но в итоге, все нашли своё счастье.

Арсений Веденин

 628 Всего просмотров



Имре Кальман, искусство, оперетта, показывать на главной, театр Луначарского,

Поделиться:

Похожие посты

«Аллея кошмаров»: магия кино и никакого мошенничества

Знаменитый Гильермо дель Торо решил отойти от амплуа главного кудесника кинематографа: в этом фильме магия, напротив, разоблачается, а монстрами являются сами люди. Это делает новую картину ещё более жуткой. И оттого прекрасной. Авантюрист Стэн Ка

King's Man: шпионаж с привкусом клюквы

Спустя несколько переносов, новое детище Мэттью Вона наконец-то увидело свет. И пока одни зрители рады возвращению балагурного шпионского боевика, другие воспринимают подзаголовок «Начало» как начало конца. Картина изящно рассказывает нам предысто

«Последний богатырь: Посланник Тьмы»: сказка для неприхотливых

Пока славянское фэнтези начинает робко заявлять о себе в поп-культуре, наши киноделы дают мастер-класс по тому, как загнать жанр обратно в забвение. И вот уже третий по счёту, но всё ещё последний «Богатырь», становится их главной жертвой. Пожалуй, н

«Не смотрите наверх»: комедия, от которой не до смеха

Пусть этот заголовок не вводит вас в заблуждение. Фильм способен  неоднократно рассмешить. Но в какой-то момент придёт осознание: то, что происходит на экране — не так уж далеко от реальности. И вот это уже не смешно. Астрофизик Рэндалл Минди и ег

Новости ForPost

Метки

Херсонес Таврический Международный день танца мастер-классы онлайн-марафон День Победы Музеи онлайн Севастополь Театр им. Кукол Психо Дель Арт Крым праздник Великая Отечественная война Лев Толстой танцы Херсонес Большой севастопольский офицерский бал театр Луначарского книги 75 лет Победы История Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Балаклава Ольга Панкратова Фонд «Живая классика» День ВМФ коронавирус «Оперные вечера в Севастополе» Клим Шипенко выставка Достоевский Крымский военно-исторический фестиваль искусство Конкурс красоты Новый год Валерий Либа дети Zакрытый покаZ Театральная улица кинофестиваль Святой Владимир Театр Лавренёва кино Афиша Севастополя Анна Каренина самоизоляция «Эхо БДФ» театр драмы "Психо Дель Арт" шоу выставки ДКР Крымская весна Санкт-Петербург Фёдор Достоевский концерт спектакль Севастопольский военно-исторический музей-заповедник 9 мая творчество Молодёжь Дворец культуры рыбаков VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Григорий Лифанов живопись опера благотворительность Мариинский театр СевТЮЗ Море Конкурс "Живая классика" Опера в Херсонесе Сергей Шнуров Таврида-АРТ поэзия Картины Золотая балка Театр имени Луначарского Виталий Либа театр карантин художники музыка Эрмитаж арт-отель "Украина" пандемия изоляция Михаил Булгаков Севастопольский театр оперы и балета Андрей Маслов спектакли Живая классика СЦКиИ Федюхины высоты балет Севастопольский ТЮЗ Сергей Безруков Александр Петров фестиваль фильмы художник Динопарк Большие гастроли