История одной любви: французская фиалка для русской эмигрантки

07-05-2017 14:48

27 апреля Московский государственный музыкальный театр «На Басманной» в рамках Дней Москвы представил в Севастополе оперетту Имре Кальмана «Фиалка Монмартра». На три часа зрители театра имени Луначарского окунулись в атмосферу Парижа XIX века, где служители искусства не переставали искать своё место в жизни и верили в самое лучшее.

В основу либретто «Фиалки Монмартра» легли журналистские очерки Анри Морже из его книги «Сцены из жизни богемы». Имре Кальман посвятил эту оперетту своей жене, эмигрантке из Перми Вере Макинской. Можно предположить, что в последствии, её образ стал прототипом сразу двух героинь «Фиалки» — нищей цветочницы Виолетты и жаждущей красивой жизни натурщицы Нинон.

На момент встречи Веры и Кальмана, у Макинской ничего не было за душой: всё её приданое составляли одно единственное потертое платье и комната в убогом пансионате. Кофе в кофейне «Замер» ей давали в долг. В этой кофейне и встретились русская эмигрантка и венгерский композитор. Вера, знавшая до этого лишь нищету, от красивой жизни потеряла голову. После свадьбы девушка купила себе сразу шесть дорогих шуб.

Сам тот факт, что мир увидел «Фиалку Монмартра» можно считать настоящим чудом. Вера Макинская ворвалась в комфортный и отлаженный мир Кальмана подобно шаровой молнии. Она уволила всех старых слуг и настояла на том, чтобы муж из квартиры переехал в небольшой дворец. Композитор был выбит из колеи, но всё равно продолжал любить Веру.

Художественный руководитель театра на «Басманной» и режиссер-постановщик «Фиалки Монмартра» Жанна Тертерян в интервью севастопольским журналистам сказала, что Кальман одухотворил эту оперетту любовью к своей жене. Однако, если отталкиваться от образов, воплощенных на сцене и от самого сюжета, то станет вполне очевидным, что «Фиалка Монмартра» предсказала личную драму в жизни композитора.

Оперетта повествует о жизни трёх молодых людей, представителей парижской богемы – художника Рауля, композитора Марселя и поэта Анри. Они не смотрят в завтрашний день и творят, не стесняя себя никакими рамками.

Друзья живут впроголодь, но всё равно не перестают верить в лучшее. Однако, их возвышенных взглядов не разделяет жена Рауля – красавица Нино. Найдя более выгодную партию в лице министра изящных искусств Фраскатти, она уходит к нему. Казалось бы, вера в любовь подорвана навсегда, но тут в жизни молодых людей появляется очаровательная и талантливая певица Виолетта – будущая героиня их оперетты «Карамболина».

Оперетта – это музыкально-театральный жанр, симбиоз лёгкости и душевности, и поэтому детальный разбор сценографии, режиссерских находок и актёрской игры здесь не особо нужен. Хотя, что касается игры актёров, то в этой версии «Фиалки Монмартра» она имеет не меньшее значение, чем вокальная часть. Как призналась Жанна Тертерян в одном из своих интервью, ей жаль тех зрителей, которые смотрят оперетту с давно играющими актёрами. Вполне вероятно, что когда артисты устают от своих ролей, то едва ли могут передать тот молодой задор и ту любовь, которые должны излучать герои. А ведь это не только любовь к женщине, но и к искусству, и к друзьям, и каждому прожитому дню. Музыка и тексты «Фиалки Монмартра» пронизаны любовью и актёры должны быть самым ярким воплощением этого чувства.

Видимо, Жанна Тертерян смогла донести эту мысль до актёров в полной мере. Иначе как объяснить, что они влюбляют в себя с первых минут? Смотришь на Сергея Высокинского, Александра Кольцова и Евгения Петиша и понимаешь – появись такие люди в жизни заядлого пессимиста, они научат его любить эту жизнь до умопомрачения. Вопреки всему.

Наблюдая за воспитанниками Жанны Тертерян, задумываешься еще и о том, что актёрское мастерство – это ничто, если нет актёрского обаяния. Вячеслав Ткачук в роли дядюшки Франсуа своей игрой подтвердил эту мысль. Почти каждой репликой и жестом вызывать в зале смех – не это ли показатель мастерства и таланта? А также видно, что у актёра есть беспокойная душа, а не только отточенное ремесло.

Эта оперетта невероятно искреннее и легкое произведение. Лёгкость присутствует во всех её составляющих: и в актёрской игре, и в самом действии, и в либретто, и в музыке и, безусловно, в исполнении самих арий. Анастасия Сиваева была очень органична и естественна в роли цветочницы Виолетты. Она также естественно и легко брала самые высокие ноты и это не могло не вызывать восхищения. Единственным незначительным барьером, который стоял между мощным вокалом и слушателями – микрофоны актёров. Однако никакая техника не сможет заглушить эмоциональную составляющую. Пусть голос не был живым в полной мере, но в нём было столько чувства и любви, что микрофонная обработка почти не резала слух.

Хочется отметить, что к подбору актёров Жанна Тертерян подошла весьма мудро. В Павле Бадрахе, исполняющего роль министра изящных искусств можно узнать самого автора оперетты Имре Кальмана. По сюжету, Фраскатти, как и композитор, увлечётся девушкой из низших слоёв. Правда, Вера Макинская едва ли была так хороша и эффектна, как исполнительница роли Нино Ирина Суханова. Когда Фраскатти подставит его секретарь Ренар, и тот останется ни с чем, Нино уйдёт от него к состоятельному мужчине. В результате виртуозных махинаций им окажется никто иной, как Ренар. Этот сюжет повторится в жизни самого Кальмана – Вера Макинская уйдёт от него богатому французу. Правда, через некоторое время она вернётся. Композитор будет счастлив, но писать, как прежде, он не сможет.

В отличии от лёгкой «Фиалки Монмартра», жизнь Имре Кальмана была сложна, и в какой-то мере трагична. Без всяких преувеличений можно сказать, что эмигрантка из России забрала Кальмана у мировой музыки. Однако, до того, как это произошло, великий композитор успел создать одну из самых жизнеутверждающих оперетт. Ее герои вопреки нищете сделали свой выбор в пользу искусства. Кальман же вопреки искусству сделал выбор в пользу любви. Как бы там не было, но в итоге, все нашли своё счастье.

Арсений Веденин

 3,069 Всего просмотров



Имре Кальман, искусство, оперетта, показывать на главной, театр Луначарского,

Поделиться:

Похожие посты

Главные музыкальные новинки: Лана Дель Рей и Depeche Mode

Март выдался богатым на интересные релизы. Одни слушают новый альбом Майли Сайрус в надежде найти там ещё один хит уровня «Flowers». Другие балуют себя экспериментальным хип-хопом от Дэнни Брауна и JPEGMAFIA. Мы же расскажем о самых впечатляющих нови

«Джон Уик 4»: три часа отборного мордобоя

Спустя четыре года на экраны выходит четвёртая глава захватывающей истории пенсионера-наёмника. Киллер по прозвищу «Баба-Яга» готов дальше мстить и противостоять сети могущественной мафии. «Джон Уик» с каждым новым фильмом собирал в прокате всё больш

Сериал «Король и Шут»: не докудрама, а мрачная сказка

Отечественные студии продолжают радовать нас новыми проектами. Не так давно мы обсуждали попытку экранизировать жизнь Фаины Раневской — работа спорная, хоть и качественная

Мандалорец, 3 сезон: в одну реку трижды

Пока большинство новых проектов по «Звёздным войнам» смешивают с грязью, «Мандалорец» уже два сезона подряд радует аудиторию. В день выхода первой серии нового сезона выясняем, получилось ли сериалу удержать планку качества.

Подробнее

Что послушать? Музыкальные новинки февраля

Зима постепенно подходит к концу, но обещает остаться в памяти новинками игр и кино. От Чебурашки и до

Новости ForPost

Метки

фильмы Море Крымский военно-исторический фестиваль концерт коронавирус История Опера в Херсонесе Динопарк Фонд «Живая классика» Григорий Лифанов праздник фестиваль Мариинский театр игры 2023 Анна Каренина СЦКиИ ЦГБ им. Л.Н.Толстого Картины Живая классика дети мастер-классы карантин музыка Александр Петров спектакль опера День ВМФ Большой севастопольский офицерский бал Сергей Шнуров искусство 75 лет Победы Севастопольский театр оперы и балета Аниме Театр Лавренёва ДКР Музеи онлайн Севастополь Сергей Безруков Афиша Севастополя 9 мая художники Бесы Фестиваль «Таврида — АРТ» сериалы 2023 СевТЮЗ Балаклава арт-отель "Украина" «Оперные вечера в Севастополе» театр Луначарского Лев Толстой Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Крым Херсонес Таврический фильмы 2023 театр творчество фестиваль «Природа Искусства» кино книги живопись Эрмитаж Херсонес Виталий Либа поэзия Музей обороны Севастополя Санкт-Петербург изоляция рецензия Дворец культуры рыбаков Таврида-АРТ День Победы спектакли Валерий Либа Мода Мастер и Маргарита Молодёжь Севастопольский ТЮЗ Федюхины высоты балет Театр им. Кукол художник выставки Достоевский театр драмы "Психо Дель Арт" Конкурс красоты Новый год Конкурс "Живая классика" Михаил Булгаков выставка Клим Шипенко Золотая балка Ольга Панкратова танцы кинофестиваль Святой Владимир Фёдор Достоевский Андрей Маслов Театральная улица Россия Театр имени Луначарского Психо Дель Арт