История одной любви: французская фиалка для русской эмигрантки

07-05-2017 14:48
Имре Кальман, искусство, оперетта, показывать на главной, театр Луначарского,

27 апреля Московский государственный музыкальный театр «На Басманной» в рамках Дней Москвы представил в Севастополе оперетту Имре Кальмана «Фиалка Монмартра». На три часа зрители театра имени Луначарского окунулись в атмосферу Парижа XIX века, где служители искусства не переставали искать своё место в жизни и верили в самое лучшее.

В основу либретто «Фиалки Монмартра» легли журналистские очерки Анри Морже из его книги «Сцены из жизни богемы». Имре Кальман посвятил эту оперетту своей жене, эмигрантке из Перми Вере Макинской. Можно предположить, что в последствии, её образ стал прототипом сразу двух героинь «Фиалки» — нищей цветочницы Виолетты и жаждущей красивой жизни натурщицы Нинон.

На момент встречи Веры и Кальмана, у Макинской ничего не было за душой: всё её приданое составляли одно единственное потертое платье и комната в убогом пансионате. Кофе в кофейне «Замер» ей давали в долг. В этой кофейне и встретились русская эмигрантка и венгерский композитор. Вера, знавшая до этого лишь нищету, от красивой жизни потеряла голову. После свадьбы девушка купила себе сразу шесть дорогих шуб.

Сам тот факт, что мир увидел «Фиалку Монмартра» можно считать настоящим чудом. Вера Макинская ворвалась в комфортный и отлаженный мир Кальмана подобно шаровой молнии. Она уволила всех старых слуг и настояла на том, чтобы муж из квартиры переехал в небольшой дворец. Композитор был выбит из колеи, но всё равно продолжал любить Веру.

Художественный руководитель театра на «Басманной» и режиссер-постановщик «Фиалки Монмартра» Жанна Тертерян в интервью севастопольским журналистам сказала, что Кальман одухотворил эту оперетту любовью к своей жене. Однако, если отталкиваться от образов, воплощенных на сцене и от самого сюжета, то станет вполне очевидным, что «Фиалка Монмартра» предсказала личную драму в жизни композитора.

Оперетта повествует о жизни трёх молодых людей, представителей парижской богемы – художника Рауля, композитора Марселя и поэта Анри. Они не смотрят в завтрашний день и творят, не стесняя себя никакими рамками.

Друзья живут впроголодь, но всё равно не перестают верить в лучшее. Однако, их возвышенных взглядов не разделяет жена Рауля – красавица Нино. Найдя более выгодную партию в лице министра изящных искусств Фраскатти, она уходит к нему. Казалось бы, вера в любовь подорвана навсегда, но тут в жизни молодых людей появляется очаровательная и талантливая певица Виолетта – будущая героиня их оперетты «Карамболина».

Оперетта – это музыкально-театральный жанр, симбиоз лёгкости и душевности, и поэтому детальный разбор сценографии, режиссерских находок и актёрской игры здесь не особо нужен. Хотя, что касается игры актёров, то в этой версии «Фиалки Монмартра» она имеет не меньшее значение, чем вокальная часть. Как призналась Жанна Тертерян в одном из своих интервью, ей жаль тех зрителей, которые смотрят оперетту с давно играющими актёрами. Вполне вероятно, что когда артисты устают от своих ролей, то едва ли могут передать тот молодой задор и ту любовь, которые должны излучать герои. А ведь это не только любовь к женщине, но и к искусству, и к друзьям, и каждому прожитому дню. Музыка и тексты «Фиалки Монмартра» пронизаны любовью и актёры должны быть самым ярким воплощением этого чувства.

Видимо, Жанна Тертерян смогла донести эту мысль до актёров в полной мере. Иначе как объяснить, что они влюбляют в себя с первых минут? Смотришь на Сергея Высокинского, Александра Кольцова и Евгения Петиша и понимаешь – появись такие люди в жизни заядлого пессимиста, они научат его любить эту жизнь до умопомрачения. Вопреки всему.

Наблюдая за воспитанниками Жанны Тертерян, задумываешься еще и о том, что актёрское мастерство – это ничто, если нет актёрского обаяния. Вячеслав Ткачук в роли дядюшки Франсуа своей игрой подтвердил эту мысль. Почти каждой репликой и жестом вызывать в зале смех – не это ли показатель мастерства и таланта? А также видно, что у актёра есть беспокойная душа, а не только отточенное ремесло.

Эта оперетта невероятно искреннее и легкое произведение. Лёгкость присутствует во всех её составляющих: и в актёрской игре, и в самом действии, и в либретто, и в музыке и, безусловно, в исполнении самих арий. Анастасия Сиваева была очень органична и естественна в роли цветочницы Виолетты. Она также естественно и легко брала самые высокие ноты и это не могло не вызывать восхищения. Единственным незначительным барьером, который стоял между мощным вокалом и слушателями – микрофоны актёров. Однако никакая техника не сможет заглушить эмоциональную составляющую. Пусть голос не был живым в полной мере, но в нём было столько чувства и любви, что микрофонная обработка почти не резала слух.

Хочется отметить, что к подбору актёров Жанна Тертерян подошла весьма мудро. В Павле Бадрахе, исполняющего роль министра изящных искусств можно узнать самого автора оперетты Имре Кальмана. По сюжету, Фраскатти, как и композитор, увлечётся девушкой из низших слоёв. Правда, Вера Макинская едва ли была так хороша и эффектна, как исполнительница роли Нино Ирина Суханова. Когда Фраскатти подставит его секретарь Ренар, и тот останется ни с чем, Нино уйдёт от него к состоятельному мужчине. В результате виртуозных махинаций им окажется никто иной, как Ренар. Этот сюжет повторится в жизни самого Кальмана – Вера Макинская уйдёт от него богатому французу. Правда, через некоторое время она вернётся. Композитор будет счастлив, но писать, как прежде, он не сможет.

В отличии от лёгкой «Фиалки Монмартра», жизнь Имре Кальмана была сложна, и в какой-то мере трагична. Без всяких преувеличений можно сказать, что эмигрантка из России забрала Кальмана у мировой музыки. Однако, до того, как это произошло, великий композитор успел создать одну из самых жизнеутверждающих оперетт. Ее герои вопреки нищете сделали свой выбор в пользу искусства. Кальман же вопреки искусству сделал выбор в пользу любви. Как бы там не было, но в итоге, все нашли своё счастье.

Арсений Веденин

 99 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

#ТакоеКино: ода нежности, проклятый перевал и беспощадные СМИ

Порою бывает не так просто в потоке осенних премьер выделить что-то действительно стоящее. Онлайн-кинотеатры и ТВ предлагают достаточное количество интересного контента. Но ведь согласитесь, главный критерий всегда остаётся неизменным – сильные эмоци

#ТакоеКино: влюблённый Шерлок, загадочный «Псих» и новый «Метод»

Любите ли вы осень так, как любят её поклонники сериалов? Согласитесь, трудно не любить это время года, когда можешь заварить себе вкусный чай, завернуться в плед, положить в ноги кота и мониторить новинки онлайн-кинотеатров. Увы, пока оффлайн-киноте

Изоляция в стиле артхаус: одиночество в странном городе и надежда напоследок

Есть такие фильмы, которые вряд ли станешь пересматривать, но в киноархивах собственной памяти для них будет отведено достойное место. Ещё долгое время атмосфера картины не отпустит, звукоряд прочно осядет в голове, а композиционно выверенные и эмоци

«Хороший человек» и его грани: Богомолов копает вглубь

На видеосервисе START недавно завершился показ сериала Константина Богомолова «Хороший человек». Мы все помним столичный лоск его «Содержанок» — своеобразного гида по красивой жизни современной Москвы. В этот же раз Богомолов отказывается от внешних

Лучше бы не снимали: финал «Кухни» разочаровывает по всем фронтам

28 сентября на телеканале СТС стартовал второй и финальный сезон сериала «Кухня. Война за отель». В эфир уже вышло 11 серий проекта, и пока что не покидает мысль, что уходить надо вовремя и красиво. Так называемая перезагрузка действительно успешного

Новости ForPost

Метки

Живая классика художник театр танца Вадима Елизарова Театр имени Луначарского Конкурс "Живая классика" карантин Музеи онлайн роман "Текст" кино Севастополь Музей-заповедник "Херсонес Таврический" выставка Кванториум День ВМФ Бесы Динопарк Картины День рыбака вокал Балаклава поэзия Дмитрий Глуховский благотворительность Дворец культуры рыбаков Молодёжь Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Григорий Лифанов Сергей Шнуров онлайн-марафон Крымский военно-исторический фестиваль праздник Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Александр Петров Фонд «Живая классика» Севастопольский ТЮЗ Константин Богомолов видеосервис "START" 75 лет Победы Федюхины высоты коронавирус кинофестиваль Святой Владимир Опера в Херсонесе 9 мая живопись фестиваль изоляция Большие гастроли самоизоляция СевТЮЗ ДКР художники Ольга Панкратова книги конкурс фильмы Мастер и Маргарита Херсонес Таврический История Онлайн-экскурсии выставки концерт Херсонес Анна Каренина музыка Международный день танца Театральная улица Великая Отечественная война театр Луначарского открытие сезона спектакль шоу Достоевский творчество искусство СЦКиИ группа Ленинград VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Театр им. Кукол Конкурс красоты опера Лев Толстой День Победы балет Севастопольский офицерский бал Импровизационный батл пандемия театр Театр танца им. Вадима Елизарова Большой севастопольский офицерский бал Психо Дель Арт Клим Шипенко дети #WineFest Море Золотая балка День театра мастер-классы Фёдор Достоевский Новый год в Севастополе спектакли