Ирина Плескачёва и Игорь Петров отправятся в «Космическую одиссею»
Уже совсем скоро Театр им. Кукол Дворца культуры рыбаков представит на суд зрителей совершенно необычную, захватывающую, невероятно трогательную, местами сумасшедшую и, как всегда, философскую историю о вечных ценностях. Не изменяя своим традициям, театр расширяет поле творческих экспериментов. В этот раз сказка для взрослых вместила в себя все возможные жанры и даже… элементы мистического триллера. А посыл-то прост: ценить жизнь со всеми её изъянами и быть благодарным Богу за то, что имеешь.
В основу спектакля «Космическая одиссея для двухкомнатной хрущёвки» легла пьеса екатеринбургского драматурга Олега Богаева. Художественный руководитель театра и режиссёр постановки Артём Макеев признаётся, что не смог пройти мимо такого материала, где представлен целый спектр вечных тем, а мощный синтез фантазии и реальности даёт пищу для размышления и сохраняет интригу.
«Комедия, драма, мелодрама, фантастика, триллер – это очень многожанровая история, – рассказывает Артём Викторович. – Олега Богаева называют продолжателем традиций Гоголя. А Белинский назвал Гоголя открывателем в литературе фантастического реализма. И наш спектакль – это именно фантастический реализм. В «Космической одиссее» совершенно нереальная история тесно переплетается с реальностью. Прелесть в том, что за этой сказкой для взрослых стоит глубокий духовный философский смысл. Тема смерти одна из основных в нашем спектакле. Но это подано ненавязчиво и легко. Зритель будет и смеяться, и плакать. Всё на грани».
Да, всё на грани. При этом незамысловатые декорации и минимум действующих лиц. Наполнять сценическое пространство своей энергетикой будут всего два актёра – артисты Севастопольского ТЮЗа Ирина Плескачёва и Игорь Петров.
Встречу с Артёмом Викторовичем Ирина Плескачёва называет для себя судьбоносной. Она не скрывает, что для неё работа с таким нестандартным и объёмным материалом – это счастье. По её словам, актёрский диапазон, который используется в образе героини, невероятно велик и подобная роль – подарок для любой актрисы.
«Всё, что я сейчас делаю на репетициях, – это лишь малая толика того, что мне хотелось бы в себе открыть, – делится Ирина Плескачёва. – Мы с Игорем пришли к Артёму Викторовичу как первоклашки. И лишь благодаря тому, что он поверил в нас, а мы доверились ему, случилась эта история. Моя героиня находится на склоне дней. Это пожилая женщина, недовольная жизнью и собой. Но неожиданно, в новогоднюю ночь, с ней происходит невероятная метаморфоза. Почему – не скажу. Это как раз и есть переломный момент в пьесе. Мы уже полгода работаем над спектаклем, но мне до сих пор сложно. Несмотря на то, что я в профессии уже очень давно, в моей практике не было роли такого объёма. А если не сложно, то на сцене тебе нечего делать».
Не менее объёмный персонаж и у Игоря Петрова. Можно даже сказать многоликий: в течение всего действа артист предстаёт перед зрителями в разных образах, от рассеянного старика до… Впрочем, сами всё увидите. Вдвойне интересно наблюдать за этим аттракционном фантасмагорий, когда сцена на расстоянии вытянутой руки.
«Я 18 лет в профессии, и, как актёр, наверное, в первый раз в жизни прохожу такой репетиционный процесс, – говорит Игорь Петров. – Чтобы было понятно, представьте линейку. На ней идут сантиметры. Вот я всю жизнь по ним работал, по этим сантиметрам. А ведь в одном сантиметре ещё есть миллиметры. И вот эти 10 миллиметров я как-то не брал в учёт в своей актёрской профессии. Мне казалось, этого сантиметра хватает. Оказывается, нет. Его очень мало. Спасибо Артёму Викторовичу, что он в наших репетициях движется по миллиметру, постоянно ищет. Даже когда кажется, что ты достиг своего какого-то актёрского предела и больше не можешь ничего из себя достать, Артём Викторович доказывает обратное».
«Меня наконец-то ругают, – делится своими впечатлениями от репетиций Ирина Плескачёва. – Мы с Артёмом Викторовичем по темпераменту очень схожи. Бывает, он кричит, я кричу, но всё равно всё заканчивается объятьями. Мы обрели не только режиссёра – мы обрели друга. Он это понимает и очень ценит. А это главное. Я счастлива, что меня ругают. Значит ещё не все потеряно. 12 марта премьера, и я понимаю, что у меня заканчивается какой-то жизненный этап. И мне безумно жаль. Я обожаю репетиционный процесс, потому что на репетициях происходят удивительные вещи. Ты каждый раз пробуешь на вкус что-то новое, и это тебе приносит колоссальное удовольствие. Мы с Игорем волею судьбы не только супруги на сцене, мы ещё муж и жена в жизни. Мы приезжаем домой, и, казалось бы, надо отдохнуть, погрузиться в какие-то свои истории. Но нет, у нас дома продолжается театр. Это дорогого стоит».
Артём Макеев собрал совсем небольшую, но невероятно крепкую команду: эти люди дышат одним воздухом, смотрят в одном направлении и горят одной идеей – подарить Севастополю историю, которой ещё не было на наших театральных сценах.
«Таких историй нет в Севастополе, – убеждён Артём Викторович. – Их просто нет. Я много хожу в театры. Да, замечательные актёрские и режиссёрские работы, но почему-то чаще всего я выхожу со спектакля пустым. Надеюсь, наш спектакль откроет любое сердце. Если зритель хочет пережить что-то настоящее, испытать какое-то потрясение, получить удовольствие не для глаз и ушей, а для своего сердца, то «Космическая одиссея для двухкомнатной хрущёвки» – это та самая история, на которую ему обязательно нужно прийти. И этот спектакль без поддержки ДКР конечно же не состоялся бы».
Если, покидая зал, вы захотите остаться наедине со своими мыслями и прислушаться к новому себе, то главную миссию спектакля можно считать выполненной. Хотя, пожалуй, речь идёт о миссии театра как такового. Театра, которого нам всем сегодня не хватает. Премьерные показы «Космической одиссеи для двухкомнатной хрущёвки» пройдут в Театре им. Кукол Дворца культуры рыбаков (ул. Павла Корчагина, 1) 12, 21 и 22 марта. Начало в 18:30.
Арсений Веденин
Фото автора и Артёма Макеева