Илья Авербух показал шекспировские страсти глазами священника
Фигуристы, виртуозно владеющие шпагой, дождь во время дуэли, сложнейшие пируэты и поддержки, чарующая музыка и энергичные танцы. Шекспировские страсти и уникальная сценография с первых секунд погружают в атмосферу средневековой Вероны. В спектакле «Ромео и Джульетта» в Ялте задействовано сразу пять олимпийских чемпионов. Почему артисты выходят в конце спектакля босиком? Чему отдаётся предпочтение: драматургии или спецэффектам? Какие нюансы в фехтовании на льду? Об этом и не только рассказали ForPost-Афише режиссёр постановки Илья Авербух и исполнитель роли Меркуцио Алексей Ягудин.
Сюжет спектакля остался шекспировским: война кланов, дружба и преданность, любовь на все времена и гибель влюблённых. Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин исполнили роли Ромео и Джульетты, Алексей Ягудин предстал в образе дерзкого Меркуцио, роль его соперника, Тибальта, исполняет Дмитрий Соловьёв, а грозную Судьбу (Чуму) играет Екатерина Боброва.
Ледовый спектакль предлагает новый и неожиданный взгляд на трагическую историю. Вся постановка проходит через размышления священника Лоренцо о том, имел ли он право пытаться перехитрить судьбу. Введён персонаж возлюбленной Лоренцо, Лауры, которую он потерял и стал монахом.
«Спектакль стоит немного особняком. Во-первых, я посмотрел на эту историю глазами отца Лоренцо — через призму человека, который решил поспорить с волей Божьей и побыть отчасти Богом. Во-вторых, введена роль Чумы. Она появляется ещё задолго до главных событий, символизируя, что где-то всё уже предрешено. Её победить невозможно. К тому же равнозначно представлены семьи Капулетти и Монтекки. У Шекспира больше отражена жизнь Капулетти, о втором клане мы знаем немного», — рассказал Илья Авербух.
Режиссёр-постановщик был приятно удивлён реакцией зрителей на его самые любимые моменты в ледовом мюзикле. Например, трогательный поцелуй Ромео и Джульетты на балконе или танцевальная сцена на льду с большими куклами. Танец невест олицетворяет девушек, которые выходят замуж не по любви. И Джульетта во что бы то ни стало не хочет попасть в их ряды.
Несмотря на то, что перед зрителем предстаёт трагедия, постановка Ильи Авербуха не лишена юмористических акцентов. Благодаря умело выстроенной драматургии, применению современных технологий и постоянной смене декораций спектакль смотрится на одном дыхании.
«Люди когда приходят на подобное представление, хотят видеть прыжки, сложные поддержки, цирковые элементы. Большинство зрителей не готово всё время погружаться в драматургию. Моя задача как хореографа органично вписать элементы в то, что делает артист», — рассказал ForPost-Афише Илья Авербух.
Спектакль «Ромео и Джульетта» — зрелищное шоу на стыке искусств. Фигурное катание, театральное действо, цирковое искусство, вокал и танцы — всё сливается воедино, без разделения на главное и второстепенное. Каждый персонаж вносит свою неоценимую лепту. Единственный минус: как бы ни хотелось, в некоторых сценах сложно объять вниманием все действующие лица одновременно.
Для воссоздания средневековой атмосферы и большей зрелищности Илья Авербух ввёл в спектакль многочисленные фехтовальные сцены. Для обучения артистов был приглашён каскадёр, чемпион России по арт-фехтованию Дмитрий Иванов.
«Фехтование на льду или на полу, в принципе, одно и то же. Есть, конечно, опасные моменты. Мы находимся и в темноте, и в лучах прожекторов. Несколько раз задевали друг друга. Но в любом процессе, особенно творческом, случаются неожиданности. Нужно их преодолевать и больше тренироваться», — уверен Алексей Ягудин.
По мнению фигуриста, ледовый спектакль «Ромео и Джульета» — это лучшая постановка Ильи Авербуха. Секрет кроется в мощном эмоциональном посыле. Вместе с тем он согласен с режиссёром-постановщиком: для ледового спектакля важно соблюдать баланс между драматургией и применением современных технологий, которые используются для шоу.
«Тем, кто хочет увидеть сложнейшие элементы фигурного катания, нужно приезжать на спортивные чемпионаты. Если речь идёт о спектаклях в классическом понимании — в театр. Здесь зрители видят настоящий ледовый мюзикл. Не должно что-либо преобладать, иначе это превратится в цирковое искусство или спортивные показательные выступления, — отмечает Алексей Ягудин. — Я считаю, что это лучший спектакль Ильи. Он вызывает массу эмоций. У моих дочерей, которые не в первый раз уже видят постановку, на глаза наворачиваются слёзы. Значит, мы работаем в правильном направлении».
Азарт и драйв — в каждом поединке. Динамические сцены сменяются невероятно трогательными. Кажется, что всё продумано глубоко и с филигранной точностью. Неожиданный дождь во время дуэли придаёт ещё большую реалистичность и трагичность происходящему. Яркие групповые номера на высокой скорости, тройные прыжки, выбросы захватывают дух, вызывая восхищение мастерством и артистизмом их исполнителей. Ромео взбирается по лестнице на балкон к Джульетте прямо в коньках! Сколько романтики в сценах с двумя влюбленными!.. Взгляды, прикосновения…
Костюмы тщательно подобраны, в соответствии с образом каждого артиста. Джульетта — в лёгком струящемся белом платье, задорный и вспыльчивый Меркуцио — в кожаной жилетке, а князья Вероны и горожане — в красочных костюмах.
Художник по декорациям Нина Кобиашвили (Лондон, Великобритания) предложила необычное концептуальное решение легендарной трагедии Шекспира. А вдохновило её искусство Уильяма Тёрнера, в частности его шотландские и итальянские пейзажи, библейские мотивы и музыка эпохи барокко.
В сценографии объединены два мира — средневековой Великобритании и Италии. К примеру, дом Джульетты создавался как аналог архитектуры аббатства Мелроуз в Шотландии. Витражные окна скорее символ готического храма, но при этом они также читаются элементами жилого дома эпохи Возрождения.
В постановке использованы произведения Сергея Прокофьева, Моцарта, Баха, Мендельсона и оригинальная музыка, созданная известным композитором российских мюзиклов Романом Игнатьевым. Музыкальные партии исполняют звёзды российского кино, театра и мюзиклов.
В одной из самых ярких сцен спектакля мужская часть коллектива выходит на лёд с открытыми торсами, а в финале все герои ледового мюзикла появляются на льду босиком, обнажая души и сердца. Артисты уже не в сценических костюмах, а в футболках и джинсах, что символизирует их искренность.
Ледовый спектакль «Ромео и Джульетта» впервые был показан в России в июле 2017 года. За 2 года его посмотрело уже более 1 миллиона человек. Таким образом, он стал самым успешным в истории российских ледовых шоу. Эта постановка также стала первым российским ледовым спектаклем, который был представлен на одной из самых знаменитых площадок Европы — итальянской Arenadi Verona.
В составе творческой и технической группы в Крым приехало более 100 участников проекта, а всё оборудование заняло 20 фур. Специально для ледового мюзикла на территории стадиона «Авангард» в Ялте установили шатёр и привезли несколько мощных холодильных установок, чтобы залить лёд.
В утреннее время каток станет тренировочной базой. Ежедневно с 9-00 на несколько часов он будет в распоряжении детей, которые смогут кататься и получать мастер-классы у знаменитых фигуристов. По мнению крымских властей, этот проект может послужить отправной точкой в развитии фигурного катания на полуострове.
«Крым нуждается в ледовых аренах. Мы будем обращаться в Министерство спорта Российской Федерации для того, чтобы на условиях софинансирования в Ялте был построен ледовый дворец», — рассказала ForPost-Афише министр спорта Республики Крым Ольга Торубарова.
Увидеть ледовую феерию, а также взять мастер-классы у олимпийских чемпионов в Ялте можно до 29 сентября.
Татьяна Руснак
Фото и видео: Татьяна Руснак, vk.com/ice_show, mediayalta.ru, worldpodium.ru, dorogoe.ru, evgeny-yurshin.livejournal.com