Меню
Мы Вконтакте
FB

Игра на выживание: как в России обстоят дела у любительских театров

By In Истории, Обзоры, Театр On 29.01.2020


Любительские театры – явление не новое. В России это направление начало активно развиваться в период с XVII по XIX век, когда во дворянских усадьбах ставились спектакли с участием непрофессиональных артистов так называемых домашних театров. Сегодня в числе актеров-любителей можно встретить представителей самых разнообразных профессий. Наши коллеги из «Москва24» решили выяснить, может ли обычный бухгалтер вжиться в роль Отелло, кто режиссирует любительские постановки и как непрофессиональный театр становится государственным учреждением.

Материал был написан чуть больше шести лет назад, но за это время для любительских театров мало что изменилось.

Как это устроено

К сожалению, в Москве, да и в России в целом, не ведется учет количества любительских театров.

«В советские годы я знала, сколько их в России, Литве, Грузии. Сейчас таких статистических данных нет. Постоянно возникают новые театры: школьные, студенческие, различные театральные школы», – комментирует заведующая кабинетом любительских театров Союза театральных деятелей РФ Алла Зорина.

Живется любительским театрам непросто. Многие коллективы странствуют по Москве и Подмосковью в поисках площадок для репетиций и показов спектаклей. Нехитрые декорации и афиши мастерят своими руками.

«Мы не просим помощи, потому что это два разных процесса – заниматься творчеством и собирать деньги на постановку. Мне проще найти эти деньги самой, чем обивать кабинеты всевозможных инстанций. Средства на постановки нам не выделяют. Одно время у нас был хороший меценат, который купил освещение, ширму для декораций. Но сейчас мы понимаем, что нужно самим развиваться и себя обслуживать», – отмечает художественный руководитель Одинцовского любительского театра Светлана Лапшина.

Одинцовский театр возник в 2007 году по инициативе самой Светланы и ее мужа, профессионального режиссера. Лапшина уверена: если любительский театр хочет достичь высокой художественной планки, то им должен руководить человек с образованием. Сама Светлана является студенткой пятого курса Московского государственного университета культуры и искусств, заканчивает режиссуру любительского театра.

Одинцовский театр, артисты которого поначалу репетировали в стенах квартиры, сейчас имеет свою постоянную площадку на базе Немчиновского культурно-досугового центра.

«Если театр перспективный, у вас есть хороший спектакль – можете обратиться в ДК, и вас там с удовольствием возьмут. Тем более на общественных началах, – делится опытом Лапшина. – Мы начали работать как профессионалы, регулярно поддерживая репертуар. В нем пять спектаклей, играем их два раза в месяц».

Станет ли любительский театр профессиональным – зависит от целей и желания художественного руководителя.

«Работать с актерами-любителями – это одна специфика, предполагающая больше свободы, творческого поиска, лабораторной работы. Либо же театр переходит в статус профессионального, зарабатывающего деньги. Тогда он живет по определенным правилам, сковывающим творчество», – поясняет Светлана.

Занавес, товарищи студенты!

Директор театра «МОСТ» (Московский Открытый Студенческий Театр) Ирина Большакова считает, что ее учреждение, трансформировавшееся из любительского в государственное, не потеряло духа свободы.

«Никогда со стороны департамента культуры, который является нашим непосредственным начальником, не было никаких ограничений в плане творчества. Творчество ограничивали в те годы, когда театр был университетским, когда существовал партком и худсовет. У Марка Захарова, который пришел в наш студенческий театр после Ролана Быкова, был снят спектакль «Дракон» за внешнюю аналогию с Хрущевым. Это были времена жесткой цензуры, распространявшейся и на любительские театры. И Виктюк из студенческого театра ушел не по своей воле. Цензура не пропустила его спектакль «Уроки музыки», – рассказала Ирина Большакова.

К слову, «МОСТ» сформировался из Студенческого театра МГУ. Однако в труппу входили не только ребята из Московского университета, но и других вузов. В период перестройки театр стал довольно популярен в Москве. Успех, в частности, принес смелый спектакль «Черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили».

«Никто не вспоминал, что мы любительский театр, так как у нас была мощная художественная часть. В некоторых спектаклях играли ребята, закончившие Школу-студию МХАТ. Ролан Быков был тогда у нас завсеком. Он мечтал создать стартовую площадку для творческого самовыражения талантливой молодежи», – продолжает Большакова.

Труппа московского театра «МОСТ»

Но триумф «МОСТа» сменился периодом неурядиц. Возникли проблемы с ректоратом университета, театр лишился постоянной сценической площадки. Пришлось арендовать помещения московских театров, а это удовольствие не из дешевых.

«Мы обратились за помощью в управление культуры Центрального округа Москвы. Нам предложили создать на базе театра МГУ общемосковский студенческий театр. Город дал помещение в центре. Я считаю, что мнение «никто нам не нужен, мы сами создадим театр и будем работать» – неправильное. Поддержка и заинтересованность государства необходима», – говорит Большакова.

А вот художественный руководитель и режиссер театра «Без вывески» Мария Дроздова признается: когда поступило предложение получить категорию профессионального учреждения культуры – она отказалась.

«Я знала, что в случае согласия обрекла бы своих актеров на нищенскую зарплату при полной загруженности дня. В моем театре люди, получившие хорошее образование. Есть президент крупной компании, который играет на сцене и подчиняется общим правилам. В труппе 35 человек, которые сотрудничают с театром практически с самого его основания. У нас уже 36 сезон – любительские спектакли столько не живут. При хорошем раскладе их срок до 10 лет. Нам успех обеспечил именно стабильный коллектив».

Каждые две недели артисты «Без вывески» расклеивают афиши, иногда дают рекламу в бесплатные печатные издания.

Сейчас театр Марии Дроздовой активно сотрудничает с муниципалитетом, что позволило получить довольно просторный зал для выступлений.

«Помимо того, что мы делаем спектакли, помогаем в проведении всех районных мероприятий для населения САО. Помощь наша заключается в техническом обеспечении праздничных мероприятий. Это выгодно району. На все спектакли у нас получают билеты ветераны войны, многодетные семьи. Головино, Войковский, Тимирязевский округа – оттуда также приходят на наши спектакли зрители. При этом многие не делят спектакли на профессиональные и любительские. Людям важна достойная работа актеров, хороший репертуар», – добавляет Дроздова.

Театр «Без вывески», Москва

Важным этапом развития любительских театров являются фестивали, режиссерские лаборатории и семинары. Это способ и себя показать, и на коллег посмотреть.

Чтобы принять участие в фестивале, коллектив любительского театра может самостоятельно обратиться с заявкой в соответствующий кабинет при СТД. Специалисты ведомства также посещают спектакли, лучшие из которых рекомендуют для участия в фестивалях и семинарах.

Кто играет?

По словам художественного руководителя школы актерского мастерства «Образ» Сергея Базарова, непрофессиональных актеров, желающих попробовать себя на сцене, можно разделить на несколько категорий.

Во-первых, это люди, желающие с помощью актерского мастерства преобразовать свое поведение: овладеть ораторскими навыками, усовершенствовать телесную и речеголосовую выразительность. В игровой форме делать это не только легче, но и интереснее.

Во-вторых, покоряют сцену те, кому не хватает в жизни ощущений.

«На сцене имитируются различные ситуации, в большинство из которых человек никогда в жизни не попадет. И это безопасная имитация. То есть все всегда заканчивается хорошо: мы прощаемся и расходимся по домам. Игра является мощным источником недостающих в современной жизни ощущений. Наполняясь ощущениями, человек преображается, становится более позитивным и коммуникабельным дома и на работе», – говорит Сергей Базаров.

Третья группа новоявленных актеров состоит из желающих понять, насколько им интересна театральная деятельность с точки зрения профессионального занятия.

«Ежегодно порядка 30 наших учеников попадают в театры, в кино, – продолжает наш собеседник. – В школу-студию обращаются люди от 15 лет. В этом году самой взрослой ученице – 75. Приходят менеджеры любых направлений, юристы, бухгалтеры, финансисты. Много людей, работающих с сухими цифрами».

Говоря о пользе театра для повседневной жизни, Сергей Базаров отмечает: «В начальных классах американских школ актерское мастерство является официальным предметом, преподают который педагоги, далекие от театра. Думаю, в России это также неизбежно».