Художественная летопись Олега Танцюры: как в красках оживает история

Ко Дню защитника Отечества севастопольский художник Олег Танцюра подготовил пленэрную серию работ с Крымского военно-исторического фестиваля, который проходит ежегодно с 2014 года. Выставка «Страницы военной истории Крыма» рассказывает о скифах, средневековых рыцарях, римлянах, героях Крымской войны — представителях эпох и культур, ставших неотъемлемой частью истории полуострова.
Каждая картина словно живая история. Перед глазами — завязка сюжета, а далее фантазия зрителя рисует события в красках автора: яркие и эмоциональные, экспрессивные и масштабные по охвату.
На арене ожесточенно сражаются гладиаторы. Большинство зрителей погружены в состояние массовой эйфории, требуя «хлеба и зрелищ». Один из гладиаторов лежит на лопатках — за миг до смерти.
Зритель словно наблюдает за оживленной беседой тамплиеров, за строгим построением в римском лагере, видит безмятежность французов у 4-ого бастиона. Насколько богата палитра состояний и эмоций: от безразличия к удивлению, от радости к гневу, от невозмутимости к готовности пойти на решительные действия.
«На картинах мы видим противоборство, которое показывает, что залог победы не в оружии и амуниции, а в силе духа русского воина. Именно внутренний настрой помогает превозмочь любые трудности. Об этом необходимо помнить будущим офицерам», — отметил директор Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого Александр Литвиненко.
Большая часть картин написана во время первого военно-исторического фестиваля, который поразил художника количеством и географией реконструкторов.
«Когда погружаешься в историю, оказываешься словно в машине времени и хочется запечатлеть увиденное: внешний облик представителей различных эпох, сражения, быт. Военно-исторический фестиваль для художника — хорошая натурная площадка, которая дает возможность пообщаться с реконструкторами и отразить особенности того или иного исторического периода в конкретном эпизоде жизни», — рассказал ForPost-Афише Олег Танцюра.
Главный персонаж картины «Чемболиты» — случайный гость из другой эпохи. Художник вспоминает, как высокий и фактурный матрос появился в европейском лагере именно в тот момент, когда для картины не хватало центрального персонажа. Реконструктор предложил свою помощь. Он надел костюм генуэзца, взял шпагу и из матроса перевоплотился в настоящего жителя Чембало.
Не все картины Олега Танцюры обращены к военно-историческому фестивалю. К примеру, картина «Героиня первой обороны Севастополя» акцентирует внимание на силе русского оружия: пушка до сих пор стоит на страже, хоть и в качестве музейного экспоната.
Увидеть «Страницы военной истории Крыма» в Черноморском высшем военно-морском ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова севастопольцы и гости города смогут до середины марта.
Татьяна Руснак
Фото автора