Хроника одной войны: театр Луначарского прочитал «Письма первой Крымской»
Лицо войны. Какое оно? Пожалуй, чтобы в полной мере это осознать для себя, нужно чуть ли не на клеточном уровне прочувствовать ту испепеляющую боль и жажду жизни тех, кто из окопов дрожащей рукой писал своим родным. Истекая кровью и не зная, наступит ли завтрашний день, солдаты по обе стороны баррикад вели хронику страшных событий первой Крымской войны. Одним из таких «летописцев» из осаждённого Севастополя стал и офицер Август Комстадиус. В 1890 году в петербургском журнале «Русская старина» его сестра Анна Дмитриева опубликовала эти письма. Они легли в основу спектакля «Письма первой Крымской», представленном 17 марта на малой сцене театра Луначарского.
Август родился в 1826 году. Окончив гимназию, в 15 лет он начинает самостоятельную жизнь простым матросом в Николаеве. Такой юный, а уже бороздит Чёрное море на фрегате «Адриаполь». Дальше — по нарастающей. В 16 лет его переводят на Балтийский флот. Он был ещё совсем ребёнком, а ему уже предстояла работа на парусном корабле. Затем служба в Кронштадте, пересечение Балтийского моря. На Черноморский флот он вернётся только через 7 лет в звании мичмана. Будет крейсировать на корвете «Андромаха» у берегов Кавказа, а последним кораблём для него станет «Уриил». Слишком уж краткая биография, из которой даже не ясно, когда он успел стал лейтенантом.
А письма под залпами боевых орудий во время Крымской войны — это оголённый нерв и испепеляющий патриотизм. Более того, и самое главное — они раскрывают нам глубоко верующего православного человека. Это при том, что родители Августа были лютеранами по происхождению. Очевидно, что в этой хронике страшных событий, буквально в каждой строчке, была личность, человек с большим сердцем и пылающей душой, до беспамятства любящий свою Отчизну и готовый отдать за неё жизнь. Не вдохновиться таким материалом и убежать от соблазна поделиться им со зрителем едва ли возможно.
«Письма Августа Карловича Камстадиуса были опубликованы в открытом доступе в 2007 году, и именно тогда попались мне на глаза, — рассказывает режиссёр-постановщик спектакля Евгений Журавкин. — В них для меня было столько интересного и неожиданного, что я буквально загорелся желанием поделиться этой историей со зрителем. Это такой личный взгляд на Крымскую войну из окопов. Кроме того, я давно интересовался этой темой. Жить в Севастополе и не обратиться к хронике тех событий – было бы странным. В какой-то момент почувствовал, что всё это может сложиться в весьма интересную историю. Все мы знаем о парадном патриотизме, о героях, которые у нас постоянно на слуху. Но кто собственно говоря сидел в окопах, кто истекал кровью, кто испытывал все тяготы войны? Обычные военнослужащие, которым была не свойственна нарочитая литературность. Вот это меня и зацепило. И вдруг в 2014 году это стало настолько актуальным, что мы просто не могли не предложить этот материал руководству театра».
Но при этом надо отметить, что Август обладал несомненным литературным даром. Особенно это чувствуется в его описаниях:
7 сентября 1854 года
«Помните, я писал вам, что стою на Малаховом кургане; теперь нас поставили на бульваре. Если бы это было немного ранее и при других условиях, мы были бы очень довольны нашей стоянкой, теперь же мы не замечаем красоты развёрнутых перед нами картин, а всё боимся, чтобы дождь не принял нас за деревья и не стал бы о нас заботиться. Густые облака уже несколько дней покрывают небо, которое ещё не решается обидеть нас, лишённых крова, но рано или поздно, конечно, выйдет из терпения и накажет нас за беспечность».
В трагедию эпохи, империи и в личную боль одного человека погрузились артисты театра имени Луначарского: Владимир Крючков, Юлия Нестранская, Нина Белослудцева, Елена Василевич, Ольга Лукашевич, Светлана Глинка, Александр Аккуратов, Алексей Красноженюк.
О том, как бесчеловечна, ужасна и бессмысленна война особенно отчётливо понимаешь, когда в финале действа у артистов в глазах стоят слёзы. И сознание сверлит лишь одна фраза, набившая оскомину не только патриотам, но и пожалуй каждому нашему современнику: «Многострадальная ты наша Россия».
А тут ещё за несколько минут до поклона Владимир Крючков читает последние строки Августа Комстадиуса своим родным. И накрывает. И жалеешь, что не запасся порцией бумажных салфеток. После таких слов понимаешь, что мирное небо над головой — это чья-то сломанная судьба, чья-то незаживающая рана, чья-то бесконечная боль. Да что там говорить — боль целой страны, целого поколения…
15 сентября 1855 года
«Вчера после причастия мне всё утро было так легко, так покойно; вечером я надеялся на выздоровление, потому что доктор вынул из раны кусочек лигатуры, которая была причиной раздражения в ране и лихорадки, но ночью опять был сильный пароксизм. Мне невыносимо тяжело, жду со смирением последней минуты. Молитесь за меня, Ваша молитва спасёт меня. Не тревожьте себя горем, я счастлив мыслью, что умираю за многолюбивое мною отечество. Вы вправе сказать, что сыновья Ваши умерли, как следует умирать в эту тяжёлую пору русскому, и что любовь их к отечеству была им внушена Вами…».
Этот спектакль не входит в репертуар Малой сцены, но в памятные для России даты артисты театра к нему обращаются. Просто не могут иначе. Завтра годовщина важной для всех нас весны. Помним и благодарим…
Арсений Веденин
Фото автора