Хитросплетения судьбы и новогодний подарок: чем запомнился декабрьский оперный вечер
Русская опера — неотъемлемая часть мировой музыкальной культуры. Дворцовому оперному театру России XVIII-XIX столетий посвящён третий концерт-лекция из цикла «Оперные вечера в Севастополе». Знаете ли вы о том, что Екатерина II писала либретто? Слышали ли о резонансных историях, когда оперные исполнители в действительности повторили опыт своих героев? Об этом и многом другом можно узнать на лекциях-концертах проекта.
Проект «Оперные вечера в Севастополе» создан спустя век после того, как легендарный оперный певец, директор Большого театра Леонид Собинов был направлен в Севастополь, чтобы развивать театрально-музыкальное искусство. Именно он предложил национализировать все три театра, находившихся в то время в городе. 1-й Советский театр (бывший «Ренессанс») впредь стал именоваться театром имени Луначарского.
«Собинов возглавлял там оперную труппу. К сожалению, когда он уехал из Крыма, эта нить развития оперного искусства в Севастополе прервалась. Мы, в свою очередь, хотим её возобновить и развивать эту линию, чтобы интерес к оперному искусству жителей города возрастал. Символично, что наш курс проходит именно здесь. Мы проводим в театре Луначарского и другие мероприятия. Например, гала-концерт звёзд мирового балета», — рассказала ForPost-Афише автор идеи и автор курса Мария Уварова.
Лауреаты международных конкурсов Анастасия Черток, Давид Ардуханян, Наталья Мурадымова
Проект Севастопольского театра оперы и балета медленно, но верно приближается к своему экватору. На третьей лекции-концерте зрители узнали не только об истории зарождения русской оперы, но и услышали редко исполняемые произведения известных композиторов, погружаясь в эпоху жизни авторов. При этом не обошлось без перевоплощений, не свойственных классическому репертуару.
Солист оперы Дмитрий Кондратков
Юмор, интерактив, новогодние сюрпризы, рождественские колядки — всё ради того, чтобы нивелировать устоявшееся мнение об опере. Принято считать, что это сложный музыкально-театральный жанр. Задача создателей проекта — показать возможности оперного искусства в максимально доступной форме и способствовать дальнейшему интересу в отдельных темах.
В программе вечера — арии и сцены из опер «Ямщики на подставе» Фомина, «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, «Демофонт» Березовского, «Сын-соперник» Бортнянского, «Федул с детьми» Мартин-и-Солера, «Победа Гименея» Галуппи, «Тайный брак» Д. Чимарозы.
«Оперы всегда будут актуальными. Ведь мы поём о любви, ревности, зависти, материальном благополучии. Это вечные темы», — отмечает Наталья Мурадымова (сопрано). Исполняемые сегодня сцены из опер редко можно увидеть на сцене. Ария Дуняши из оперы «Федул с детьми» — пожалуй, самая необычная, если говорить о моём репертуаре в этот вечер. Её автором является Екатерина II».
Солисты оперы Наталья Зимина, Кирилл Золочевский, Дмитрий Кондратков
Перу Екатерины II принадлежат не только мемуары, переводы, басни, сказки, но и либретто к пяти операм, их премьеры прошли в Санкт-Петербурге.
На одном из премьерных представлений оперы «Федул с детьми» случился громкий скандал, наглядно демонстрирующий одну из ключевых идей оперы. Отголоски этой истории ещё многие годы будоражили театральную среду и даже вошли в литературные произведения.
После спектакля певица, исполнявшая главную роль Дуняши, бросилась в ноги к матушке-царице с просьбой защиты. Лизонька Уранова отдала прошение, в котором были описаны все интриги против нее и её возлюбленного Сандунова со стороны одного из всесильных вельмож того времени — графа Безбородко. Известно, что канцлер славился пристрастием к прекрасному полу. Мысль обладать любимицей двора и публики завладела графом. Тем не менее, в этой истории гнев императрицы обрушился не на Безбородко, которого она ценила, а на руководителей театра, потакавших притязаниям канцлера.
«Екатерина II приняла решение об отстранении их от управления театром. Вскоре после подписания указа состоялось венчание Елизаветы с её возлюбленным. Кроме того, девушка получила от императрицы богатое приданное. Значительная часть ушла на приобретение участка земли в Москве и строительство знаменитых Сандуновских бань. Вот так Лизонька практически повторила судьбу своей героини Дуняши, отвергнувшей влиятельного ухажёра», — рассказала автор художественной части цикла — лауреат международных конкурсов, выпускница Женевской национальной консерватории Анастасия Черток.
Следующий концерт-лекция состоится уже в январе. Следите за нашими анонсами.
На фото солисты оперы Наталья Мурадымова, Дмитрий Кондратков, Наталья Зимина, Наталия Риттер, Кирилл Золочевский
Татьяна Руснак
Фото Анны Корниловой