Как «Гроза» СевТЮЗа отсылает к Феллини и Кустурице

29-09-2025 16:33
Спектакль Гроза Севастополь ТЮЗ

От образа «Луча света в тёмном царстве» мало что осталось, и это плюс.

Обложка: Руслан Микаилов

«Что за бред!», — произносит подросток во время антракта спектакля «Гроза» в исполнении актёров севастопольского театра юного зрителя (ТЮЗ). Оказывается, молодого человека задевает именно то, что радикально отличает постановку режиссёра Ивана Пачина от прочих интерпретаций классики в целом и от пьесы Александра Островского в частности.

А именно: весьма революционный и при этом гармоничный синтез сценического и кинематографического. Например, во время спектакля видеооператор снимает происходящее на подмостках, и это тут же, в режиме реального времени, проецируется на широкий экран, размещённый над сценой.

Парадоксально, но именно для того, чтобы его — молодого зрителя — заинтересовать, вся эта оригинальность и затевалась. Понятно, не того конкретного молодого человека, а подростков в целом, внимание которых режиссёры пытаются привлечь в эпоху клипового контент-мышления и онлайн-сериалов. Причём привлечь не к чему-то более-менее современному и простому, а к махровой отечественной классике XIX века.

И если в случае с эмоциональным молодым человеком послание Пачина не нашло отклик в адресате, то про остальных зрителей, чей возраст, навскидку, варьируется от 12 до 16 лет, такого не скажешь.

Особенности восприятия

После окончания представления все зрители не переставали восхищаться задумкой режиссёра и игрой актёров. Им понравилось. Им зашло. Их зацепило. Они оказались целевой аудиторией – и это хорошо. Почему хорошо? Потому что обновлённая упаковка смыслов Островского, преподнесённая Пачиным, — весьма удачный образец «мягкой силы», который вынудит заинтересовавшегося молодого человека пойти копать дальше.

Вечером, придя домой, он найдёт «Грозу» в интернете, завтра, в перерыве между домашними заданиями, прогулкой и скроллингом в приложении маркетплейса начнёт её читать, послезавтра прочитает, на третий день полезет в тот же интернет смотреть, что ещё написал Островский, и так далее. Понятно, что это утрированный алгоритм, но он рабочий. Где надо — зёрнышко прорастёт. Если не учитывать особенности восприятия младшего поколения, чуда не произойдёт.

Спектакли Севастополь

Фото: Руслан Микаилов

Учёт этого восприятия и подтолкнул как раз Пачина на оригинальный подход к постановке пьесы Островского. Режиссёр признался, что поинтересовался у своей племянницы, на что похожа пьеса, и та ему ответила, что на мелодраму в духе сериалов на канале «Россия-1».

«Убить» театральное

Надо отдать Пачину должное — он сделал куда больше, чем просто синтезировал методику кинематографа и театра ради того, чтобы понравиться племяннице и таким же, как она. Тут-то он как раз и рисковал, ибо мог не понравиться. Как, кстати, тому самому молодому человеку, столь нелицеприятно высказавшемуся о постановке, с которого началась эта рецензия.

Напротив, разорвав границы между сценическим и кинематографическим, режиссёр создал нечто новое. «Убив» театральную природу театра, Пачин довёл его изначальную условность до крайности. Но вместо этой театральности открыл окно кинематографа. Выйдя за рамки театральной условности, он вошёл в рамки кадра, тем самым закольцевав формальность своего творческого подхода.

Гроза современная постановка

Фото: Руслан Микаилов

Игра с окном не случайна — не зря многие важные сцены сняты оператором Анастасией Терновской через окно. Меняя рамку восприятия, она создаёт дистанцию между персонажем и зрителем (спасибо оператору-постановщику Евгению Случановскому).

Зачем?

Затем, что дистанция позволяет посмотреть на героев со стороны, становясь наблюдателем, поднимаясь над происходящим и оказываясь в ситуации одновременно и трезво мыслящего, и вершителя судеб. Заплатив за билет на спектакль, зритель одновременно смотрит театральную постановку и художественный фильм, вольготно фланируя взглядом со сцены на экран и обратно.

Но эта свобода обманчива, ибо в какой-то момент смотреть на сцену становится бессмысленно: внимание зрителей приковывается исключительно к экрану, там он видит крупные планы лиц персонажей. Таким образом Пачин акцентирует внимание на том, что ему по-настоящему важно для донесения необходимых смыслов.

Севастопольский ТЮЗ Афиша спектаклей

Фото: Руслан Микаилов

Вот идут Кулигин с Борисом вечером на бульвар, и Кулигин рассказывает про нравы здешнего городка, про его настоящую суть, за которой скрываются все ужасы домов богатых, где «своих домашних едят поедом да семью тиранят, и что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых!».

И в этот момент экран опускается полностью, закрывая всю сцену, и зритель видит по-заговорщицки страшные лица обоих персонажей крупным планом. Тут словно происходит актуализация проблематики XIX века на современный лад. Речь идёт о домашнем насилии.

Или вот сцена, когда Борис прощается с Катериной, говоря ей, что уезжает в Сибирь. Здесь камера также делает акцент на крупных планах лиц. А создать максимальное состояние тревожности — предвестника окончательного сумасшествия Катерины — помогает освещение лиц персонажей снизу вверх (спасибо художнику по свету Алексею Майко). Это — тоже кинематографический приём, столь свойственный ужастикам и триллерам.

«Гроза» как отсылка к фильмам Феллини и Кустурицы

Вообще, отчётливо видно, насколько высока степень насмотренности Пачина образцами классического кинематографа. Скажем, сцена, где Тихон, муж Катерины, предаётся фантазиям, как он расправится с Борисом, с которым изменила ему жена, отсылает к эпизоду «8 с половиной» Федерико Феллини. У него главный герой, режиссёр Гвидо Ансельми, представляет во время репетиции в театре, как он убивает через повешение надоевшего ему продюсера фильма, над которым тот сейчас работает.

Дополняет сходство киноленты Феллини с тем, что делает Пачин, и то, что эти фантазии Тихона в реальном времени передаются на экран в чёрно-белом виде. Делается это для того, чтобы показать разницу между реальным и фантазийным. А сцены упоения любовью Бориса и Катерины, а особенно похорон последней отсылают к карнавальным шедеврам Эмира Кустурицы, которого, к слову, именуют «сербским Феллини».

Гроза постановка Севастополь

Фото: Руслан Микаилов

Кроме того, сочетание крупных планов и освещения, порождающего эффект страшилки, а также стилистика живой камеры отсылают к уже ставшей классикой киноленте «Ведьма из Блэр».

Тревожное время

Если же говорить не только о формальной составляющей постановки, то многие зрители обратили внимание на то, что акценты, на которые обычно напирают школьные учителя по литературе, в интерпретации Пачина весьма поменялись.

Теперь Катерина не столько жертва костной, властной и бездушной Кабанихи, сколько сумасбродная, взбалмошная, чуть ли не легкомысленная девица, которой, к тому же, с детства было свойственно сходить с ума, что с возрастом переросло в реальную психологическую проблему. Диагноз ставить не готов, но от образа «Луча света в тёмном царстве» мало что осталось.

Гроза Иван Пачин

Фото: Руслан Микаилов

Теперь перед нами слабая, экзальтированная девица, которой заранее, перед свадьбой, толком не объяснили, что такое замужество, а также вовремя не оказали помощь. Медикаментозную или психотерапевтическую. И этим посылом постановка Пачина тоже оказалась актуальной: уж в слишком тревожное и ранимое время мы живём.

Руслан Микаилов

Loading



«Гроза», Александр Островский, Афиша Севастополя, Иван Пачин, рецензия, Севастопольский ТЮЗ, спектакль,

Поделиться:

Похожие посты

Мысли-женщины романов Мураками: в Севастополе представили постановку по мотивам книг писателя

«Все божьи дети могут танцевать» (18+). Так называется рассказ японского писателя Харуки Мураками и сборник, куда вошло произведение. И словно желая проиллюстрировать этот посыл, актёры севастопольского «Театра горожан», занятые в постановке-впечатле

Причиняем добро: чем хорош новый сериал «Из многих»

Создатель культового сериала «Во все тяжкие» Винс Гиллиган представил своё новое детище — научно-фантастическую драму «Из многих» (Pluribus). Из-за космического вируса человечество познало счастье и стало мыслить как один. Лишь немногие люди с иммуни

В Севастополе трагедию разрушения превратили в искусство выставкой «Пожары»

Показать, как искусство преображает трагическое в прекрасное. Вот главный посыл фотопроекта «Пожары» (6+), который открылся в культурном пространстве «10й дом». Это совместная работа фотографа Евгении Голобурдиной и художницы Аллы Лебеденко. Выставка

Музыкальная реликвия: чем удивляет Lux от Розалии

После дерзкой пластинки Motomami Розалия выпускает Lux — оркестровую симфонию о вере, любви и свете. Вместе с Лондонским симфоническим оркестром она строит совершенно новую архитектуру звука, соединяя фламенко, арт-поп и академическую традицию. В рец

Чем «Алые паруса» привлекают молодых зрителей СевТЮЗа

В Севастополе состоялись очередные показы спектакля «Алые паруса» (12+) в исполнении актёров театра юного зрителя. После представления прошла встреча зрителей с актёрами. Последние охотно отвечали на вопросы, рассказывали о своём творческом пути и по

Новости ForPost

Метки

мастер-классы День Победы Севастопольский ТЮЗ театр Херсонес фильмы K-pop фильмы 2024 поэзия выставка мультфильмы 2024 театр драмы "Психо Дель Арт" Charli XCX Неделя моды театр Луначарского Большой севастопольский офицерский бал сериалы 2024 Дворец культуры рыбаков живопись День ВМФ Театр имени Луначарского Dior Афиша Севастополя игры 2023 фэнтези Игры 2025 Обзор ДКР Золотая балка фильмы ужасов Конкурс "Живая классика" Федюхины высоты фестиваль Мода изоляция арт-отель "Украина" музыка кино комедия выставки художники российские фильмы Balenciaga праздник книги балет Херсонес Таврический Григорий Лифанов мультфильмы Театральная улица Новый год Российские сериалы 2025 Севастополь BLACKPINK музыка 2025 карантин сериалы 2023 опера хоррор аниме 2024 концерт Александр Петров коронавирус мода и стиль Тейлор Свифт поп-музыка СевТЮЗ рецензия СЦКиИ Психо Дель Арт спектакли спектакль музыка 2023 9 мая обзор аниме аниме 2025 Аниме Билли Айлиш Модный показ афиша Севастополь Netflix "Кинопоиск" Фильмы 2025 Театр им. Кукол мультфильмы 2023 Клим Шипенко игры 2024 Российские сериалы Неделя моды в Париже детектив фильмы 2023 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" куда сходить Севастопольский театр оперы и балета рэп Крым искусство сериалы 2025 Хаяо Миядзаки музыка 2024