Григорий Лифанов: «У нас амбициозные планы. И мы от них не откажемся»
В русском академическом театре имени Луначарского близится к своему завершению 106-й театральный сезон. По этому случаю ForPost встретился с главным режиссером театра Григорием Лифановым. Он поделился своими впечатлениями от проделанной работы, рассказал, с какими трудностями пришлось столкнуться и вспомнил минувшие премьеры. А также режиссёр рассказал о планах на будущий сезон и о том, какие сюрпризы готовятся зрителям.
— Мы провожаем 106 театральный сезон с чувством хорошей усталости, удовлетворением от работы. Работы было очень много, работа была колоссальная. Что касается результата – судить зрителю. Я каждый раз говорю о том, что, когда мы будем абсолютно довольны результатом, то остановимся. Конечно, проблемы есть – но они только подстёгивают нас идти вперёд. Удачей сезона я могу назвать все спектакли, которые появились в репертуаре, — ведь они вызывали споры, горячие обсуждения, а именно это всегда интересно. У нас нет задачи найти какое-то одно универсальное для всех прочтение. Театральные постановки не могут и не должны устраивать всех. Но мы не отступаем от главной задачи академического театра – ставить классические произведения. И классика имеет право быть в современном авторском режиссерском прочтении. Важно понимать, что режиссер — это не просто посредник, он еще и автор спектакля, соавтор драматурга.
«В следующем сезоне зрители увидят другую Анну»
— Одна из самых значимых работ сезона – это наша «Анна Каренина», постановку которой мы осуществили при поддержке Министерства культуры РФ, получив Грант. Достойно освоить Грант – задача нелёгкая, но мы с ней справились. Несмотря на то, что из-за переноса финансирования мы вынуждены были отодвигать дату премьеры – сначала на июнь, потом на август, наконец, на декабрь. Это создавало некую нервозность, напряжённость, волнение. Перестраивались планы театра, параллельно шли гастроли, затем – подготовка к новогодней кампании. Но всё случилось. И, наверное, благодаря и этим сложностям в том числе – «Анна Каренина» для меня «любимый ребёнок».
Эмоционально работа над постановкой тоже была непростой. Очень хотелось, чтобы человек, который не читал или забыл произведение, увидел бы его основную структуру. Поэтому была проделана большая работа с первоисточником. И хотя нас упрекают в излишестве сюжетных линий и персонажей, но все они так или иначе связаны с главным «треугольником» романа – Карениной, Вронским и Карениным, влияют на него, раскрывают содержание этой трагической истории.
Мы гордимся этой постановкой, но самое главное — её любит зритель. Начиная с премьеры, которая состоялась в декабре, и по сей день спектакль продолжает собирать аншлаги. А в следующем сезоне публику ждёт сюрприз – в роли Анны, кроме Натальи Романычевой, выйдет ещё одна актриса, не менее талантливая и уже очень любимая севастопольскими зрителями.
«Мне очень нравится, что вокруг «Чайки» не утихают споры»
— «Чайка», пожалуй, наша самая противоречивая премьера уходящего сезона. Кто-то воспринимает её восторженно, кто-то – недоумённо. И это значит, что чеховскую идею нам удалось донести. Чеховские мысли, интонации – всё, что так актуально звучит сегодня, в эпоху неопределённости, нравственной зыбкости – мы смогли транслировать зрителю. Современные средства выразительности, найденные художником Дмитрием Разумовым, мне кажется, стали своеобразным «увеличительным стеклом» для чеховского текста, в котором мы ничего не сокращали, не видоизменяли.
Быть может, из-за своего первого, актёрского образования я и сам все роли в своих спектаклях «проживаю» по-актёрски и берусь только за те истории, которые меня по-настоящему «цепляют». Когда мы начинали работать над «Чайкой», я сказал актёрам, что меня в ней сегодня волнует проблема недолюбленных, брошенных детей, которые никому не нужны, которые обречены на одиночество. А ведь это – лишь одна грань произведения, в котором этих граней не счесть! И в этом смысле Чехов – потрясающий драматург.
Нам очень легко работалось – и друг с другом, и с самой пьесой. «Чайка» — это такой благодатный материал, о котором все мечтают и которого все боятся. И не случайно: нам, как и Треплеву, показалось в какой-то момент, что мы переживаем провал. Но зато и награда за эти переживания была огромной – на этом спектакле мы ощущаем действительно «одно дыхание» с залом.
Конечно, можно было стать абсолютным посредником в этой истории – пойти по пути иллюстративных традиционных декораций, простых бытовых мизансцен. Но, как совершенно справедливо говорит герой «Чайки», — «нужны новые формы»! Мы попытались их найти. Удачно ли? Судить зрителю. Но нам очень нравится, что споры вокруг «Чайки» не утихают.
«Нельзя относится к спектаклю, как к навечно созданному произведению»
— Особая гордость – спектакль «Старший сын» в постановке Александра Кладько. Незаметно для нас Александр Вампилов, которому в этом году исполнилось бы 80 лет, вошёл в ряд классиков, «академиков» русской литературы. Сама пьеса потрясающая и, слава Богу, что у нас есть актёрские силы, которые могут реализовать такой материал. Это счастье – чувствовать, какой отклик в сердцах зрителя вызывает «Старший сын». История получилась ясной, человечной, без сложных режиссерских решений. Мне кажется, в этом и вся прелесть Вампилова – его лучше открывать вот таким простым «человеческим ключом».
Если говорить о «Севильском цирюльнике», нашей последней премьере, то несмотря на кажущуюся простоту сюжета, в нём скрыто очень много вопросов и проблем, которые требуют глубокого исследования. Нельзя относится к спектаклю как к навечно созданному произведению. Это не кинематограф. Там отснятый материал уже не изменишь. А спектакль может и должен видоизменяться, развиваться, насыщаться смыслами. Есть договоренность с режиссером «Севильского цирюльника» Александром Коручековым о том, что он приедет и будет ещё работать над постановкой. Конечно, появятся новые интонации, новые смыслы. Наблюдать за этим ростом – захватывающий процесс!
Пополнился наш репертуар в уходящем сезоне и лёгкой, доброй комедией. Это очень важно – ведь мы живём в непростое время и порой именно за стенами театра нам хочется укрыться от проблем и забот. Пьеса «Снегопад для Киры» чем-то напомнила нам знаменитую «Иронию судьбы», и в канун Нового года лучшей премьеры просто не могло случиться. Но потом зрителям настолько пришлась по душе эта постановка, что мы, вопреки желанию отложить спектакль до следующего Рождества, сыграли его в марте, в апреле…И играем с большим успехом до сих пор!
Ну и конечно, детский репертуар, работать над которым для нас – настоящее удовольствие. Ведь мы в ответе за то, какой зритель придёт на наши «взрослые» спектакли через три года, пять лет. Две премьеры 106-го сезона для юного зрителя – «Праздник с драконами» и «Волшебная лампа», мне кажется, удались.
«Не хотелось бы, чтобы зритель был только потребителем»
— Я рекомендую нашим зрителям приходить на спектакли по нескольку раз. Есть люди, которые не пропускают ни одной премьеры. Но премьерный спектакль – это еще не сформировавшийся организм. Впервые ощутив дыхание зрителя, он буквально вбирает его в себя. Где-то он его боится, а иногда начинает идти у него на поводу. Но от спектакля к спектаклю материал становится более живым, более зрелым и серьезным.
Все наши спектакли – это наши дети. Мы их обожаем. Даже если их критикуют, мы продолжаем их любить. Каждая постановка – это целая история взаимоотношений и самых разных эмоций. Актёры вкладывают в спектакль свои чувства, опыт, энергию, свои мысли, свою душу, открывают «болевые» точки. Всё это, сливаясь воедино, переплавлясь, переосмысливаясь, рождает произведение. Относится к этому сложному процессу как-то иначе мы не можем.
Не хотелось бы, чтобы зритель был только потребителем. Мечта каждого актёра, режиссёра – чтобы зритель «подключался» к спектаклю, его чувства и мысли работали в унисон с теми, кто на сцене. Когда мы только начинали работать над «Анной Карениной», нам сказали, что во всех магазинах раскупили роман. Это явный показатель того, что у нас публика готовится к походу в театр. И это не может не радовать.
Открытие следующего сезона мы готовим уже сегодня — идут интенсивные репетиции спектакля Владимира Петрова «Фредди, Фред и Фредерика» по пьесе Жана Ануя «Арест». Материал сложный, философский, с очень глубокими смыслами. В спектакле заняты наши ведущие актёры. Уходящий сезон ещё раз доказал, что у нас замечательная профессиональная труппа, о который не каждый театр может даже мечтать.
Есть театры, где очень сильное старшее поколение, в некоторых – очень хорошая молодежь, в каких-то лидирует только среднее поколение, а у нас в любой возрастной категории есть свой «звёздный» состав. И мы продолжаем пополнять трупу. Я постоянно езжу по стране, ищу талантливых ребят. Кроме того, мы два раза в год отбираем претендентов в труппу театра. В последний раз в прошлом месяце мы отсмотрели 50 артистов из 50 регионов России! Мы выбрали двух актёров – парня и девушку. Они понравились как худсовету, так и совету старейшин.
Я мечтаю о том, чтобы любой спектакль не застывал, жил – чтобы все время шёл поиск новых решений. Если всё в спектакле идёт по «накатанному», заезженно – он перестаёт быть интересным. Причём как зрителю, так и артисту. Между ними появляется какая-то пелена. Поэтому очень ценен момент, когда спектакль наполняется какой-то новой энергией, взрослеет, даёт другие ощущения. Так или иначе, когда начинается новый сезон, мы занимаемся вводами артистов, перестановками, ремонтом декораций. И невольно меняются мизанцены, исходное событие, отправные точки. Я очень люблю этот процесс. Театр этим и интересен.
«Я хочу рассказать историю Левина и Китти»
— Любая работа с режиссёрами разных школ, направлений дает импульс к развитию. Я, конечно, мог спокойно сказать – я здесь главный, я ставлю один, никто нам не нужен, я выстраиваю авторский лифановский театр. И таких театров очень много – театров одного режиссера. Ты не зависишь от графиков приглашенных режиссеров, им не надо выплачивать гонорар. Но я не считаю такой подход к работе правильным. В этом сезоне к нам приехали абсолютно не похожие друг на друга Александр Кладько, Александр Коручеков и Владимир Петров. Это совершенно три разных похода к работе с актёрами. И абсолютное блаженство у тех, кто попал сразу к трём режиссёрам. Это колоссальный опыт и профессиональное насыщение.
Наверное, благодаря этому в 106-ом сезоне у нас случилось много хороших актёрских открытий. Возьмём хотя бы Евгения Чернорая. Он всегда находился немного в тени, несмотря на весьма достойные работы. Но в этом году он вырос в хорошего зрелого артиста. В «Старшем сыне» он явил истинную мужскую природу, внутренний покой и богатую человеческую основу. И вдруг он же становится Фигаро. Совсем другая роль. Поиск иных интонаций, другого качества внутреннего отношения к жизни, совершенной лёгкости. И Жене это удаётся!
Очень удачный сезон у Александра Аккуратова – в артисте наметился переход в среднее возрастное актёрское поколение. У Александра получился замечательный Левин. Настолько замечательный, что мне хочется продолжить работу над Толстым и перенести на сцену историю Левина и Кити. Это важная линия в романе – но в нынешнем спектакле не было возможности сделать на ней желаемый акцент.
Новые интонации открыл в себе и Виталий Таганов, сыграв Алексея Каренина. Я очень благодарен ему за этот образ. Он настолько трепетный и требовательный к себе и окружающим, что может вызывать только восхищение.
О будущем сезоне
— В планах сложные, я бы даже сказал, колоссальные постановки. Наступает год 200-летия Ивана Сергеевича Тургенева. Изумительный, обязательный для русского театра писатель. И мы всерьёз думаем о сценической версии его замечательного романа «Дворянское гнездо». Сейчас как раз ведутся переговоры с прекрасным режиссером, выпускником мастерской Петра Фоменко Николаем Дручеком.
Возможно, мы будем ставить роман еще одного русского классика, Фёдора Михайловича Достоевского — «Преступление и наказание». В планах — ещё один грандиозный проект, название которого я пока даже боюсь произносить. Сейчас мы ведём переговоры по авторским правам. Если всё случится, я сообщу о предстоящей премьере на открытии сезона. И, конечно же, мы обрадуем публику новогодним подарком – спектаклем «Летучая мышь» в постановке екатеринбургского режиссёра Сергея Юнганса.
Следующий сезон будет очень активным. Он не будет похож на предыдущий, будет вызывать жаркие споры и будоражить мысли. Во всяком случае, именно этого мы очень себе желаем! И, конечно, у нас есть амбициозные планы по реконструкции здания и третьей экспериментальной сцене. Мы от них не отказываемся.
Беседовал Арсений Веденин
Фото Татьяны Миронюк, Арсения Веденина, i-podmoskovie.ru