«Грех» Андрея Кончаловского: «Когда б вы знали, из какого сора…»

21-11-2019 17:22

Видимо, это основная мысль картины Кончаловского, которая должна была называться «Монстр» (и это первоначальное название было, несомненно, точнее). Всё распиаренное разочаровывает неизбежно. Нет-нет, фильм не второстепенный. Это, конечно, дорогая кинопродукция, эпичная картина с большой претензией на постижение природы гениальности; в ней прекрасная операторская работа, совершенно замечательный актёрский кастинг.

Но, как человек, побывавший в Италии, скажу – там не трудно «оживить» хоть античность, хоть средневековье, хоть Возрождение: по улицам там всё ещё ходят и в кафе сидят живые модели римских скульпторов и живописцев Ренессанса – бери и снимай. 

В фильме много завораживающе красивых панорам, кадров, эпизодов и деталей, много интересной исторической фактуры, но, вместе с тем, много отталкивающего натурализма, в демонстрации которого порою нет никакого смысла, да и есть ли правда?

Так ли уж грязно жили тогда люди в городах Италии, где существовали муниципальные учреждения, надзирающие за чистотой улиц, общественных источников воды и т. д., где преемственность от античного благоустройства городов была долго жива? Но, даже если люди, включая архитекторов и других мастеров Возрождения, в быту мало отличались от скота, то постоянное и навязчивое смакование всякого рода физиологических жидкостей, физических уродств, недугов, грязи, помоев призвано, наверное, подчеркнуть красоту, творимую людьми, столь равнодушными к бытовому окружению? Возможно, но в фильме это показать не удалось – шедевры показаны скупо и мельком. Мало музыки, а если она звучит, то как-то невнятно, не в гармонии с кадрами.

Вообще, мне показалось, что в фильме довольно много несоответствий, сценарий какой-то тоже невнятный, разваливающийся, как будто авторы так и не выбрали основную линию, основную мысль – о чём фильм? О гениальности, что выглядит безумием и существует помимо личности творца? Не слишком получилось. К сожалению, не знаю автора прекрасного, на мой взгляд, определения гениальности: гений – это отсутствие любого компромисса с реальностью.

Только раз показано это отсутствие компромисса – когда Микеланджело решает взять целый мраморный блок огромного размера (тот самый «монстр») и организует беспрецедентную операцию по его спуску с горы. Он берёт на себя всю ответственность, он всё ставит на карту, он несоразмерные деньги платит, лишь бы всё было так, как ему нужно, как он задумал; но в какой-то момент эта сила, мощь, бескомпромиссность ради творческой идеи вдруг иссякает, разменивается на кузнечные железки.

Из-за слабого сценария Микеланджело суетливо и хаотично мечется по фильму без видимого смысла, так как за творчеством или ремеслом мы его почти не видим, а его нравственные и творческие терзания выражаются больше в неопрятности, вспыльчивости и резких приседаниях в углах. Режиссёр даже боится заглянуть в его бумаги – нет, не в денежные счета, а в творческие наброски (кстати, вот именно бумага в кадре смотрится очень современной, хотя в остальных деталях всё сочно-достоверно). Мы так и не видим эскизов, мук творчества. Мне показалось, что сценарий «провисает» из-за претензий на нечто большее, чем стандартный байопик, но выскочить из плоскости не удалось, многие исторические персонажи уж очень «ходульны», несмотря на фактурность.

Понятно, что сценаристам всё о гении известно, но они же не для себя фильм снимали, хотя… Они требуют от зрителей серьёзного знания предмета. А почему, собственно? Что именно прозревал Микеланджело в этой огромной мраморной глыбе? Просто понравилась? Он просто был поклонником Данте? Стихи нравились? Или он сам был поэтом, философом? В фильме о Микеланджело очень мало собственно о Микеланджело. Ещё одна странность фильма, скорее всего, неслучайная: люди Ренессанса почти нерелигиозны, они, как кажется, вовсе не нуждаются в Боге, несмотря на обилие внешнего христианского антуража. Ну последователи Савонаролы в фильме выглядят неопасными фриками на фоне «деловых людей» Ренессанса – пап и герцогов.

Писали, что играет героя фильма актёр-непрофессионал, но мне он как раз очень понравился: не переигрывает нигде. Даже то, за что дразнили Микеланджело безумцем – творческая одержимость, внутреннее видение пропасти между замыслом и воплощением и, следовательно, сознание собственного ничтожества и бессилия воплотить совершенство, – он старается показать очень органично. Ну и противоречивость характера, смесь низкого и высокого, тоже достаточно гармонично, хоть и звучит парадоксом.

Конечно, мы только сегодня посмотрели фильм и впечатления ещё не уложились, я даже не пойму пока, понравился мне «Монстр»/»Грех» или не понравился, поэтому ворчу. Несомненная удача – сцены в карьере Каррары, там всё прекрасно, осмысленно и гармонично: Бог, люди, природа, труд. Именно эта линия могла бы стать струной, камертоном, смыслом фильма, если бы она логически пронизывала сценарий, но подобно огромному мраморному блоку – «монстру» она просто грузно легла на него, оставаясь при этом красивой «вещью в себе», в которой многое заключено, но из которой ничего не извлечено.

В общем, пока итог моих впечатлений таков: что посмотрела, не жалею ни секунды, но разочарование и очарование этой картиной во мне пока в равных пропорциях.

Людмила Гриненко
Фото: filmz.ru, lenta.ru, mvestnik.ru, sobesednik.ru

Loading



Андрей Кончаловский, Фильм "Грех",

Поделиться:

Похожие посты

Не только няня: памяти Анастасии Заворотнюк

30 мая после продолжительной борьбы со смертельным заболеванием скончалась российская актриса и телеведущая Анастасия Заворотнюк. И хотя большинство знали её в как няню Вику, у Анастасии были и другие, не менее значимые роли.
Обложка: Евгения Но

Кто ходит в гости по ночам: «Винни Пух: Кровь и мед 2»

В российский кинопрокат вышло продолжение нашумевшего треш-хоррора про Винни-Пуха и Пятачка. После ошеломительного «успеха» авторы заявили о далеко идущих планах: сиквел обещал быть «ещё более безумным» и «более экстремальным». Получилось ли у Пуха «

Триллер, куклы, Камбербэтч: премьера сериала «Эрик»

30 мая на Netflix вышел драматический мини-сериал «Эрик». В нем отчаявшийся отец Винсент в течение шести серий пытается найти своего пропавшего сына Эдгара. Главную роль исполнил Бенедикт Камбербэтч.
Обложк

«Бриджертоны»: стоит ли ждать концовку 3 сезона?

3 сезон сериала «Бриджертоны» в самом разгаре! 16 мая вышли первые четыре серии, а финал сезона намечен на 13 июня. Рассказываем, о чем сериал, почему он популярен и стоит ли ждать концовку сезона.
Подробнее

«Майор Гром: Игра» — смотреть ли отечественный кинокомикс?

23 мая в отечественный кинопрокат вышла долгожданная лента «Майор Гром: Игра». Чем сюжет отличается от одноимённого комикса и стоит ли смотреть фильм — разбираемся в этом материале.
Подробнее

Новости ForPost

Метки

творчество Мода ЦГБ им. Л.Н.Толстого Андрей Маслов мода и стиль фильмы 2023 театр драмы "Психо Дель Арт" арт-отель "Украина" российские фильмы Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Григорий Лифанов хоррор Молодёжь Золотая балка искусство Неделя моды в Париже кино выставка музыка сериалы 2023 Dior Ольга Панкратова Balenciaga Дворец культуры рыбаков балет "Кинопоиск" Фестиваль «Таврида — АРТ» спектакли живопись фильмы музыка 2023 карантин Музей обороны Севастополя праздник Александр Петров Херсонес Таврический Фёдор Достоевский День ВМФ Динопарк Федюхины высоты ДКР Балаклава Большой севастопольский офицерский бал спектакль кинофестиваль Святой Владимир афиша Севастополь 9 мая Достоевский Севастопольский театр оперы и балета музыка 2024 «Оперные вечера в Севастополе» Михаил Булгаков СЦКиИ Театр им. Кукол Аниме театр Луначарского мультфильмы 2023 Российские сериалы Модный показ рецензия сериалы 2024 поэзия Театр Лавренёва СевТЮЗ игры 2024 Севастопольский ТЮЗ книги Неделя моды коронавирус мастер-классы выставки Театр имени Луначарского Louis Vuitton Севастополь Санкт-Петербург Новый год Конкурс красоты куда сходить Крым театр Сергей Безруков мультфильмы художники Netflix фестиваль «Природа Искусства» опера Тейлор Свифт концерт Херсонес Море фильмы 2024 Клим Шипенко игры 2023 Конкурс "Живая классика" Театральная улица Психо Дель Арт фестиваль Афиша Севастополя изоляция День Победы