«Грех» Андрея Кончаловского: «Когда б вы знали, из какого сора…»

21-11-2019 17:22
Андрей Кончаловский, Фильм "Грех",

Видимо, это основная мысль картины Кончаловского, которая должна была называться «Монстр» (и это первоначальное название было, несомненно, точнее). Всё распиаренное разочаровывает неизбежно. Нет-нет, фильм не второстепенный. Это, конечно, дорогая кинопродукция, эпичная картина с большой претензией на постижение природы гениальности; в ней прекрасная операторская работа, совершенно замечательный актёрский кастинг.

Но, как человек, побывавший в Италии, скажу – там не трудно «оживить» хоть античность, хоть средневековье, хоть Возрождение: по улицам там всё ещё ходят и в кафе сидят живые модели римских скульпторов и живописцев Ренессанса – бери и снимай. 

В фильме много завораживающе красивых панорам, кадров, эпизодов и деталей, много интересной исторической фактуры, но, вместе с тем, много отталкивающего натурализма, в демонстрации которого порою нет никакого смысла, да и есть ли правда?

Так ли уж грязно жили тогда люди в городах Италии, где существовали муниципальные учреждения, надзирающие за чистотой улиц, общественных источников воды и т. д., где преемственность от античного благоустройства городов была долго жива? Но, даже если люди, включая архитекторов и других мастеров Возрождения, в быту мало отличались от скота, то постоянное и навязчивое смакование всякого рода физиологических жидкостей, физических уродств, недугов, грязи, помоев призвано, наверное, подчеркнуть красоту, творимую людьми, столь равнодушными к бытовому окружению? Возможно, но в фильме это показать не удалось – шедевры показаны скупо и мельком. Мало музыки, а если она звучит, то как-то невнятно, не в гармонии с кадрами.

Вообще, мне показалось, что в фильме довольно много несоответствий, сценарий какой-то тоже невнятный, разваливающийся, как будто авторы так и не выбрали основную линию, основную мысль – о чём фильм? О гениальности, что выглядит безумием и существует помимо личности творца? Не слишком получилось. К сожалению, не знаю автора прекрасного, на мой взгляд, определения гениальности: гений – это отсутствие любого компромисса с реальностью.

Только раз показано это отсутствие компромисса – когда Микеланджело решает взять целый мраморный блок огромного размера (тот самый «монстр») и организует беспрецедентную операцию по его спуску с горы. Он берёт на себя всю ответственность, он всё ставит на карту, он несоразмерные деньги платит, лишь бы всё было так, как ему нужно, как он задумал; но в какой-то момент эта сила, мощь, бескомпромиссность ради творческой идеи вдруг иссякает, разменивается на кузнечные железки.

Из-за слабого сценария Микеланджело суетливо и хаотично мечется по фильму без видимого смысла, так как за творчеством или ремеслом мы его почти не видим, а его нравственные и творческие терзания выражаются больше в неопрятности, вспыльчивости и резких приседаниях в углах. Режиссёр даже боится заглянуть в его бумаги – нет, не в денежные счета, а в творческие наброски (кстати, вот именно бумага в кадре смотрится очень современной, хотя в остальных деталях всё сочно-достоверно). Мы так и не видим эскизов, мук творчества. Мне показалось, что сценарий «провисает» из-за претензий на нечто большее, чем стандартный байопик, но выскочить из плоскости не удалось, многие исторические персонажи уж очень «ходульны», несмотря на фактурность.

Понятно, что сценаристам всё о гении известно, но они же не для себя фильм снимали, хотя… Они требуют от зрителей серьёзного знания предмета. А почему, собственно? Что именно прозревал Микеланджело в этой огромной мраморной глыбе? Просто понравилась? Он просто был поклонником Данте? Стихи нравились? Или он сам был поэтом, философом? В фильме о Микеланджело очень мало собственно о Микеланджело. Ещё одна странность фильма, скорее всего, неслучайная: люди Ренессанса почти нерелигиозны, они, как кажется, вовсе не нуждаются в Боге, несмотря на обилие внешнего христианского антуража. Ну последователи Савонаролы в фильме выглядят неопасными фриками на фоне «деловых людей» Ренессанса – пап и герцогов.

Писали, что играет героя фильма актёр-непрофессионал, но мне он как раз очень понравился: не переигрывает нигде. Даже то, за что дразнили Микеланджело безумцем – творческая одержимость, внутреннее видение пропасти между замыслом и воплощением и, следовательно, сознание собственного ничтожества и бессилия воплотить совершенство, – он старается показать очень органично. Ну и противоречивость характера, смесь низкого и высокого, тоже достаточно гармонично, хоть и звучит парадоксом.

Конечно, мы только сегодня посмотрели фильм и впечатления ещё не уложились, я даже не пойму пока, понравился мне «Монстр»/»Грех» или не понравился, поэтому ворчу. Несомненная удача – сцены в карьере Каррары, там всё прекрасно, осмысленно и гармонично: Бог, люди, природа, труд. Именно эта линия могла бы стать струной, камертоном, смыслом фильма, если бы она логически пронизывала сценарий, но подобно огромному мраморному блоку – «монстру» она просто грузно легла на него, оставаясь при этом красивой «вещью в себе», в которой многое заключено, но из которой ничего не извлечено.

В общем, пока итог моих впечатлений таков: что посмотрела, не жалею ни секунды, но разочарование и очарование этой картиной во мне пока в равных пропорциях.

Людмила Гриненко
Фото: filmz.ru, lenta.ru, mvestnik.ru, sobesednik.ru

 95 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

От комедии до триллера: 7 фильмов Вуди Аллена, пленяющих своей магией

1 декабря американский кинорежиссёр, актёр, продюсер, писатель, автор многочисленных рассказов и пьес Вуди Аллен отмечает 85-летний юбилей. Тонкий юмор, неповторимый стиль, самоирония и удивительная эстетика — то, что присуще картинам мастера. Его фи

#ТакоеКино: ода нежности, проклятый перевал и беспощадные СМИ

Порою бывает не так просто в потоке осенних премьер выделить что-то действительно стоящее. Онлайн-кинотеатры и ТВ предлагают достаточное количество интересного контента. Но ведь согласитесь, главный критерий всегда остаётся неизменным – сильные эмоци

Тутовое дерево, король Лир и кот Фил

На днях в Москве простились с народным артистом СССР Арменом Джигарханяном. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом с дочерью, как и хотел. Нам остаются его многочисленные фильмы – с его участием снято более 250 (!) картин, что стало рекордом в

#ТакоеКино: влюблённый Шерлок, загадочный «Псих» и новый «Метод»

Любите ли вы осень так, как любят её поклонники сериалов? Согласитесь, трудно не любить это время года, когда можешь заварить себе вкусный чай, завернуться в плед, положить в ноги кота и мониторить новинки онлайн-кинотеатров. Увы, пока оффлайн-киноте

Смотрим и вдохновляемся: топ-5 фильмов с Эммой Стоун

6 ноября своё 32-летие отмечает американская актриса Эмма Стоун. За роль Мии Долан в трагикомедийном фильме-мюзикле «Ла-Ла Ленд» она получила широкое признание критиков и была удостоена множества наград, включая премии «Оскар», «Золотой глобус», BAFT

Новости ForPost

Метки

Конкурс красоты опера Кванториум театр художник Великая Отечественная война Дворец культуры рыбаков Мастер и Маргарита Александр Петров Живая классика видеосервис "START" выставка Море День рыбака Анна Каренина Балаклава Опера в Херсонесе Севастополь Конкурс "Живая классика" пандемия Психо Дель Арт карантин праздник Золотая балка изоляция открытие сезона вокал Херсонес Таврический Театр им. Кукол кино Севастопольский ТЮЗ История Молодёжь живопись СевТЮЗ Импровизационный батл спектакль благотворительность Херсонес 75 лет Победы роман "Текст" СЦКиИ Фёдор Достоевский Новый год в Севастополе Ольга Панкратова мастер-классы конкурс Дмитрий Глуховский Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" самоизоляция Бесы Севастопольский офицерский бал Большой севастопольский офицерский бал Федюхины высоты Достоевский Сергей Шнуров Театр имени Луначарского Музей-заповедник "Херсонес Таврический" спектакли VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» группа Ленинград поэзия кинофестиваль Святой Владимир дети Клим Шипенко книги День ВМФ Константин Богомолов театр танца Вадима Елизарова музыка Фонд «Живая классика» Большие гастроли фестиваль онлайн-марафон концерт творчество #WineFest фильмы Картины Театр танца им. Вадима Елизарова Театральная улица ДКР балет коронавирус Лев Толстой Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Григорий Лифанов Крымский военно-исторический фестиваль театр Луначарского художники День Победы Международный день танца 9 мая выставки День театра Музеи онлайн Онлайн-экскурсии искусство Динопарк шоу