«Грех» Андрея Кончаловского: «Когда б вы знали, из какого сора…»

21-11-2019 17:22

Видимо, это основная мысль картины Кончаловского, которая должна была называться «Монстр» (и это первоначальное название было, несомненно, точнее). Всё распиаренное разочаровывает неизбежно. Нет-нет, фильм не второстепенный. Это, конечно, дорогая кинопродукция, эпичная картина с большой претензией на постижение природы гениальности; в ней прекрасная операторская работа, совершенно замечательный актёрский кастинг.

Но, как человек, побывавший в Италии, скажу – там не трудно «оживить» хоть античность, хоть средневековье, хоть Возрождение: по улицам там всё ещё ходят и в кафе сидят живые модели римских скульпторов и живописцев Ренессанса – бери и снимай. 

В фильме много завораживающе красивых панорам, кадров, эпизодов и деталей, много интересной исторической фактуры, но, вместе с тем, много отталкивающего натурализма, в демонстрации которого порою нет никакого смысла, да и есть ли правда?

Так ли уж грязно жили тогда люди в городах Италии, где существовали муниципальные учреждения, надзирающие за чистотой улиц, общественных источников воды и т. д., где преемственность от античного благоустройства городов была долго жива? Но, даже если люди, включая архитекторов и других мастеров Возрождения, в быту мало отличались от скота, то постоянное и навязчивое смакование всякого рода физиологических жидкостей, физических уродств, недугов, грязи, помоев призвано, наверное, подчеркнуть красоту, творимую людьми, столь равнодушными к бытовому окружению? Возможно, но в фильме это показать не удалось – шедевры показаны скупо и мельком. Мало музыки, а если она звучит, то как-то невнятно, не в гармонии с кадрами.

Вообще, мне показалось, что в фильме довольно много несоответствий, сценарий какой-то тоже невнятный, разваливающийся, как будто авторы так и не выбрали основную линию, основную мысль – о чём фильм? О гениальности, что выглядит безумием и существует помимо личности творца? Не слишком получилось. К сожалению, не знаю автора прекрасного, на мой взгляд, определения гениальности: гений – это отсутствие любого компромисса с реальностью.

Только раз показано это отсутствие компромисса – когда Микеланджело решает взять целый мраморный блок огромного размера (тот самый «монстр») и организует беспрецедентную операцию по его спуску с горы. Он берёт на себя всю ответственность, он всё ставит на карту, он несоразмерные деньги платит, лишь бы всё было так, как ему нужно, как он задумал; но в какой-то момент эта сила, мощь, бескомпромиссность ради творческой идеи вдруг иссякает, разменивается на кузнечные железки.

Из-за слабого сценария Микеланджело суетливо и хаотично мечется по фильму без видимого смысла, так как за творчеством или ремеслом мы его почти не видим, а его нравственные и творческие терзания выражаются больше в неопрятности, вспыльчивости и резких приседаниях в углах. Режиссёр даже боится заглянуть в его бумаги – нет, не в денежные счета, а в творческие наброски (кстати, вот именно бумага в кадре смотрится очень современной, хотя в остальных деталях всё сочно-достоверно). Мы так и не видим эскизов, мук творчества. Мне показалось, что сценарий «провисает» из-за претензий на нечто большее, чем стандартный байопик, но выскочить из плоскости не удалось, многие исторические персонажи уж очень «ходульны», несмотря на фактурность.

Понятно, что сценаристам всё о гении известно, но они же не для себя фильм снимали, хотя… Они требуют от зрителей серьёзного знания предмета. А почему, собственно? Что именно прозревал Микеланджело в этой огромной мраморной глыбе? Просто понравилась? Он просто был поклонником Данте? Стихи нравились? Или он сам был поэтом, философом? В фильме о Микеланджело очень мало собственно о Микеланджело. Ещё одна странность фильма, скорее всего, неслучайная: люди Ренессанса почти нерелигиозны, они, как кажется, вовсе не нуждаются в Боге, несмотря на обилие внешнего христианского антуража. Ну последователи Савонаролы в фильме выглядят неопасными фриками на фоне «деловых людей» Ренессанса – пап и герцогов.

Писали, что играет героя фильма актёр-непрофессионал, но мне он как раз очень понравился: не переигрывает нигде. Даже то, за что дразнили Микеланджело безумцем – творческая одержимость, внутреннее видение пропасти между замыслом и воплощением и, следовательно, сознание собственного ничтожества и бессилия воплотить совершенство, – он старается показать очень органично. Ну и противоречивость характера, смесь низкого и высокого, тоже достаточно гармонично, хоть и звучит парадоксом.

Конечно, мы только сегодня посмотрели фильм и впечатления ещё не уложились, я даже не пойму пока, понравился мне «Монстр»/»Грех» или не понравился, поэтому ворчу. Несомненная удача – сцены в карьере Каррары, там всё прекрасно, осмысленно и гармонично: Бог, люди, природа, труд. Именно эта линия могла бы стать струной, камертоном, смыслом фильма, если бы она логически пронизывала сценарий, но подобно огромному мраморному блоку – «монстру» она просто грузно легла на него, оставаясь при этом красивой «вещью в себе», в которой многое заключено, но из которой ничего не извлечено.

В общем, пока итог моих впечатлений таков: что посмотрела, не жалею ни секунды, но разочарование и очарование этой картиной во мне пока в равных пропорциях.

Людмила Гриненко
Фото: filmz.ru, lenta.ru, mvestnik.ru, sobesednik.ru

 600 Всего просмотров



Андрей Кончаловский, Фильм "Грех",

Поделиться:

Похожие посты

Кино всё-таки будет: нового «Бэтмена» увидеть в Севастополе можно, но сложно

Несмотря на санкции и запреты, в России стартовал показ "Бэтмена" Мэтта Ривза. Хорошую новость сообщил телеграм-канал «Кинократия». Релиз фильма в нашей стране был

К выпуску готовится первый сериал по сценарию нейросети

В России появится сериал, основанный на сценарии нейросети, обученной на комедийных хитах СТС, - сообщает Подробнее

Шаг в бесконечность: топ-5 фильмов про невероятный космос

Наша Вселенная полна загадок и необъяснимых явлений. Да что уж говорить — её размер уже сам по себе является тайной. В кинематографе тема исследования Вселенной отнюдь не нова. «Путешествие на Луну» — первый фильм о разведывании дальних уголков косми

«Мы воспитали зрителя в клиповом мышлении», — сценарист Александр Беланов о кино

«Голливуд» уходит из России. Сможет ли отечественный кинематограф стать альтернативой американской «фабрики грёз»? Актёр и сценарист Александр Беланов — о возможности возвращения к советскому кино, цензуре в искусстве и стандартах качества, которые п

Необыкновенное чудо Григория Лифанова

Григорий Лифанов свой новый, совершенно очаровательный и дивный спектакль «Обыкновенное чудо» посвятил Марку Захарову. «Учителю – великому режиссеру…» – такое признание мы читаем в программке к новой работе Севастопольского академического русского др

Новости ForPost

Метки

фестиваль Эрмитаж Россия художники Федюхины высоты мастер-классы Фёдор Достоевский Большие гастроли Херсонес выставки Театр им. Кукол пандемия ДКР Михаил Булгаков Опера в Херсонесе СЦКиИ спектакль Музеи онлайн Клим Шипенко Александр Петров Севастопольский ТЮЗ Динопарк Конкурс "Живая классика" Театр имени Луначарского поэзия День Победы 9 мая Море Великая Отечественная война онлайн-марафон Международный день танца 75 лет Победы Санкт-Петербург Психо Дель Арт коронавирус арт-отель "Украина" творчество Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Сергей Шнуров Таврида-АРТ День России изоляция Крым Фонд «Живая классика» танцы Ольга Панкратова Zакрытый покаZ Музей обороны Севастополя Конкурс красоты Молодёжь фильмы Театр Лавренёва Дворец культуры рыбаков ЦГБ им. Л.Н.Толстого Сергей Безруков Андрей Маслов музыка живопись Григорий Лифанов День ВМФ Мастер и Маргарита самоизоляция Картины Лев Толстой Севастопольский театр оперы и балета выставка карантин Театральная улица дети театр Луначарского художник Мариинский театр «Оперные вечера в Севастополе» История Севастополь Афиша Севастополя Музей-заповедник "Херсонес Таврический" искусство Живая классика кинофестиваль Святой Владимир балет кино Крымский военно-исторический фестиваль Золотая балка опера книги Валерий Либа Анна Каренина VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Достоевский СевТЮЗ театр драмы "Психо Дель Арт" праздник Бесы спектакли Балаклава Херсонес Таврический театр Большой севастопольский офицерский бал концерт