«Грех» Андрея Кончаловского: «Когда б вы знали, из какого сора…»

21-11-2019 17:22

Видимо, это основная мысль картины Кончаловского, которая должна была называться «Монстр» (и это первоначальное название было, несомненно, точнее). Всё распиаренное разочаровывает неизбежно. Нет-нет, фильм не второстепенный. Это, конечно, дорогая кинопродукция, эпичная картина с большой претензией на постижение природы гениальности; в ней прекрасная операторская работа, совершенно замечательный актёрский кастинг.

Но, как человек, побывавший в Италии, скажу – там не трудно «оживить» хоть античность, хоть средневековье, хоть Возрождение: по улицам там всё ещё ходят и в кафе сидят живые модели римских скульпторов и живописцев Ренессанса – бери и снимай. 

В фильме много завораживающе красивых панорам, кадров, эпизодов и деталей, много интересной исторической фактуры, но, вместе с тем, много отталкивающего натурализма, в демонстрации которого порою нет никакого смысла, да и есть ли правда?

Так ли уж грязно жили тогда люди в городах Италии, где существовали муниципальные учреждения, надзирающие за чистотой улиц, общественных источников воды и т. д., где преемственность от античного благоустройства городов была долго жива? Но, даже если люди, включая архитекторов и других мастеров Возрождения, в быту мало отличались от скота, то постоянное и навязчивое смакование всякого рода физиологических жидкостей, физических уродств, недугов, грязи, помоев призвано, наверное, подчеркнуть красоту, творимую людьми, столь равнодушными к бытовому окружению? Возможно, но в фильме это показать не удалось – шедевры показаны скупо и мельком. Мало музыки, а если она звучит, то как-то невнятно, не в гармонии с кадрами.

Вообще, мне показалось, что в фильме довольно много несоответствий, сценарий какой-то тоже невнятный, разваливающийся, как будто авторы так и не выбрали основную линию, основную мысль – о чём фильм? О гениальности, что выглядит безумием и существует помимо личности творца? Не слишком получилось. К сожалению, не знаю автора прекрасного, на мой взгляд, определения гениальности: гений – это отсутствие любого компромисса с реальностью.

Только раз показано это отсутствие компромисса – когда Микеланджело решает взять целый мраморный блок огромного размера (тот самый «монстр») и организует беспрецедентную операцию по его спуску с горы. Он берёт на себя всю ответственность, он всё ставит на карту, он несоразмерные деньги платит, лишь бы всё было так, как ему нужно, как он задумал; но в какой-то момент эта сила, мощь, бескомпромиссность ради творческой идеи вдруг иссякает, разменивается на кузнечные железки.

Из-за слабого сценария Микеланджело суетливо и хаотично мечется по фильму без видимого смысла, так как за творчеством или ремеслом мы его почти не видим, а его нравственные и творческие терзания выражаются больше в неопрятности, вспыльчивости и резких приседаниях в углах. Режиссёр даже боится заглянуть в его бумаги – нет, не в денежные счета, а в творческие наброски (кстати, вот именно бумага в кадре смотрится очень современной, хотя в остальных деталях всё сочно-достоверно). Мы так и не видим эскизов, мук творчества. Мне показалось, что сценарий «провисает» из-за претензий на нечто большее, чем стандартный байопик, но выскочить из плоскости не удалось, многие исторические персонажи уж очень «ходульны», несмотря на фактурность.

Понятно, что сценаристам всё о гении известно, но они же не для себя фильм снимали, хотя… Они требуют от зрителей серьёзного знания предмета. А почему, собственно? Что именно прозревал Микеланджело в этой огромной мраморной глыбе? Просто понравилась? Он просто был поклонником Данте? Стихи нравились? Или он сам был поэтом, философом? В фильме о Микеланджело очень мало собственно о Микеланджело. Ещё одна странность фильма, скорее всего, неслучайная: люди Ренессанса почти нерелигиозны, они, как кажется, вовсе не нуждаются в Боге, несмотря на обилие внешнего христианского антуража. Ну последователи Савонаролы в фильме выглядят неопасными фриками на фоне «деловых людей» Ренессанса – пап и герцогов.

Писали, что играет героя фильма актёр-непрофессионал, но мне он как раз очень понравился: не переигрывает нигде. Даже то, за что дразнили Микеланджело безумцем – творческая одержимость, внутреннее видение пропасти между замыслом и воплощением и, следовательно, сознание собственного ничтожества и бессилия воплотить совершенство, – он старается показать очень органично. Ну и противоречивость характера, смесь низкого и высокого, тоже достаточно гармонично, хоть и звучит парадоксом.

Конечно, мы только сегодня посмотрели фильм и впечатления ещё не уложились, я даже не пойму пока, понравился мне «Монстр»/»Грех» или не понравился, поэтому ворчу. Несомненная удача – сцены в карьере Каррары, там всё прекрасно, осмысленно и гармонично: Бог, люди, природа, труд. Именно эта линия могла бы стать струной, камертоном, смыслом фильма, если бы она логически пронизывала сценарий, но подобно огромному мраморному блоку – «монстру» она просто грузно легла на него, оставаясь при этом красивой «вещью в себе», в которой многое заключено, но из которой ничего не извлечено.

В общем, пока итог моих впечатлений таков: что посмотрела, не жалею ни секунды, но разочарование и очарование этой картиной во мне пока в равных пропорциях.

Людмила Гриненко
Фото: filmz.ru, lenta.ru, mvestnik.ru, sobesednik.ru

Loading



Андрей Кончаловский, Фильм "Грех",

Поделиться:

Похожие посты

Лучшие зарубежные фильмы 2024

Прошлый год запомнился яркими кинопремьерами: качественными новинками и продолжениями уже полюбившихся франшиз. Но какие из них точно не стоит пропускать? ForPost-Афиша уже знает ответ. Лучшие зарубежные фильмы 2024 года — в нашей статье.
Обложк

Лучшие к-поп песни 2024

Прошлый год запомнился яркими к-поп релизами. Большинство из них играли в наушниках даже у тех, кто никогда не считал себя поклонником жанра. Пришло время узнать лучшие к-поп песни 2024 года по версии ForPost-Афиши.
Обложка: Canva

5. T

Лучшие дорамы 2024

Какие дорамы в прошедшем году заставляли сердца поклонников трепетать и возглавляли топы стриминговых платформ? ForPost-Афиша уже знает ответ и собрала лучшие дорамы 2024 в этом материале.
Обложка: Canva

Цве

Лучшие песни и альбомы 2024

Вспоминаем музыку уже прошедшего года. Билли Айлиш, Charli XCX, Хадн Дадн — рассказываем про лучшие песни и альбомы 2024 года по версии ForPost-Афиши.
Обложка: Columbia, Far Out / Petros Studio, Charli XCX

«Финист. Первый богатырь»: сольник, который никто не просил

1 января в отечественном прокате стартовал «Финист. Первый богатырь». Это новая часть франшизы «Последний богатырь», которая восемь лет назад стартовала при поддержке Disney. Что ожидает зрителей в этом фильме и стоит ли идти на новинку в кинотеатры

Новости ForPost

  • No items

Метки

творчество фильмы 2023 изоляция игры 2024 сериалы 2024 Гарри Поттер Тейлор Свифт Валерий Либа K-pop театр Луначарского Александр Петров музыка книги куда сходить рецензия музыка 2024 коронавирус искусство фильмы Неделя моды в Париже выставки Неделя моды Сергей Безруков театр драмы "Психо Дель Арт" российские фильмы игры 2023 9 мая Театр им. Кукол Dior ДКР балет Конкурс красоты мультфильмы 2023 мультфильмы 2024 "Кинопоиск" Клим Шипенко Louis Vuitton спектакль Фестиваль «Таврида — АРТ» Херсонес Андрей Маслов хоррор Золотая балка мода и стиль концерт мультфильмы карантин Мода Психо Дель Арт Дворец культуры рыбаков театр Балаклава афиша Севастополь Музей обороны Севастополя ЦГБ им. Л.Н.Толстого фестиваль музыка 2023 Федюхины высоты Конкурс "Живая классика" «Оперные вечера в Севастополе» праздник Обзор Netflix Balenciaga Крым Музей-заповедник "Херсонес Таврический" День ВМФ Большой севастопольский офицерский бал Херсонес Таврический живопись мастер-классы Севастополь арт-отель "Украина" Санкт-Петербург Модный показ художники Новый год Театр Лавренёва опера Афиша Севастополя Севастопольский ТЮЗ аниме 2024 СевТЮЗ BLACKPINK Аниме фестиваль «Природа Искусства» Григорий Лифанов СЦКиИ кино Севастопольский театр оперы и балета выставка спектакли День Победы поэзия Театральная улица сериалы 2023 Виталий Либа фильмы 2024 Театр имени Луначарского Российские сериалы