Говорит зритель: как Севастополь встретил «Белую гвардию»
В театре имени Луначарского прошли премьерные показы спектакля «Белая гвардия» в постановке Ивана Миневцева. Это не было классическим прочтением романа Михаила Булгакова. Тема войны присутствовала лишь фоном, а на первый план вышла история семьи Турбиных, проживающей в Киеве, в доме на Андреевском спуске. В спектакле речь шла о гуманистических ценностях: о честности, достоинстве и хрупкости любви. Зрители смеялись, плакали, сопереживали, рефлексировали, вспоминали. Одним словом — испытали полную палитру эмоций. Сделали для вас подборку самых трогательных и искренних отзывов.
«Тогдашние боль и страх: «что же с нами теперь будет?» всколыхнули недавно пережитое, задремавшее было уже. Не улеглось пока. Трудно выпутаться из эмоций и облечь их в слова. Идеальная передача характеров героев. Так хорошо (казалось бы) знакомые актёры открылись с другой (и снова прекрасной) стороны».
(Анастасия Румянцева)
«Не выразить словами то, как глубоко меня тронула история семьи Турбиных. Меня прижало, раздавило, каждый залп и выстрел будто пронзал насквозь. Уже при входе в зал и до самого конца восхищало освещение, мизансцены и действие, происходящее в зале, декорации, осколок благородного мира «метр на метр», как символ всего самого светлого и чистого, на фоне чёрного хаоса… В этот раз всë проняло до самого нутра, вызывало полный спектр эмоций, от смеха до слëз».
(Юлия Дощинская)
«Спектакль «Белая гвардия» по пьесе «Дни Турбиных» М.А. Булгакова предполагает полное погружение в действие. Пусть сначала так не покажется: мы наблюдаем за семьёй Турбиных, которая в своей «коробочке» с кремовыми шторами ведёт тихую жизнь. Но в следующий миг мы оказываемся внутри боевых действий. Вместе с героиней идём по улице, осыпаемой снегом, когда убитая горем, она выбегает наружу в поисках утешения.
Главные герои одеты в белое, Тальберг и юнкера – в чёрное. По ходу действия понимаешь, что такое разделение должно быть и в жизни: нужно уметь отличить доброе от худого. Но нельзя делить на белых и красных. Кстати, в спектакле и нет такого разделения. Есть мир и война – два полярных состояния человечества, «а что сверх этого, то от лукавого»».
(Марина Майстрова)
«Все «светлые» герои страдают не по прошлой жизни, они оплакивают душу своей страны. «Народ против нас». Поразило что отрицательных персонажей всего два, они довольно нелепые и комичные, однако создаётся ощущение бесконечной тревоги и страха на протяжении всего спектакля. Зло рядом, за стенкой твоей картонной коробки…»
(Лара Гаврисенко)
«На спектакле я два часа плакала. А потом уже не могла. Хотя хотелось. Меня словно что-то преследует. Словно должно случиться что-то ещё. Будто не закончилась ещё эта история. Как так могло случиться? Есть в этом что-то поломанное. И страшное. Как будто кто-то чужой, равнодушный ходит рядом с моей душой и пытается в неё проникнуть. Он не нападает и не говорит ни слова. Он просто ждёт. Он наблюдает своим внимательным ледяным взором за каждым моим внутренним шагом. И я ничего не в силах поделать.
Нельзя ни закричать, ни заплакать, ни заломить рук. Да и говорить об этом нельзя. Надо только каждый миг мысленно возвращаться к пережитому, снова и снова вспоминать, думать чувствовать… И не понимать всё же… Ну как же так? Ведь так не бывает. Ведь так не может быть. Сломался мир и люди сломались. Сломалась вера, сломалась душа. И навсегда останутся эти глубокие раны, и не станут они шрамами, а будут кровоточить снова и снова. Снова будет рушиться невоздвигаемый мир. Снова тьма будет приходить поглощать. И кто-то чужой будет напоминать о себе. Он не уйдет никуда. И ни секундочку не даст покоя израненной душе».
(Мария Георгиева)
«Честно, я не понимала «Белую Гвардию». До до сегодняшнего дня. Сегодня все изменилось. Спектакль «Белая Гвардия» в театре имени Луначарского — это смех, это слезы, это радость, это отчаяние и большая Надежда. Гражданская война. Это больно. Я желаю всем Мира. Это важно! А спектакль сильный. Очень крутая режиссёрская работа! Очень атмосферно. Я плакала вместе с Еленой, когда умер Алексей. Я смеялась над Шервинским и Лариосиком. У меня ещё много эмоций после спектакля, но одно я знаю точно. Я счастлива снова вернуться в свое «место силы»».
(Дана Сидоренко)
«Но вот что интересно – в итоге сам спектакль, как нечто единое, все же язык не повернётся назвать «неудачным». Спектакль получился очень спорным, но, безусловно, интересным (не случайно он вызывает желание говорить о нем, спорить с режиссером и с актерами), у него есть потенциал, над ним желательно работать дальше, там есть очень много такого, что можно улучшить и усилить (и с точки зрения «тактики», и с точки зрения «стратегии»). Тогда через время весь спектакль, от начала и до конца, возможно, получится по-настоящему пронзительным».
(Андрей Зайков)
«…спектакль режиссера Ивана Миневцева: пронзительный, отчаянный, полный грусти и тоски по уходящей эпохе и такой понятный для всех севастопольцев. Мы, как и все зрители, аплодировали стоя.»
(Татьяна Языкова)
«Спасибо вам, Иван Сергеевич, за невероятную по силе и духу постановку, эту возможность примириться с нашей, русской историей, в которой так тесно переплетено и черное, и белое. Спасибо театру Луначарского и всем-всем, кто смотрит на нас в эти дни с афиш, а кажется, что через столетие».
(Мария Коротченко)
По материалам vk.com/lunacharskiy
Фото Анны Садовниковой, Татьяны Миронюк